Авторская программа бинарного элективного курса "Основы информационной культуры"

Разделы: Русский язык, Информатика


“Кто хочет говорить красно, тому надлежит сперва говорить
чисто и иметь довольство пристойных и избранных речений
к изображению своих мыслей”

М.В. Ломоносов

Пояснительная записка

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать следующие качества:

  • быть профессионально компетентным (т.е. хорошо знать свое дело);
  • обладать языковой компетентностью (т.е. быть грамотным человеком);
  • знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой документации;
  • умение работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных, информационными сетями;
  • в современной коммерческой деятельности все более востребованным становится знание норм делового этикета, владение ими на бумаге, умение создать и обработать деловые бумаги с помощью ПК.

Основная цель курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и профессиональной деятельности.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
  • Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической обработки) информации.
  • Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.
  • Вывести на более высокий уровень качество речевой, коммуникативной культуры, качество оформления документации.
  • Закрепление и расширение базовых понятий информационных технологий, приобщение к культуре самостоятельной работы с компьютером, развитие кругозора в сфере информационных технологий.

Отличительными особенностями курса являются:

  • полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится на синтезе достижений ряда научных дисциплин (информатики, прикладной лингвистики, стилистики текста, культуры чтения, речи и общения, делопроизводства);
  • блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что независимо от категории обучаемых в состав курса входят обязательные блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых.

Мониторинг качества знаний, умений, навыков. Данный курс предусматривает рейтинговое оценивание результатов обучения.

Формы контроля: деловые игры, коллоквиумы, тесты, практикумы.

Тематический план

Название темы

Кол-во часов
  Психолого-педагогическая гостиная. “Здравствуйте, это Я!”, “Сюда ли Я попал?” (ролевая игра-кастинг, тестирование).
(Интегрированное занятие)
2
  Раздел 1. Речевая, коммуникативная культура.  
1.1 Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Тезаурус – национальная специфика речевой вежливости. 2
1.2 Целостность, самобытность, многослойность, изменчивость речевой и коммуникативной культуры народа. 2
1.3 Изменения связанные с социальными преобразованиями: выход отдельных единиц из активного употребления; проявление новых единиц; изменение – сужение и расширение – семантики единиц. Изменение сферы употребления единицы в целом или отдельных ее значений. Изменение эмоционально-экспрессивной окраски и стилевой принадлежности единиц. 2
1.4 Состав, структура словаря русского речевого этикета, лексикографическая характеристика знаков речевого этикета. 2
1.5 Мое функционально-семантическое поле доброжелательного общения (ролевая игра). 2
  Раздел 2. Лексико-стилистические коннотации.  
2.1 Общее понятие, виды практической стилистики, словари русского языка. 2
2.2 Функциональные стили русского языка. 2
2.3. Жанрово-ситуативные стили ораторской речи. 2
2.4. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи, правильный выбор слова, лексическая сочетаемость слов, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы, смысловые единицы речи, лексические образные средства речи. 2
2.5 Библиотека как информационно-поисковая система (урок-экскурсия) 2
2.6 Логическая структура и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Логико-психологические основы чтения. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов. 2
2.7 Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности (доклады, рефераты) 2
  Раздел 3. Основы современного делопроизводства.  
3.1 Из истории делового письма. Понятие делового письма. Разновидности и общая структура делового письма. 2
3.2 Современное деловое письмо в условиях унификации. 2
3.3 Состав реквизитов и бланки деловых писем. Общие нормы и правила оформления текста. Язык стилей и этикет делового письма. 2
3.4 Документирование информационно-справочных материалов (справки, докладные, объяснительные и т.д.) 2
3.5 Рекомендации по составлению текстов служебных документов: язык и стиль, прописные и строчные буквы, полные и сокращенные названия, оформление дат и чисел и т.д. 2
3.6 Изучение справочной литературы, словарей. Корректурные знаки и правила их применения. 2
  Раздел 4. Компьютерная культура. Приемы обработки деловой документации с помощью ПК  
4.1 Ведение. Правила и техника безопасности. Новые информационные технологии как основа информационного общества. 2
4.2 Работа с готовым текстом. Создание неструктурированного текста. 2
4.3 Списки и таблицы в тексте. Вложенные списки. Формирования оглавления. 6
4.4 Размещение графики в документе. Вставка объектов Word Art, объектов, созданных в графическом редакторе. Рисование в документе. Вставка картинок. 6
4.5 Правила оформления библиографического описания документов, библиографических ссылок и цитат. Вставка в текст различных объектов (колонтитулы, номера страниц, символов и т.д.) 4
4.6 Основные требования к личным документам официального характера. Образцы оформления личных документов (заявление, автобиография, резюме, объяснительная записка, деловое письмо, докладная). 4
4.7 Основные требования к документам управленческого характера. Образцы оформления управленческих документов (приказ, распоряжение, деловая записка). 2
4.8 Основные приемы работы с данными. Организация работы с данными. 4
4.9 Программные ресурсы Internet. Поисковая служба Internet. Поиск информации в WWW. 4
  Итоговое занятие. Творческая кастинг – ярмарка идей. 2