Русский язык
-
"Вселенная в алфавите". Внеклассное мероприятие по русскому языку 2005
Предлагаемое занятие посвящено толковому словарю В.И. Даля. Рассказывается об истории создания словаря, о личности В.И. Даля, объясняется, что включает в себя толковый словарь.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Решаем проблему" 2005
Проведен урок-исследование, предполагающий выполнение большого объема самостоятельной работы: с помощью грамматической разминки учащиеся повторили 5 орфограмм; беседа "Омонимическая многофункциональность русской лексики" была направлена на активный процесс развития логического мышления; самостоятельная работа представила объективную картину усвоения темы "Правописание предлогов"; лингвистический анализ текста позволил закрепить грамматическую проблему в широком плане. Все этапы урока имели исследовательский характер. Перед учащимися ставилась проблема, которую путём анализа следовало решить, сделать вывод.
-
Комплексный анализ текста при повторении темы "Сложные предложения с разными видами связи" 2005
При анализе рассказа М. Чванова, повторяются орфографические и пунктационные навыки, повторяются такие текстовые понятия, как тема, композиция, художественный образ.
-
Повторение изученного о глаголе в 5-м классе 2005
Переходя из класса в класс, ученики знакомятся с новыми понятиями при изучении темы: "Глагол как часть речи". Чтобы применять их, необходимо повторять темы, изученные в предыдущем классе. Урок по теме: "Повторение изученного о глаголе в 5-м классе" разработан для закрепления орфографических умений и навыков правописания данной части речи и повторения морфологических признаков глагола, которые в дальнейшем нужно знать при изучении тем: "Причастие как особая форма глагола", "Деепричастие как особая форма глагола".
-
Применение проблемно-поискового метода на уроках русского языка 2005
Проведение урока русского языка в 6-м классе с применением проблемно-поискового метода.
-
Проблемно-поисковый метод на уроке русского языка в 5-м классе (программа "Школа-2100") 2005
Урок по правописанию гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
-
Методика взаимоконтроля на уроках русского языка (из опыта работы) 2005
Формирование речевой компетенции будет оптимальным при увеличении доли таких форм и методов, которые предполагают взаимодействие в группах меняющегося состава и возможность максимального учета индивидуальных особенностей учебного стиля детей. Эта методика прекрасно сочетается с традиционными формами и методами проведения уроков, обладает достаточно хорошими методологическими качествами - системностью, управляемостью, эффективностью, воспроизводимостью.
-
Методическая разработка урока написания письма в 5-м классе по теме: "Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее" 2005
Рассказ И. Пенькина "Корабль-туча" - благодатный материал для проведения урока-письма по русскому языку, урока литературы, внеклассного занятия, посвященного разговору о сыновнем долге. Урок по данному тексту проводился в разных возрастных группах учащихся 4, 5, 8, и 11-х классов, на семинарских занятиях учителей. На полноценное занятие необходимо 90 минут, чтобы каждый участник имел возможность высказаться. Всегда это вызывает необыкновенный эмоциональный подъем и дает потрясающие результаты. Все зависит от индивидуальности и творчества учителя, проводящего урок.
-
Тестовый контроль на уроках русского языка во 2-м классе 2005
В моей работе представлены тесты по русскому языку для 2-го класса (1-4). Их смогут использовать учителя, работающие по учебникам Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой, а также, я думаю, они будут интересны и учителям, работающим по другим учебникам. Тесты позволяют эффективно проводить контроль, проверять умения учащихся воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике. К тестам я привела ответы и систему выставления оценок. Тест № 1 по теме "Звуки и буквы", тест № 2 - "Правописание слов с парными согласными и безударными гласными", тест № 3 - "Части речи".
-
Устная работа на уроках русского языка 2005
Русский язык - письменный предмет, но без масштабной устной работы он становится однобоким, массивным и страшным. Поэтому задача учителя - выстраивая устную работу на уроках русского языка, показать предмет с другой стороны, продемонстрировать, что он многогранен, разнообразен и интересен.
-
Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) 2005
Предлагаю коллегам материалы урока мастерской письменного творчества с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Данная мастерская способствует формированию умения анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов. Отрывки из поэтических текстов помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и использование презентации. Аудиозаписи звуков природы и релаксационной музыки, исполнение песни под гитарный аккомпанемент, чтение наизусть стихов.
-
Категория состояния как часть речи. 7-й класс 2005
Ведущей задачей учителя русского языка является устранение пробелов в правописании, которые чаще носят индивидуальный характер и нуждаются в выявлении и корректировке. Эту задачу и помогает успешно решать работа с компьютерными диагностическими тестами. Программа "Школьный наставник" - это своего рода мониторинг процесса обучения для выявления и анализа качества знаний. Здесь наблюдается нарастание орфографическо-пунктуационной грамотности.
-
Работа над текстом и с текстом на уроках русского языка в старших классах 2005
В данной работе даётся попытка обоснования необходимости использования текстов художественной литературы на уроках русского языка в старших классах якутской школы. В связи с участием школ Республики Саха (Якутия) в федеральном эксперименте по проведению Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе роль текстов как единицы обучения связной речи возрастает. Предлагаются виды работы над готовыми текстами (прозаическими, стихотворными). От этого этапа работы можно перейти к составлению учащимися собственных текстов. Также приведены мини сочинения учащихся якутских школ.
-
Приёмы создания системы лингводидактических упражнений игрового характера 2005
В современной школе учитель сориентирован на развитие личности обучаемого, следовательно, не может быть обойдён вопрос об использовании игры как средства активизации учащихся в процессе учебной деятельности. Игровая деятельность при этом может использоваться в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного процесса и как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его этапа; как технология внеклассной работы.
-
Разработки уроков по русскому языку 2005
Индивидуальная работа на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера уч. Материала задания могут быть простыми, сложными, непродолжительными, длительными по времени, требующие от учащихся интенсивной познавательной деятельности. Все задания индивидуальной работы должны быть творческого характера, т.е. Не имеющие однотипного решения, способствующие ребенку мыслить согласно своим возможностям и способностям. При этом задания должны требовать от учащихся случайных умственных операций:
-
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 8 классе по теме: "Виды простых предложений. Тире между подлежащим и сказуемым" 2005
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 8-м классе, проведенный на едином дидактическом материале, посвященном одной теме (СЧАСТЬЕ. В ЧЁМ ОНО!?), позволяет учащимся повторить материал на более высоком уровне сложности. Кроме этого предлагаемая разработка урока развивает умения школьников писать мини-сочинения на доступном им философско-этическом материале, дает учащимся возможность философско-этического осмысления проблемы СЧАСТЬЯ на основе уже имеющихся у них знаний и представлений.
-
Речеведческие дисциплины как лингвистическая основа обучения связной речи учащихся якутской школы 2005
Проблема совершенствования преподавания русского языка в национальной школе, его практическая направленность не может быть решена без развития связной речи, без работы над текстом. В связи с этим в последние годы особую значимость приобрела лингвистика текста. Она нашла отражение в действующих программах и учебниках якутской школы. Новизна работы состоит в том, что на основе изучения лингвистической и методической литературы и анализа программы учебника, я разработал программу спецкурса "Язык и речь", которая включает поэтапное изолированное изучение разделов русского языка и речевой деятельности.
-
Урок русского языка для 9-го класса "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных" 2005
Разработка урока, цели которого: отработка умения видеть главное и разные виды придаточных предложений, определять виды подчинительной связи, навыка постановки знаков препинания в СПП с разными придаточными, формирование умения строить схемы СПП с разными видами придаточных предложений. Работа проводится в группах с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве". Учащиеся делятся на разноуровневые группы по 4 человека. При работе в группах ученики по очереди комментируют предложение, находят главные и придаточные предложения, определяют виды придаточных, вид подчинительной связи, расставляют знаки препинания. Каждый ученик должен принять участие в разборе предложений. Если у кого-то возникают трудности, члены группы помогают ученику разобраться в теме. У всех членов группы должна получиться одинаковая работа, оценка выставляется одна на всех.
-
Межпредметные связи при обучении написанию эссе 2005
Умение хорошо писать дано от природы далеко не каждому. Именно поэтому и, в связи с подготовкой к Единому государственному экзамену по многим гуманитарным дисциплинам: обществознанию, иностранному языку, русскому языку, обучение написанию эссе выходит на первый план. Интегрированные уроки помогают учащимся осознать тот факт, что теоретические знания, полученные на уроках русского языка, имеют широкое практическое применение.
-
Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них" 2005
Не раз, наверное, каждый из нас слышал фразу: "Учить, играя, а играть учась". Эта разработка - подтверждение сказанного. Даже самые ленивые из ребятишек с удовольствием отправятся с вами на штурм вершины под названием "Однородные члены предложения". Разнообразные методы и приемы работы над данной темой помогут вам успешно добиться поставленных целей.
-
Общественный смотр знаний по русскому языку 2005
В данной статье идет речь об общественном смотре знаний как разновидности повторительно-обобщающего урока. Именно общественные смотры знаний дают возможность создать для учащихся нестандартные ситуации, обеспечивают творческое применение изученного материала на практике, предполагают большую самостоятельность учащихся, совершенствуют их знания, умения и навыки. Общественный смотр знаний предполагает коллективную познавательную деятельность, в основе которой лежит активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении. Такая деятельность создает в классе особую систему отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к отстающим, каждый старается помочь другому.
-
Использование перфокарт на уроках русского языка 2005
Написание данной работы вызвано необходимостью разнообразить формы и методы, используемые на уроке учителем при формировании орфографических навыков учащихся. Использование на уроках перфокарт позволяет проверить знания учащихся практически по всем орфограммам, качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации. Использовать перфокарты можно на любом этапе урока: на этапе изучения или закрепления конкретного правила орфографии (5-7-е классы), перед повторением основных орфографических правил, во время повторения и как итоговую работу после повторения (5-11-е классы). Проведение работы такой формы на уроке позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки.
-
Авторская программа бинарного элективного курса "Основы информационной культуры" 2005
Будущее за профильной школой. Элективные курсы помогают ориентировать учащихся на выбор будущей профессии. "Основы информационной культуры" - авторская программа бинарного элективного курса русский язык + информатика: речевая, коммуникативная культура (тезаурус и риторика) + лексико-стилистические коннотации + алгоритмы современного делопроизводства + приемы обработки деловой документации с помощью ПК - ориентация на профиль обучения в старшем звене и выбор будущей профессии (секретарь-референт). Блочная система подачи материала. Программа рассчитана на 72 часа (теория и практика).
-
Интегрированный подход к обучению языкам и литературе 2005
Учитывая первостепенную роль языка в формировании интеллектуального потенциала республики, создания благоприятных условий для развития каждого ученика, развития коммуникативных способностей творческая группа "Диалог" Курбусахской средней школы Усть-Алданского улуса в составе учителей якутского, русского и французского языков считает актуальным разработку и внедрение методики интегративного обучения языкам в национальной школе.
-
Конспект урока русского языка по теме "Особенности спряжения некоторых глаголов", 6-й класс 2005
В статье представлен урок русского языка в 6-м классе по теме "Разноспрягаемые глаголы" (программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам). Целью данного урока является выявление особенностей изменения разноспрягаемых глаголов; отработка умений видеть в тексте глаголы, имеющие безударное личное окончание. Урок способствует языковому развитию учащихся средствами учебного предмета, воспитывает уважительное и бережное отношение к родному языку, формирует осознанное восприятие взаимосвязи языковых явлений.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе. КВН по теме: "Служебные части речи" 2005
Организовать разумный отдых учащихся. В игровой форме подвести итог по "Служебным частям речи". Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета. Заранее класс делится на группы под следующими названиями: "Предлоги", "Союзы", "Частицы", "Междометия". Каждая команда представляет свою часть речи, из перечисленных выше. Также дается задание придумать рекламу своей части речи, которая будет демонстрироваться в перерывах между конкурсами.
-
"Дети как иллюстраторы и интерпретаторы творчества А.Мицкевича" 2005
Literature as well as painting can describe in an appropriate way sound as well as visual aspects of reality (such as color, light, movement, sound). On this basis, we made the first attempt to check the validity of the similarity of inner forms of graphic and literary works. Trying to find means of expression for the spirit of a work, the pupils built the harmony of interplay of the author's and their own feelings. As a result, there is a row of illustrations to lyrical poems of Adam Mickiewicz, made by the pupils of our art studio. The works show clearly the pupils' tendency to create an independent graphic work on the basis of a literary one.
-
Открытый урок "Жизнь и творчество Иосифа Бродского" 2005
Урок посвящен знакомству школьников с поэзией одного из замечательнейших поэтов ХХ века, лауреатом Нобелевской премии, эмигрантом Иосифом Бродским. На уроке ребята не только получают сведения о жизни поэта, но и знакомятся с его стихами, анализируют их.
-
Обобщение и систематизация материала по теме "Деепричастие" 2005
Предложенная работа – конспект урока русского языка. Обобщение и систематизация материала, изученного по теме “Деепричастие”, проходит в игровой форме с использованием творческих работ, созданных учениками во время изучения темы. Благодаря эмоциональному воздействию, снимается психологическое напряжение учеников, повышается интерес к предмету, что закономерно приводит к формированию более глубоких и прочных знаний.
-
Конспект урока русского языка в 4-м классе. Краткое изложение по тексту рассказа В. Астафьева "Зачем я убил коростеля?" 2005
Довольно часто учителя основной школы сетуют на то, что дети, придя в 5-й класс, не умеют выделять в тексте главное и не могут кратко излагать прочитанное. А в жизни нам приходится довольно часто кратко рассказывать о чем-то. Поэтому на уроках риторики и чтения уже в начальной школе мы учим детей краткому пересказу. А на уроках русского языка мы продолжаем эту работу, только письменно. Уже в третьем классе большинство ребят не испытывают трудности при полном пересказе, чего нельзя сказать про сжатый пересказ. Поэтому особое место начинаем уделять обучению пересказывать текст кратко. Для этой работы стараемся подбирать тексты, вызывающие живой интерес учащихся. (Очень люблю рассказы Виктора Астафьева за яркие, эмоциональные, человечные слова). Текст, взятый к данному уроку, заставляет нас глубоко задуматься: "А действительно, зачем...?"