Цели:
- Повторение и обобщение изученного материала по теме “Имя прилагательное” Закрепление изученных орфограмм.
- Умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки; разряд по значению; выражать свои мысли.
- Воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование:
- План темы “Имя прилагательное”
- Таблицы с изученными орфограммами
- Карточки
- Тесты
- Текст о феврале
- Иллюстрации картин (И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”; Г. Г. Нисский “Февраль. Подмосковье”)
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.
Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?
Знать:
- что такое имя прилагательное;
- его грамматические признаки;
- правописание прилагательных;
Уметь:
- находить имена прилагательные;
- определять грамматические признаки;
- правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами;
2. Индивидуальная работа по карточкам /Приложение №1/
3. Фронтальный опрос
- Какую часть речи закончили изучать?
- Что нового о прилагательном в 6 классе узнали?
- Составьте связный рассказ на тему “Что я знаю об имени прилагательном” по данному плану. /Приложение 2/
4. Комментированное письмо.
На стёклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
Д. Кедрин
- О чём говорится в этом четверостишье?
- Какую картину вы себе представили?
- Как вы понимаете значение слова заиндевелых?
- Подберите и запишите синонимы к слову выписал;
- Назовите прилагательные;
- Найдите орфограммы в прилагательных;
- Как мы различаем на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-;
- Какие прилагательные называются сложными?
- Расскажите правило, приведите примеры;
- Рифмованное правило;
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
5. Творческое задание:
К прилагательным подобрать и записать синонимичные сложные прилагательные.
изумрудный –
салатный -
бирюзовый -
багровый -
индиговый -
стальной -
6. Историческая справка
Название месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу.
Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму.
Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)
Знаете ли вы приметы, связанные с февралём?
В феврале сильные морозы – короткая зима.
Тёплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем
теплее в марте.
Послушайте, как описывает февраль писатель Николай Сладков
(Тексты на столах “Круговерть”) /Приложение 3/
7. Морфологический разбор
Февральский (мороз)
8. Творческое задание:
Вспомните и назовите картины, связанные с описанием природы в феврале. (И. Э. Грабарь “Февральская лазурь”, Г. Г. Нисский “Февраль. Подмосковье”)
По данным картинам составьте и запишите пять словосочетаний, используя в них качественные и относительные прилагательные.
- Давайте вспомним, какие прилагательные называются качественными, а какие относительными.
- Какие прилагательные не имеют степеней сравнения?
9. Словарный диктант
Назовите орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.
Словарный диктант проводит заранее подготовленный ученик.
2 ученика у доски работают (взаимопроверка).
10. Игра “Четвёртое лишнее”
дремуч(?), из-за туч(?), свеж(?), горяч(?)
(не)взрачный, (не)настный, (не)внимательный, (не)брежный
- спишите, раскрыв скобки;
- найдите и объясните “лишнее” слово;
- рифмованное правило.
11. Буквенный диктант
(Н и НН в прилагательных)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
нн | н | нн | н | нн | нн | н | н | нн | н |
- торжественный
- ледяной
- туманный
- ветреный
- законный
- организационный
- лебединый
- кожаный
- стеклянный
- соколиный
12. Работа с тестом
13. Подведение итогов
- Посмотрите в тетради и скажите, что мы на уроке повторили?
- Всё ли было понятно?
- Узнали на уроке что-нибудь новое?
- Комментирование оценок.
- Чья работа на уроке вам понравилась?
14. Домашнее задание:
- подготовиться к контрольному диктанту;
- написать мини-сочинение на тему “Зима”, указать разряды прилагательных.