Русский язык
-
Система лингводидактических упражнений игрового характера по разделу "Словообразование" как средство развития мышления учащихся (из опыта проведения спецсеминара) 2004
Игра как средство обучения, как средство формирования каких-либо качеств ребёнка притягательна во многих отношениях. В игре своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов и при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. Разработка и широкое внедрение систем лингводидактических упражнений игрового характера может оказаться серьёзным подспорьем учебному процессу.
-
Лингвистическое краеведение на уроках русского языка 2004
Лингвистическое краеведение является важным средством воспитания интереса и бережного отношения к языковой и речевой культуре родного края, позволяет повысить уровень владения русским языком. Такая форма углубленного изучения русского языка – эффективное средство привития учащимся стремления к «нравственной, духовной» оседлости.
-
Урок русского языка по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" (3-й класс) 2004
Представлен урок, проведенный в рамках городского семинара по теме "Современная деятельность учителя и воспитателя группы продленного дня в развитии творческих особенностей младших школьников".
-
Воспитание юных интеллектуалов через клубные формы работы 2004
Привлечение учащихся начальной школы к поисковой , исследовательской деятельности рассматривается как один из перспективных путей развития интеллекта. Клубная форма организации познавательного процесса позволяет в наибольшей степени раскрыть таланты ученика, развить интеллектуальные способности младшего школьника. Предлагаемая методическая разработка заседаний клуба "Знатоки" для учащихся 3-4 классов посвящена теме "Великий, могучий русский язык".
-
Мастерская по русскому языку (конспект). Мастерская по литературе (конспект) 2004
Данные материалы представляют собой разработки уроков русского языка и литературы в форме мастерской. Мастерская - новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. У ребенка надо пробуждать не желание учиться, а понимание того, что учиться необходимо.
-
Сочинение-описание произведений народного промысла 2004
1. Народные умельцы создали Хохлому, Палех, Городец, Гжель - образцы русского декоративно-прикладного искусства. 2. Мастера народного промысла в своих произведениях воспевают красоту мира. Наша задача - научиться видеть, понимать и ценить образцы народной культуры. 3. Описывая произведения народного промысла, мы развиваем свое мышление, речь, обогащаем словарный запас языка. Учимся передавать свое настроение.
-
Формирование ценностной ориентации "познание (истина)" у старшеклассников в условиях территории с градообразующим предприятием 2004
На территории с градообразующим предприятием, по данным наших исследований, ценностная ориентация (ЦО) "познание (истина)" не сформирована лишь у 7,8% старшеклассников. Организацию педагогической деятельности по формированию данной ЦО целесообразно осуществлять в трех направлениях: становление ценностных оснований жизни школы, реализация культурологического подхода в образовательном процессе, организация взаимодействия старшеклассников с социокультурными группами. Учебное исследование - форма, реализующая данные направления в комплексе.
-
Урок развития речи "Подготовка к сочинению — описанию внешности и костюма по картине Ф.В. Сычкова "Учительница-мордовка" (7-й класс) 2004
Урок построен на основе "Культуровоспитывающих технологий по интересам детей". Данное направление позволяет осуществлять межпредметные связи, развивать и реализовать творческие способности учащихся, умение грамотно владеть словом.
-
Открытый урок по русскому языку по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова 2004
Разработка урока, цель которого знакомство с краткими прилагательными.
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2004
Только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребенка. Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово - слово учителя, слово писателя. О литературном творчестве учащихся идет речь в этой статье.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь") 2004
Интегрирование уроков русского языка и литературы открывает широкие возможности для комплексного повторения, для наблюдения за точностью словоупотребления и ролью синтаксических конструкций на примере высокохудожественных текстов, а также помогает решить важные задачи воспитательного характера. Повторение синтаксиса сложного предложения в конце года в 9 классе провожу на примере повести И.С.Тургенева "Первая любовь".
-
Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету 2004
Школьное сочинение - сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Существуют различные жанры школьных сочинений. В целях пробуждения интереса учащихся к предмету целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения.
-
Функциональные стили речи 2004
Подготовка к ЕГЭ предполагает правильно спланированную работу по повторению орфографии, пунктуации, синтаксиса. Особое внимание уделяется стилистики и культуре речи. Большую трудность для многих учащихся представляет часть "С" - написание рецензии. Данный урок поможет учащимся преодолеть трудности в написании сочинения.
-
Салон Анны Павловны Шерер 2004
Материал представляет собой разработку первого урока по содержанию романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он написан в соответствии с педагогической идеей гуманизации образования и основан на следующих принципах: научный материал на доступном уровне, нравственные проблемы, психологические эффекты, учет творческого потенциала класса, работа с художественной деталью, практическая направленность.
-
Работа с непроверяемыми написаниями 2004
Работая с детьми над непроверяемыми написаньями, я пришла к выводу, что однообразие в этой работе ведет не только к утомляемости и плохой усвояемости этого раздела, но и к потере интереса к данному материалу. Поэтому в своей работе я использую не только серьезные задания, но и творческие задания. Главное их назначение - развитие языкового чутья, повышение грамотности.
-
Преподавание литературы с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий 2004
Основная идея - достижение нового качества образования на уроках литературы за счет оптимизации учебной, психологической, физиологической нагрузки учащихся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в преподавании литературы, использование принципов здоровьесберегающей педагогики.
-
Интегрированный урок русского и английского языков и литературы 2004
Творческий перевод учит детей соотносить слово и понятие, слово и образ, видеть слово или фразу в контексте, присматриваться к структуре своего и иноязычного предложения, учит выбору языковых средств в соответствии с функциональным стилем.
-
10 лет городской олимпиаде для младших школьников 2004
В статье содержатся цели и задачи олимпиады, ее структура, этапы проведения. Указана значимость материалов олимпиады для совершенствования учебного процесса и организации работы с одаренными детьми. Описана структура вариантов заданий олимпиады. Приведены некоторые характерные задания из архива олимпиады. Выделены основные отличия данной олимпиады, связанные с развитием мышления и креативности детей.
-
Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море 2004
Использование на уроках русского языка краеведческого материала способствует формированию личности гражданина Отечества, правил и норм поведения человека в обществе, воспитанию любви к малой родине и бережного отношения к своему городу, его истории, традициям, культуре. На таких уроках у учащихся формируется потребность в пополнении знаний путём самообразовательной работы, развиваются творческие и исследовательские навыки.
-
Система уроков по теме: "Лексика в 5-х классах спортивной направленности" 2004
Основа изучения нового материала - технология деятельностного обучения, которая, во-первых, решает проблему мотивации, во-вторых, позволяет углубить изучение лексики, добавив художественные средства выразительности, в-третьих, учит писать сочинение, совершенствуя написанное ранее.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Обращение и его роль в речи" 2003
Предлагаемый урок демонстрирует, как можно сочетать изучение русского языка и литературы с целью более глубокого и в то же время занимательного усвоения этих дисциплин.
-
Упражнения и педагогические приемы для развития мотивации на уроках русского языка 2003
Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
-
Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Рассказ И.А. Бунина "Красавица" 2003
Лингвистилистический анализ текста рассказа И.А.Бунина "Красавица" определяет замысел писателя, основную идею произведения: дети - символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко сломать, погубить, если взрослые не окружат его заботой и вниманием. Проводится анализ текста как языкового целого, ведётся наблюдение над эстетической функцией слова, анализ языковых средств и изобразительно выразительных средств.
-
Урок развития речи в 5-м классе 2003
На уроке развития речи в 5-м классе по теме "Земное путешествие инопланетян… Встреча с Мастером" используются приемы, основанные на графических и звуковых ассоциациях. В системе приемов, разработанных автором урока, учитываются индивидуальные особенности учащихся, одни из которых - "визуалы" (воспринимают мир зрительно); а другие - "аудиалы" (воспринимают мир через звук, слово). Основной целью данной системы является развитие зрительной, образной, логической памяти учащихся при усвоении литературоведческих терминов и навыков грамотного письма через использование эффективных способов запоминания, связанных с одним из направлений психологии - эйдетизмом (от греч. "эйдос" - образ), т.е разновидностью образной памяти, заключающейся в умении видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия.
-
Звуковые средства художественной изобразительности (урок русской словесности, 10-й класс) 2003
Звуковые средства изобразительности в произведениях поэтов и писателей.
-
Открытый урок по русскому языку в начальной школе (2-й класс): "Мягкий знак на конце слов" 2003
В конспекте открытого урока по русскому языку во 2-м классе представлена попытка установить межпредметные связи с уроками природоведения, чтения для реализации региональной учебной программы "Мы дети природы".Такая форма урока никого не оставляет равнодушным, создаёт атмосферу увлечённости. В урок внесены элементы курса "Народная художественная культура". Обязательной частью урока стали релаксационные паузы для выработки умения следить за своим здоровьем.
-
Путешествие-исследование по теме: "Лексика" 2003
В этом путешествии учащиеся закрепляют понятия лексикологии, как разделе науки о языке; понятия: лексическое и грамматическое значения слова; однозначные и многозначные слова; переносное значение слова; синонимы и антонимы. Работая над развитием речи, обогащают лексический запас,
-
Урок-игра по теме: "Имя существительное" 2003
Урок-игра является наиболее интересным методическим приёмом при повторении и обобщении пройденного материала. Предлагаемый урок-повторение, спрятанный за принимаемой детьми игрой, пройдёт интересней, чем обычный традиционный урок по этой теме. Такая форма работы вызывает наибольший интерес у детей, воспитывает чувство ответственности при работе в группах, создаёт ситуацию успеха.
-
Урок развития речи "Искусство быть другим" (7-й класс) 2003
Научить ребят думать можно, если задания, вопросы, темы творческих работ обращать к самим учащимся, а не к практической статье. Мыслительная работа (данный урок - тому пример) должна быть постоянной - это непременное условие её действенности. От содержания и направленности урока зависит формирование умений связной речи, воспитание таких простых человеческих качеств, как сострадание, милосердие, сочувствие. Урок призван сформировать у учащихся такие понятия как “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; должен помочь развить у ребят навыки связной речи, воспитывать в детях умение выражать своё доброе отношение к людям. Стараюсь, чтобы естественным состоянием на уроке было творческое настроение.
-
Урок-размышление на тему: "Я не поэт, а гражданин" 2003
Вместе с учащимися мы пытаемся поразмышлять над социально-нравственными категориями "гражданин", и "патриот", проанализировав произведения К. Рылеева, выяснить, как эстетический идеал гражданина представлен в творчестве поэта-декабриста. На таком уроке идёт формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления событий.