“Кто хочет говорить красно, тому
надлежит сперва говорить
чисто и иметь довольство пристойных и избранных
речений
к изображению своих мыслей”
М.В. Ломоносов
Пояснительная записка
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать следующие качества:
- быть профессионально компетентным (т.е. хорошо знать свое дело);
- обладать языковой компетентностью (т.е. быть грамотным человеком);
- знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой документации;
- умение работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных, информационными сетями;
- в современной коммерческой деятельности все более востребованным становится знание норм делового этикета, владение ими на бумаге, умение создать и обработать деловые бумаги с помощью ПК.
Основная цель курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной и профессиональной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
- Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
- Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической обработки) информации.
- Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.
- Вывести на более высокий уровень качество речевой, коммуникативной культуры, качество оформления документации.
- Закрепление и расширение базовых понятий информационных технологий, приобщение к культуре самостоятельной работы с компьютером, развитие кругозора в сфере информационных технологий.
Отличительными особенностями курса являются:
- полидисциплинарный характер, означающий, что курс строится на синтезе достижений ряда научных дисциплин (информатики, прикладной лингвистики, стилистики текста, культуры чтения, речи и общения, делопроизводства);
- блочно-модульный способ построения, заключающийся в том, что независимо от категории обучаемых в состав курса входят обязательные блоки (разделы). В состав каждого блока входят модули (темы). В пределах блока состав модулей может варьироваться в зависимости от категории обучаемых.
Мониторинг качества знаний, умений, навыков. Данный курс предусматривает рейтинговое оценивание результатов обучения.
Формы контроля: деловые игры, коллоквиумы, тесты, практикумы.
Тематический план
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Психолого-педагогическая гостиная.
“Здравствуйте, это Я!”, “Сюда ли Я попал?”
(ролевая игра-кастинг, тестирование). (Интегрированное занятие) |
2 | |
Раздел 1. Речевая, коммуникативная культура. | ||
1.1 | Речевой и коммуникативный этикет как универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Тезаурус – национальная специфика речевой вежливости. | 2 |
1.2 | Целостность, самобытность, многослойность, изменчивость речевой и коммуникативной культуры народа. | 2 |
1.3 | Изменения связанные с социальными преобразованиями: выход отдельных единиц из активного употребления; проявление новых единиц; изменение – сужение и расширение – семантики единиц. Изменение сферы употребления единицы в целом или отдельных ее значений. Изменение эмоционально-экспрессивной окраски и стилевой принадлежности единиц. | 2 |
1.4 | Состав, структура словаря русского речевого этикета, лексикографическая характеристика знаков речевого этикета. | 2 |
1.5 | Мое функционально-семантическое поле доброжелательного общения (ролевая игра). | 2 |
Раздел 2. Лексико-стилистические коннотации. | ||
2.1 | Общее понятие, виды практической стилистики, словари русского языка. | 2 |
2.2 | Функциональные стили русского языка. | 2 |
2.3. | Жанрово-ситуативные стили ораторской речи. | 2 |
2.4. | Лексическая стилистика. Смысловая точность речи, правильный выбор слова, лексическая сочетаемость слов, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы, смысловые единицы речи, лексические образные средства речи. | 2 |
2.5 | Библиотека как информационно-поисковая система (урок-экскурсия) | 2 |
2.6 | Логическая структура и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Логико-психологические основы чтения. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов. | 2 |
2.7 | Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся в ходе учебной и научно-познавательной деятельности (доклады, рефераты) | 2 |
Раздел 3. Основы современного делопроизводства. | ||
3.1 | Из истории делового письма. Понятие делового письма. Разновидности и общая структура делового письма. | 2 |
3.2 | Современное деловое письмо в условиях унификации. | 2 |
3.3 | Состав реквизитов и бланки деловых писем. Общие нормы и правила оформления текста. Язык стилей и этикет делового письма. | 2 |
3.4 | Документирование информационно-справочных материалов (справки, докладные, объяснительные и т.д.) | 2 |
3.5 | Рекомендации по составлению текстов служебных документов: язык и стиль, прописные и строчные буквы, полные и сокращенные названия, оформление дат и чисел и т.д. | 2 |
3.6 | Изучение справочной литературы, словарей. Корректурные знаки и правила их применения. | 2 |
Раздел 4. Компьютерная культура. Приемы обработки деловой документации с помощью ПК | ||
4.1 | Ведение. Правила и техника безопасности. Новые информационные технологии как основа информационного общества. | 2 |
4.2 | Работа с готовым текстом. Создание неструктурированного текста. | 2 |
4.3 | Списки и таблицы в тексте. Вложенные списки. Формирования оглавления. | 6 |
4.4 | Размещение графики в документе. Вставка объектов Word Art, объектов, созданных в графическом редакторе. Рисование в документе. Вставка картинок. | 6 |
4.5 | Правила оформления библиографического описания документов, библиографических ссылок и цитат. Вставка в текст различных объектов (колонтитулы, номера страниц, символов и т.д.) | 4 |
4.6 | Основные требования к личным документам официального характера. Образцы оформления личных документов (заявление, автобиография, резюме, объяснительная записка, деловое письмо, докладная). | 4 |
4.7 | Основные требования к документам управленческого характера. Образцы оформления управленческих документов (приказ, распоряжение, деловая записка). | 2 |
4.8 | Основные приемы работы с данными. Организация работы с данными. | 4 |
4.9 | Программные ресурсы Internet. Поисковая служба Internet. Поиск информации в WWW. | 4 |
Итоговое занятие. Творческая кастинг – ярмарка идей. | 2 |