Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Развитие мышления через организацию практической деятельности учащихся на уроке руского языка 2005

    Автор: Двойнишникова Татьяна Федоровна

    Развивая мышление учащихся, учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала и методологических принципов данной науки. В статье рассматривается организация работы по развитию мышления учащихся на уроках русского языка и формы контроля этой деятельности. В приложениях даны примерные контрольно-измерительные материалы и конспекты уроков.

  • Урок по теме: "Определение", 5 класс 2005

    Автор: Жукова Елена Сергеевна

    Разработка урока по теме "Определение" для 5 класса общеобразовательных учреждений.

  • Урок русского языка по теме: "Наречие как часть речи" 2005

    Автор: Логвинова Ольга Ивановна

    На уроке самостоятельного изучения нового материала главную роль играет подготовительный этап к уроку: объяснить классу изученный материал; представить историческую справку о возникновении наречий в занимательной форме; изобразить самостоятельно изученный материал в схемах, таблицах, рисунках; подготовить вопросы по изучаемому материалу (в том числе проблемные); подготовить занимательный материал к уроку. Урок проводится в форме отчёта групп по выполненным заданиям.

  • Использование музыки, изобразительного искусства, литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся 2005

    Автор: Гулидина Ольга Юрьевна

    Деятельность учителя — это творчество, это поиск, это совершенствование своего педагогического мастерства, индивидуальный подход к каждой теме, к методическому решению каждого урока. Обучение на познавательной, мотивационной основе — стимул интереса к обучению, желанию узнавать, творить. Использование музыки, изобразительного искусства и литературы — один из способов активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.

  • Современная дидактическая игра по русскому языку "Банк знаний". 5-й класс 2005

    Автор: Шевадрикова Любовь Сергеевна

    Вашему вниманию представляется описание дидактической игры, разработанной для урока русского языка в 5-м классе. Проведение данной игры по теме "Синтаксис" позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но и формировать коммуникативные способности, поможет учащимся освоить социальные роли, получить представления о современной структуре социума. Игра вызывает понимания и интерес к реальной деятельности взрослых людей в современном мире. Деятельность учащихся направлена на саморазвитие личности, самооценку учебного труда, развивает самостоятельность.

  • Урок русского языка в 3-м классе по занковской системе. Тема: "Часть речи — имя числительное" 2005

    Автор: Казакова Валентина Иннокентьевна

    Предлагаемый урок русского языка в 3-м классе выстроен в четком соответствии с методическими принципами технологии проблемного обучения. На уроке используется фронтальная форма работы. Учащиеся самостоятельно, при направляющей инструкции учителя, "открывают" новое знание. Ученикам предлагается разного вида задания для закрепления полученного знания. Все этапы связанны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой теме. "Часть речи - имя числительное".

  • Рассказ по картине О.Д.Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе 2005

    Автор: Фадеева Нина Васильевна

    Писать сочинение школьнику всегда трудно, еще труднее работать над сочинением по картине. И вряд ли кто-то сможет опровергнуть это суждение. В прошлый раз, отправляя на Фестиваль разработку урока "Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "За мир!", я поделилась своими находками, которые помогают мне сделать уроки развития речи не только обучающимися, воспитывающими, но и помогающими разбудить интерес к русскому языку и литературе. С каждым уроком по работе над картиной углубляются умения обучающихся ее описывать, большинство может увидеть на ней все, что хотел выразить художник, сделать живыми героев картины. И с каждым уроком задания усложняются. Работая по картине О. Д. Яновской "Ждут", дети смогли написать свои рассказы (а именно такое задание и было) - умные, искренние, добрые.


  • У истоков слова 2005

    Автор: Куценко Людмила Васильевна

    Поиском ответов на вопрос: "Как рождаются слова?" занимается этимология. На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с значением и происхождением слов, учаться любить богатую и образную родную речь.

  • Русский язык. Деловые бумаги. Программа курса по выбору (урок) 2005

    Автор: Аистова Людмила Федоровна

    Курс по выбору "Деловые бумаги" предполагает образцы оформления деловых бумаг, рассчитанный на учащихся 8-9 классов. Основное внимание уделено оформлению деловых бумаг, изложению правил, норм, требований к оформлению документации. Важнейшей функцией деловых бумаг является информационная. Задача курса - научить единым правилам и требованиям в оформлении деловых бумаг.

  • Урок толерантности русского языка 2005

    Автор: Ахметова Мария Федоровна

    Основные цели урока - повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся, развитие умений пользоваться словарями, воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению, приобщение к культуре.

  • Учебно-методические материалы к изучению темы "Словосочетание" в 5-м классе 2005

    Автор: Юрьева Евгения Сергеевна

    Статья молодого специалиста, работающего в школе № 758 г. Москвы, посвящена начальному изучению синтаксиса в 5-м классе. Внимание к изучению словосочетания не случайно – навыки по определению смысловых вопросов и выделению главного и зависимого слов помогут школьникам в актуальном членении предложения. Как сделать так, чтобы заинтересовать учащихся? Предложенные уроки содержат задания, способствующие совершенствованию речевых навыков, а также развитию познавательного интереса.

  • Обучение грамоте по теме: "Закрепление буквы "Х" 2005

    Автор: Ступенко Ольга Павловна

    В работе рассмотрен конкретный пример обучения грамоте учеников начальных классов – закрепление знаний о букве "Х".

  • Урок русского языка «"Подготовка к написанию сочинения по музыкальному произведению "Описание снежинок"», 5–6-е классы 2005

    Автор: Ландик Елена Юрьевна

    Данный урок призван помочь развитию и совершенствованию у учащихся способности ассоциативно мыслить, целостно воспринимать произведение искусства, стройно и логично излагать свои чувства и ощущения, возникшие при знакомстве с шедевром. Ценным является и то, что на уроке учащиеся осознанно пополняют свой лексический запас.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Какая часть слова важнее?" 2005

    Автор: Азаркина Светлана Михайловна

    Урок обобщения изученного материала по разделу "Словообразование" в 5-м классе. Проблемная постановка темы урока и его структура позволяют показать учащимся "открытость" учебного материала и организовать в дальнейшем их проектную деятельность по изученному разделу школьного курса русского языка.


  • Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" 2005

    Автор: Горохова Елена Михайловна

    Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода". Урок разработан в соответствии с дидактическими принципами РО Эльконина-Давыдова. На данном уроке использован проблемно-поисковый метод, способствующий развитию учебной деятельности учащихся, создается опорная модель-схема, что пробуждает интерес к изучаемому вопросу, развивает мышление учащихся.

  • Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта на уроках русского языка 2005

    Автор: Иваненко Людмила Ивановна

    Данная проблема является актуальной как для общеобразовательной, так и для коррекционной школы, хотя имеет свою специфику. Например, нарушению интеллекта всегда сопутствует недоразвитие речи, оказывающее влияние на усвоение знаний, умений и навыков по русскому языку. Дифференцированный подход к учащимся с нарушением интеллекта показан мною на примере уроков по развитию связной речи. Предлагаемая система дифференцированного подхода способствует вовлечению всех учащихся в общую работу класса и повышению качества письменных работ учащихся.

  • Упражнения к урокам обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 5-м классе 2005

    Автор: Якимова Ольга Николаевна

    Разнообразные по форме и содержанию упражнения помогут учителю спланировать уроки тематического повторения синтаксиса, пунктуации, фонетики. Упражнения составлены с учётом возрастных особенностей, уровня лингвистической подготовленности учащихся. К каждой теме предлагается итоговый тест.

  • Обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме: "Причастие" (воспитание любви к родному краю) 2005

    Автор: Кожевникова Людмила Алимпиевна

    Урок систематизирует знания учащихся о причастии, формирует умение определять причастие по грамматическим признакам.

  • Изучение темы: "Синонимы и антонимы" в 5-м классе 2005

    Автор: Шонина Галина Юрьевна

    В основе изучения лежит текст, т.к. целью изучения любого языкового понятия является дальнейшее использование его в собственных тестах. Структура изучения материала основывается на принципе «к тексту через текст» и состоит из 3 этапов: 1. Вычленение синонимов и антонимов в тексте или группе текстовых фрагментов. 2. Анализ использования синонимов и антонимов, их сопоставление в разных текстах. 3. Возвращение синонимов и антонимов в прежний текст и/или создание собственного текста.

  • Разработка урока развития речи по русскому языку в 5-м классе по теме: «Сочинение-описание по картине А. А. Пластова "Летом"» 2005

    Автор: Шишлянникова Наталья Николаевна

    Развитие связной речи учащихся - важнейший аспект обучения русскому языку. В настоящее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нём залог успешного формирования социально активной личности. Программа "Русский язык" М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского при изучении курса 5 класса предусматривает множество различных форм и методов работы над содержанием, построением и языковым оформлением устного и письменного высказывания.

  • Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы 2005

    Автор: Мартынова Светлана Валентиновна

    Цель предлагаемой методики: общее развитие школьников. В основе работы - развивающая система обучения, описанная Л.С. Выготским. Главное в системе развивающего обучения - личностное развитие ученика. Дидактические принципы развивающей системы. Проблемно-поисковый подход к организации обучения и его практическая реализация.


  • Славянские языки 2005

    Автор: Смирнова Ирина Георгиевна

    Благодаря технологии укрупнения дидактических единиц (П.М.Эрдниев), уместно говорить об интеграции школьных дисциплин на уроках русского языка. Данный материал представлен для проведения урока русского языка в 6 классе после изучения тем "Правописание суффиксов прилагательных - к- и - ск-" и "Правописание сложных прилагательных".

  • Пейзажная живопись на уроке развития речи. 5-й класс. Устное и письменное описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" 2005

    Автор: Шапошник Елена Михайловна

    Сочинение проводится в связи с изучением раздела "Лексика", поэтому учащиеся на практике применяют знания, полученные по темам раздела. Работа над картиной развивает устную и письменную речь учащихся, способствует обогащению словарного запаса. Привлечение музыки и поэзии воспитывает эстетические чувства. Использование образца дает возможность слабым учащимся хорошо справиться с работой.

  • Открытый урок по русскому языку. Развитие речи. 5-й класс 2005

    Автор: Петрова Татьяна Дмитриевна

    На уроке рассматриваются понятия «сострадание», «милосердие», «милость». Знакомство с примерами негуманного отношения к человеку происходит на основе рассказа И. Бунина «Красавица» и личного опыта учащихся. ?? ?? ?? ?? 1

  • Современные подходы в преподавании русского языка 2005

    Автор: Вычужанова Светлана Семеновна

    В данной статье рассматриваются некоторые подходы в преподавании русского языка, которые развивают у школьников живое воображение, гибкость ума, интерес к родному языку. Наша школа 4-й год работает в режиме эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Сегодня обучение русскому языку и литературе происходит в условиях перехода на профильное обучение в старших классах. В связи, с чем 9-е классы переходят на предпрофильное обучение, где по русскому языку ведется курс "Основы журналистики". Кроме этого вот уже несколько лет в школе ведется кружок любителей русского языка и литературы, что связано со стремлением расширить и углубить знания учащихся по данным предметам, интерес к филологическим наукам. Таким образом, преподавание русского языка и литературы в 10-11 классах по учебному комплексу А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой, работа кружка по предмету, введение предпрофильного курса "Основы журналистики" - все это в комплекте направлено на развитие интереса к родному русскому языку.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Учебный мозговой штурм на уроках русского языка". Употребление прилагательных в речи 2005

    Автор: Кулишова Любовь Ивановна

    Это урок проблемного характера, который знакомит учащихся с особым способом поиска новых идей в исследовании проблемы, закрепляет полученные знания о прилагательном, как о части речи, развивает познавательные и творческие способности учащихся. В методике проведения урока сочетаются различные методы и формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная; применяются поисковый и исследовательский методы.

  • Методические рекомендации: "Ошибки на письме, их причины и коррекция" 2005

    Автор: Беспалова Людмила Федоровна

    В данной работе систематизированы ошибки, которые нельзя исправить, выучив правила, и предложены специальные задания, с помощью которых можно провести диагностическую и коррекционную работу, по исправлению данных ошибок.

  • Сочинение по картине В. М. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке" с использованием устаревшей лексики. 2005

    Автор: Петухова Елена Ивановна

    Уроки развития речи - немаловажная составная часть обучения русскому языку по программе М.М.Разумовской. Они органично вплетаются в систему уроков по различным разделам языка. Данный урок проводится при изучении лексики после знакомства с устаревшими словами. Занятие готовит учащихся к созданию собственного текста типа описания художественного стиля речи с использованием историзмов и архаизмов.


  • Преподавание русского языка 2005

    Автор: Саладухина Оксана Сергеевна

    Данная работа - конспект урока русского языка, задача которого познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью. Представленный урок имеет сугубо практическую направленность: показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами; определять смысловые отношения между частями БСП в зависимости от интонации в устной речи; изучить правила постановки точки с запятой в БСП.

  • Конспект открытого урока русского языка во 2-м классе ("Школа России") по теме: "Алфавит. Подготовка к контрольному диктанту" 2005

    Автор: Кухарева Татьяна Викторовна

    Урок направлен на систематизацию знания учащихся о графическом и фонетическом строе русского языка, позволяет подготовить учеников к контрольному диктанту по теме "Звуки и буквы". Особое внимание уделяется расширению словарного запаса учащихся, формированию умения пользоваться словарем. Учитель видит главную задачу курса русского языка в начальных классах в воспитании активной жизненной позиции учеников, любви к родному языку.