Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Речеведческие дисциплины как лингвистическая основа обучения связной речи учащихся якутской школы 2005

    Автор: Федоров Егор Васильевич

    Проблема совершенствования преподавания русского языка в национальной школе, его практическая направленность не может быть решена без развития связной речи, без работы над текстом. В связи с этим в последние годы особую значимость приобрела лингвистика текста. Она нашла отражение в действующих программах и учебниках якутской школы. Новизна работы состоит в том, что на основе изучения лингвистической и методической литературы и анализа программы учебника, я разработал программу спецкурса "Язык и речь", которая включает поэтапное изолированное изучение разделов русского языка и речевой деятельности.

  • Урок русского языка для 9-го класса "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных" 2005

    Автор: Шерстова Елена Владимировна

    Разработка урока, цели которого: отработка умения видеть главное и разные виды придаточных предложений, определять виды подчинительной связи, навыка постановки знаков препинания в СПП с разными придаточными, формирование умения строить схемы СПП с разными видами придаточных предложений. Работа проводится в группах с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве". Учащиеся делятся на разноуровневые группы по 4 человека. При работе в группах ученики по очереди комментируют предложение, находят главные и придаточные предложения, определяют виды придаточных, вид подчинительной связи, расставляют знаки препинания. Каждый ученик должен принять участие в разборе предложений. Если у кого-то возникают трудности, члены группы помогают ученику разобраться в теме. У всех членов группы должна получиться одинаковая работа, оценка выставляется одна на всех.

  • Межпредметные связи при обучении написанию эссе 2005

    Авторы: Братцева Людмила Александровна, Глухова Альфинур Гумеровна

    Умение хорошо писать дано от природы далеко не каждому. Именно поэтому и, в связи с подготовкой к Единому государственному экзамену по многим гуманитарным дисциплинам: обществознанию, иностранному языку, русскому языку, обучение написанию эссе выходит на первый план. Интегрированные уроки помогают учащимся осознать тот факт, что теоретические знания, полученные на уроках русского языка, имеют широкое практическое применение.

  • Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них" 2005

    Автор: Юдина Светлана Максимовна

    Не раз, наверное, каждый из нас слышал фразу: "Учить, играя, а играть учась". Эта разработка - подтверждение сказанного. Даже самые ленивые из ребятишек с удовольствием отправятся с вами на штурм вершины под названием "Однородные члены предложения". Разнообразные методы и приемы работы над данной темой помогут вам успешно добиться поставленных целей.

  • Общественный смотр знаний по русскому языку 2005

    Автор: Толкачева Лидия Павловна

    В данной статье идет речь об общественном смотре знаний как разновидности повторительно-обобщающего урока. Именно общественные смотры знаний дают возможность создать для учащихся нестандартные ситуации, обеспечивают творческое применение изученного материала на практике, предполагают большую самостоятельность учащихся, совершенствуют их знания, умения и навыки. Общественный смотр знаний предполагает коллективную познавательную деятельность, в основе которой лежит активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении. Такая деятельность создает в классе особую систему отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к отстающим, каждый старается помочь другому.

  • Использование перфокарт на уроках русского языка 2005

    Автор: Кочергина Оксана Анатольевна

    Написание данной работы вызвано необходимостью разнообразить формы и методы, используемые на уроке учителем при формировании орфографических навыков учащихся. Использование на уроках перфокарт позволяет проверить знания учащихся практически по всем орфограммам, качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации. Использовать перфокарты можно на любом этапе урока: на этапе изучения или закрепления конкретного правила орфографии (5-7-е классы), перед повторением основных орфографических правил, во время повторения и как итоговую работу после повторения (5-11-е классы). Проведение работы такой формы на уроке позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки.

  • Авторская программа бинарного элективного курса "Основы информационной культуры" 2005

    Авторы: Дубова Светлана Николаевна, Кезимова Тамара Александровна

    Будущее за профильной школой. Элективные курсы помогают ориентировать учащихся на выбор будущей профессии. "Основы информационной культуры" - авторская программа бинарного элективного курса русский язык + информатика: речевая, коммуникативная культура (тезаурус и риторика) + лексико-стилистические коннотации + алгоритмы современного делопроизводства + приемы обработки деловой документации с помощью ПК - ориентация на профиль обучения в старшем звене и выбор будущей профессии (секретарь-референт). Блочная система подачи материала. Программа рассчитана на 72 часа (теория и практика).


  • Интегрированный подход к обучению языкам и литературе 2005

    Автор: Аммосова Варвара Васильевна

    Учитывая первостепенную роль языка в формировании интеллектуального потенциала республики, создания благоприятных условий для развития каждого ученика, развития коммуникативных способностей творческая группа "Диалог" Курбусахской средней школы Усть-Алданского улуса в составе учителей якутского, русского и французского языков считает актуальным разработку и внедрение методики интегративного обучения языкам в национальной школе.

  • Конспект урока русского языка по теме "Особенности спряжения некоторых глаголов", 6-й класс 2005

    Автор: Кононова Оксана Валерьевна

    В статье представлен урок русского языка в 6-м классе по теме "Разноспрягаемые глаголы" (программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам). Целью данного урока является выявление особенностей изменения разноспрягаемых глаголов; отработка умений видеть в тексте глаголы, имеющие безударное личное окончание. Урок способствует языковому развитию учащихся средствами учебного предмета, воспитывает уважительное и бережное отношение к родному языку, формирует осознанное восприятие взаимосвязи языковых явлений.

  • Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе. КВН по теме: "Служебные части речи" 2005

    Автор: Мингазова Наталья Евгеньевна

    Организовать разумный отдых учащихся. В игровой форме подвести итог по "Служебным частям речи". Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета. Заранее класс делится на группы под следующими названиями: "Предлоги", "Союзы", "Частицы", "Междометия". Каждая команда представляет свою часть речи, из перечисленных выше. Также дается задание придумать рекламу своей части речи, которая будет демонстрироваться в перерывах между конкурсами.

  • "Дети как иллюстраторы и интерпретаторы творчества А.Мицкевича" 2005

    Автор: Власова Светлана Станиславовна

    Literature as well as painting can describe in an appropriate way sound as well as visual aspects of reality (such as color, light, movement, sound). On this basis, we made the first attempt to check the validity of the similarity of inner forms of graphic and literary works. Trying to find means of expression for the spirit of a work, the pupils built the harmony of interplay of the author's and their own feelings. As a result, there is a row of illustrations to lyrical poems of Adam Mickiewicz, made by the pupils of our art studio. The works show clearly the pupils' tendency to create an independent graphic work on the basis of a literary one.

  • Открытый урок "Жизнь и творчество Иосифа Бродского" 2005

    Автор: Елисеенко Наталья Михайловна

    Урок посвящен знакомству школьников с поэзией одного из замечательнейших поэтов ХХ века, лауреатом Нобелевской премии, эмигрантом Иосифом Бродским. На уроке ребята не только получают сведения о жизни поэта, но и знакомятся с его стихами, анализируют их.

  • Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие" 2005

    Автор: Докунова Оксана Викторовна

    Предложенная работа – конспект урока русского языка. Обобщение и систематизация материала, изученного по теме “Деепричастие”, проходит в игровой форме с использованием творческих работ, созданных учениками во время изучения темы. Благодаря эмоциональному воздействию, снимается психологическое напряжение учеников, повышается интерес к предмету, что закономерно приводит к формированию более глубоких и прочных знаний.

  • Конспект урока русского языка в 4-м классе. Краткое изложение по тексту рассказа В. Астафьева "Зачем я убил коростеля?" 2005

    Автор: Танкова Елена Владиславовна

    Довольно часто учителя основной школы сетуют на то, что дети, придя в 5-й класс, не умеют выделять в тексте главное и не могут кратко излагать прочитанное. А в жизни нам приходится довольно часто кратко рассказывать о чем-то. Поэтому на уроках риторики и чтения уже в начальной школе мы учим детей краткому пересказу. А на уроках русского языка мы продолжаем эту работу, только письменно. Уже в третьем классе большинство ребят не испытывают трудности при полном пересказе, чего нельзя сказать про сжатый пересказ. Поэтому особое место начинаем уделять обучению пересказывать текст кратко. Для этой работы стараемся подбирать тексты, вызывающие живой интерес учащихся. (Очень люблю рассказы Виктора Астафьева за яркие, эмоциональные, человечные слова). Текст, взятый к данному уроку, заставляет нас глубоко задуматься: "А действительно, зачем...?"


  • Новая педагогическая технология при изучении русского языка 2005

    Автор: Чыбыкова Октябрина Семеновна

    Технология КСО разрушает стереотип обучения детей: учитель (взрослый) - ученик (ребенок). Ребята обучаются в парах сменного состава, учитель из рассказчика и основного носителя знаний становится консультантом и организатором, осуществляющим запуск и коррекцию групповой динамики. Новая организация учебного процесса требует иной подачи учебного материала - изучения его укрупненными блоками. Укрупненные дозы языкового материала мы представляем учащимся в виде опорных конспектов, разных таблиц. Другую часть теории учащиеся усваивают самостоятельно и практически.

  • Интегрированный урок по русскому языку в 6-м классе. "Буквы О, А, в корнях гор-, (гар-); кос- (кас-)" с применением компьютерной программы-тренажера "Фраза" 2005

    Авторы: Загвоздина Любовь Зиноновна, Никуленкова Татьяна Владимировна

    Урок по русскому языку на тему "Буквы О и А в корнях -гор- (-гар-); -кос-(- кас-)" с применением компьютерной программы-тренажера "Фраза", которая способствует лучшему усвоению изучаемого материала по русскому языку воспитывает интерес к русскому языку, информатике, воспитывает культуру общения, формирует практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера. Тренажер удобен при изучении или закреплении учебного материала тем, что в процессе работы учащемуся компьютер по окончании работы сразу же выдает оценку и указывает количество ошибок.

  • Урок русского языка в 6 классе. "Имена существительные общего рода (урок-сюрприз)" 2005

    Автор: Корнилова Людмила Федоровна

    Материал на тему "Имена существительные общего рода" в учебнике русского языка для 6-го класса занимает лишь одну страничку. А как сделать урок запоминающимся, увлекательным, интересным? Попробуем провести урок-сюрприз.

  • Устный журнал по русскому языку в 6 классе "Хлеб — всему голова" 2005

    Автор: Аргунова Валентина Ивановна

    Известно, что рассказать учащимся о профессиях в увлекательной форме - очень важная задача. Устный журнал "Хлеб всему голова" проводится, как внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе совместно с учащимися и их родителями после изучения разделов "Лексика" и "Фразеология" с целью пропаганды знаний о сельскохозяйственных профессиях, развития интереса к истории своего народа, воспитания уважения к людям, которые выращивают хлеб, и воспитания бережного отношения к хлебу.

  • Доклад на тему "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся" 2005

    Автор: Аргунова Валентина Ивановна

    В докладе раскрыты теоретические основы, указываются пути реализации обогащения словарного запаса учащихся.

  • Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное. Повторение" 2005

    Автор: Сухоненко Наталья Анатольевна

    Данный урок является заключительным по теме "Имя прилагательное". Он тесно связан с предыдущими уроками. Цель урока - повторение и обобщение изученного материала, закрепление изученных орфограмм. Разнообразные формы работы способствуют активизации учащихся в процессе работы и развитию творческих способностей. Элементы метода исследования способствуют развитию интереса к изучению русского языка.

  • Урок русского языка с элементами развивающего обучения по теме: "О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-", 6-й класс, учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой 2005

    Автор: Щуклина Татьяна Платоновна

    С модернизацией образования меняется режиссура урока. Приоритетным являются занятия, на которых ученик - главная действующая фигура всего образовательного процесса. Задача педагога - вызвать в учениках страстный отклик на любое задание и желание высказаться, воспитать личность, способную ориентироваться в пространстве речевой культуры. Обучение должно строиться на высоком уровне трудности с использованием различных приемов и методов на разных этапах урока, при этом на уроке должна быть создана атмосфера радости и удовольствия.


  • Медиа-урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Изложение с элементами сочинения по тексту В. Пескова "Чувство Родины" 2005

    Автор: Золотарёва Наталья Николаевна

    Проведение уроков развития речи всегда вызывает трудность, так как нет подробных разработок. Я предлагаю медиа-урок по русскому языку в 8-м классе по теме «Изложение с элементами сочинения по тексту В. Пескова «Чувство Родины». Данный урок воспитывает любовь к родному краю и городу, к своей Родине. Урок даст возможность учителям русского языка и литературы использовать региональный компонент своего родного края в учебном процессе.

  • Конкурс "Грамотеев" 2005

    Автор: Захарчук Татьяна Владимировна

    Предлагаю практический материал, который поможет организовать и провести в необычной, увлекательной форме внеклассное мероприятие. Данная разработка носит игровой, творческий характер, что позволяет развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, коммуникативные возможности учащихся, прививать интерес к изучению русского языка.

  • Урок русского языка по теме: "Части речи в русском языке" (3-й класс "Школа-2100") 2005

    Автор: Афанасьева Ольга Алексеевна

    Предлагаемый урок русского языка выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Он является вводным ознакомительным уроком по теме "Части речи", где учащиеся знакомятся сразу со всеми частями речи, а в дальнейшем проводится поэтапная работа - усвоение знаний по каждой части речи.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме "Повторение правила написания а–о в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- 2005

    Автор: Светличная Людмила Петровна

    Урок объяснения нового материала, основанный на принципах научности, доступности и наглядности обучения. Для формирования и закрепления знаний используется фронтальный опрос и взаимоопрос. Методом контроля служит выборочный диктант с сигнальными карточками.

  • Формирование речевой культуры учащихся 2005

    Автор: Вераксо Светлана Николаевна

    Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности - грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать. Содержание работы по развитию речи составляет, как известно, обучение: а) культуре речи и б) связным высказываниям. Для выполнения этих задач необходимо: обогащение речи учащихся, обучение выбору языковых средств, написание сочинений, пересказ и анализ текстов.

  • Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных 2005

    Автор: Кононенко Анна Борисовна

    Основные цели урока - познакомиться с частью речи именем существительным, закрепить знания об этой части речи, познакомиться с постоянными и непостоянными признаками имен существительных; работать над развитием устной научной речи воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

  • Урок русского языка с применением аудиовизуальных средств в 5 (гимназическом) классе 2005

    Автор: Савинова Диана Борисовна

    В уроке представлено углублённое изучение темы, знакомой пятиклассникам из курса начальной школы. На уроке используются различные формы словарной работы, аудиовизуальные средства обучения (фрагменты художественного и мультипликационного фильмов); создаётся ситуация самостоятельного вхождения в материал, расширяются знания учащихся по словесности.


  • Конспект урока: "Фонетика. Повторение пройденного" 2005

    Автор: Кривошеева Ирина Викторовна

    Об одном и том же литературоведческом или языковом материале можно рассказать на уроке по-разному: очень сухо, сдержанно, опираясь только на учебную книгу, и увлекательно, пробуждая детскую фантазию, особенную работоспособность, творчество. Именно такое учение с увлечением представлено в методической разработке урока русского языка в 5 классе по теме “Фонетика. Повторение пройденного”. Урок рассчитан на два учебных часа, отличается высокой плотностью и многообразием методов опроса и проверки ЗУНов учащихся.

  • Конспект урока русского языка по теме: "Деепричастие. Систематизация изученного" 2005

    Автор: Кривошеева Ирина Викторовна

    В седьмом классе продолжается работа по формированию логического мышления школьников, их интеллектуальных и речевых умений и навыков, самостоятельности суждений. В процессе практической деятельности внимание, интерес семиклассников к новому или изученному материалу акцентируется в ходе урока-сказочного турнира, где ожившие деепричастия "говорят" с ними и "проверяют" знания, умения и навыки по пройденному материалу.