Цель: учащиеся задумаются о роли матери в жизни человека.
Задачи:
- Учащиеся познакомятся с содержанием рассказа И. Пенькина “Корабль-туча”;
- Проанализируют текст, сопоставляя свое отношение к прочитанному;
- Сформируют свое отношение к маме, к женщине, к родине.
Оценка:
- Направленное чтение, пятистишия-характеристики;
- Многоуровневые вопросы (простые и сложные);
- Составят письмо маме, размышляя о своем будущем.
Материалы к уроку: распечатанный текст рассказа Ив. Пенькина “Корабль-туча”, лист ватмана, фломастеры, разноцветные заготовки, клей, двойные листы.
Ход занятия.
1. Побуждение интереса к учению.
Давайте поговорим о самой сокровенной мечте. На голубых листочках-“волнах” каждый напишите свое имя и кем мечтаете стать в будущем.
Дети пишут на голубых “волнах” свое имя и название будущей профессии.
Первый и последний учащийся в классе (26 человек) помогают учителю приклеивать “волны” вниз листа ватмана, прикрепленного к доске, после озвученного желания. Выслушиваются абсолютно все учащиеся.
- Напоминает это волны?
Наша жизнь - плавание в огромном необозримом море. Научиться хорошо плавать в этом жизненном море, выйти победителем в борьбе со стихией поможет необходимая подготовка уже сейчас. Но, отправляясь в дальнее плавание, всегда нужно помнить свою родину и самых близких, родных людей: папу, маму, учителей, воспитавших тебя.
Хотите прочесть о мальчике, мечтавшем стать капитаном, каким был его отец?
Как он готовился к осуществлению своей мечты?
II. Поиск ответов на поставленные вопросы.
1. Чтение I части.
Эй, пострел, готов ли ты к далекому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, еще ничего не знаешь о корабле-туче?
Тогда садись и слушай, пока еще не вышел в открытое море. Об этом нужно знать, прежде чем выучишь первое морское слов
- Как вы думаете, о чем будет рассказ?
2. Чтение II части.
Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: “Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан “Доброй надежды”. Прощайте”. Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: “Кем ты хочешь быть?”
Мальчику стало даже смешно. “Конечно, капитаном”, - ответил он.
Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.
- Капитаном, - снова проговорил сын.
- Хорошо, - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта.
Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди.
Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям.
Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул.
Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших…
Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.
- Расскажите о героях, составляя их краткие характеристики, опираясь только на материал 2 части.
(1-2 группы об отце, 3-4 группы о матери, 5-6 группы о сыне)
отец | мать |
сын
|
|
3. Чтение III части.
В один прекрасный день в бухту вошел красивый корабль под алыми парусами.
На этом корабле все вещи сверкали золотом. Якорные цепи и даже сами якоря были золотыми. Люди еще никогда не видели такого корабля. Все жители этого городка, от мала до велика, высыпали на берег моря. И вдруг неожиданно для всех с мостика корабля прозвучала команда:
- Снести этот город с лица земли и не оставить здесь ни единой души!
Ударили корабельные пушки, и били они до тех пор, пока все дома не сровнялись с землей, и не стало слышно человеческого голоса. Тогда корабль причалил к берегу, и седой, с ястребиным носом адмирал повесил на шею капитана большой бриллиантовый крест. А в это время из-под развалин домика, стоявшего у самого берега, вышла сгорбленная старушка и стала карабкаться по трапу на корабль, навстречу капитану с адмиралом, которые собирались сходить на берег.
- Куда тебя несет, старая черепаха? – заорали на нее матросы.
- Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать, - ответила старуха.
Капитан, узнав в старухе свою мать, сначала смутился, а потом, справившись с собой, закричал на матросов:
- Кто вам разрешил подпускать к кораблю всяких старух? Нет у меня никакой матери!
Какие вопросы возникли у вас при чтении III части текста?
- Почему все жители города вышли на берег моря?
- В чем необычность корабля?
- С какой целью капитан собирается “снести город с лица земли, не оставить здесь ни единой души”? Ради чего?
Можно свою мечту воплотить в реальность, можно стать капитаном корабля. Но отец был капитаном “Доброй надежды”, погиб, защищая город от пиратов. Сын - капитан золотого корабля стал пиратом: за деньги, золото, за “бриллиантовый крест”. Отдает команду разрушить город, который защищал когда-то его отец, в котором живет забытая им мать, вырастившая и воспитавшая этого рослого “отважного”, “смелого” и “красивого” капитана.
Адмирал, седой, с ястребиным носом, одобряя действия пирата, награждает капитана большим бриллиантовым крестом за разрушение города, за предательство Родины, за забвение матери. Сколько бы ни было богатства (золото, деньги, бриллианты и т.д.) его всегда мало. Но чего-то самого необходимого нет ни у капитана, ни у безжалостного, жестокосердного адмирала.
Сгорбленная старушка и обращается к ним: “Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать?” К нашему ужасу, капитан, узнав в старухе свою мать, отрекается от нее: “Нет у меня никакой матери!”
- Как вы думаете, можно ли так закончить рассказ?
- Что может произойти дальше?
(Выслушиваются по группам все варианты окончания рассказа.)
4. Чтение IV части.
- А если у тебя нет матери, - сказала старуха, - значит, нет у тебя родины, а если нет родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям – судьба блуждающих туч. Только она успела проговорить так, как корабль стал подниматься к небу и превращаться в тучу.
- Мама, мама! – закричал капитан, но уже было поздно. Ветер подхватил тучу и понес куда-то.
С тех пор эта туча бродит по свету. Другие тучи хоть дождем выпадают на землю, а эта носится от одного края неба до другого с опущенными якорями, тщетно надеясь зацепиться хоть за что-нибудь на земле.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Как мы назовем свой корабль, отправляясь в плавание по морю жизни, “Добрая надежда” или “Золотой”?
- Какие слова напишем девизом на парусах?
(Уважение, благодарность, забота, долг, память, любовь, патриотизм)
III. Рефлексия.
1. Письмо маме. Каким я представляю свое будущее? (10-15 минут)
2. Учащиеся в группах перечитывают все работы.
3. Работа, признанная лучшей, зачитывается на “авторском стуле” перед всем классом.
Примеры писем:
Работа Жибоедова Виктора, ученика 5 “В” класса.
“Милая мамочка! Я очень хочу, чтобы в будущем мы жили хорошо. Для этого я постараюсь хорошо учиться, окончить школу, поступить в институт, чтобы получить престижную работу. Я очень благодарен тебе за твою заботу. Еще я очень люблю свою Родину и ни за что не стану разрушать ее.
Мама, я тебя очень люблю! Когда я вырасту, стану работать адвокатом, защищая права людей, я буду заботиться о тебе, чтобы вся семья была счастливой”.
Работа Огарева Ивана, ученика 5 “А” класса.
“Здравствуй, милая мамочка! Я вижу себя в будущем футболистом, потому что очень люблю этот вид спорта, и уже выступал на соревнованиях за честь школы.
Когда вырасту и устроюсь на работу, я буду заботиться о тебе. Один человек, который так меня любит, - это ты, моя добрая, нежная мамочка! Но еще я благодарен стране, которая дает мне возможность осуществить свою мечту. Я никогда не предам ни семью, ни город, ни страну, потому что девизом своей жизни я избрал слова “Уважение и патриотизм”.
До свидания, любимая мамочка!”
Заключительное слово.
Разрешите поблагодарить всех за участие в разговоре. Каждый доверительно поделился своей мечтой. Представляя себя капитаном, ведущим корабль по огромному безбрежному морю жизни, написал требования к себе на корабельных парусах, выбирая самые главные слова для девиза – конечной цели, называясь капитаном “Доброй надежды”. Все определились в главном: сколько бы ни было богатства (золота, денег, бриллиантов), его всегда мало, оно не приносит счастья. Еще раз, задумываясь над ценностями жизни, сделали потрясающие выводы. Главное в жизни – это знать, что ты, твой труд кому-то жизненно необходим, что мать будет ждать даже погибших детей, “пока солнце в ее глазах не становится черным”. Никогда нельзя забывать маму и родную землю, чтобы не уподобляться судьбе блуждающих туч. Мечтайте, творите, дерзайте, помните! Пусть вам сопутствует удача!