Цели
Образовательные:
- продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста (умение вычленить микротемы; основные элементы его построения: начало, основная часть, концовка; умение оформлять их в письменном изложении с помощью абзаца);
- продолжить формирование умения составления связного текста;
- вырабатывать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры чувств;
- реализовать в процессе работы с художественным текстом и создания собственного текста изложения активную духовную потребность ребенка быть добрым, милосердным.
Практические:
- включить всех и каждого не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом;
- на высоком уровне трудности, в быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).
Оборудование: толковый словарь; иллюстрация изображения коростеля; таблицы, памятка “Что такое текст?”; списки опорных слов к отдельным микротемам; план изложения; текст рассказа В. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
На доске (эти записи открываются после работы с текстом):
Основные темы текста |
События |
Действующие лица |
Опорные слова для краткого изложения |
1. Воспоминания далекого детства | Бессмысленное убийство птицы | Мальчик
птица |
Шел – увидел – захлестнул в охотничьей
страсти – взял – стало жалко – выгреб –
похоронил Притаилась – бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок – была мертва |
2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле. | История трудной жизни коростеля. | Охотник
Коростель |
Вырос-узнал-стал охотником-ни-когда не
стрелял без надобности Зимует в Африке – выводит потомство в России – во Франции – священная птица |
3. Жить по совести с собой. | Весенние муки писателя при крике дергача. | Человек
Дергач |
Услышит крик – задрожит сердце –
навалит мучение Кричит – скрипит ЗАЧЕМ БЫЛ УБИТ КОРОСТЕЛЬ? ЗАЧЕМ?? |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Анализ деятельности ученика |
1. Организационный момент, сообщение темы. Беседа. | Сегодня мы будем писать краткое
изложение. Чем оно отличается от полного
изложения? В жизни нам приходится довольно часто кратко пересказывать текст, как бы сжимая. Но нам важно, чтобы автор не обиделся. Что же мы будем делать, как сокращать текст, чтобы этого не произошло? Мы перескажем самое главное, ничего не будем переиначивать, будем пересказывать точно. Нужно передать точно смысл, оставить много авторских слов, выражений. Какие вы знаете приемы сжатия текста? Изложение будем писать по рассказу В. Астафьева “Зачем я убил коростеля?” |
В кратком изложении опускаются слова,
предложения, не несущие основную мысль, но не за
счет полноты текста. Исключение, обобщение – вот два основных приема сжатия текста. Оформление записи в тетради (число, изложение…) |
Без всяких затруднений все отвечают о приемах сжатия текста, об отличии краткого изложения от полного. |
2. Предварительное осмысление заголовка. | О чем, по вашему мнению, может пойти речь
в рассказе под таким заголовком? Что обозначает имя существительное в заголовке? Что вы знаете об этой птице? Когда я точно не знаю, что обозначает слово, то обращаюсь к словарю. Но словарь дает не только лексическое значение слова: знающий человек поймет, что такое обозначение коростель, -я-. Это значит, что в родительном падеже ударение падает на я. Просклоняйте это слово устно. В заглавии есть вопросительное слово “Зачем”. Замените это слово синонимами, то есть словами, близкими по значению. Кто у кого спрашивает? А кто это Я? Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого этого человека можно говорить? Автор спрашивает себя о чем? Какое толкование слова дается в словаре? В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово “убил”? Какой частью речи выражено слово убил? Какая разница между словами убил, убить? Итак, о чем может пойти речь в рассказе? |
О коростеле.
Птицу Работа со словарем. Коростель – птица с буро-желтым оперением и сильно сжатым с боков туловищем, отличающаяся характерным скрипучим криком Коростель, коростеля, коростелю, коростеля, коростелем, о коростеле. С какой целью? Для чего? Автор спрашивает себя. Это автор, писатель. О совестливости, порядочности.
Зачем убил? Убить: 1) лишить жизни; 2) привести в полное отчаяние; 3) потратить, израсходовать. В первом значении. Глаголом. Пр. вр., наст. вр. Делают вывод. |
Задание – по заголовку догадаться о
содержании рассказа – вызывает живой интерес у
всех. Никаких затруднений не вызывают вопросы. С интересом работают со словарем.
Все задания для большинства оказались трудными. Активно работают 5-8 человек из класса. Многие ответы носят описательный, событийный характер, но все-таки не надо торопиться, можно дождаться точного слова.
Все знают.
Делают вывод самостоятельно. |
3. Выразительное чтение полного текста учителем. Беседа. | Учитель читает текст. Понравился вам рассказ? Докажите, что данный отрывок является текстом. Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом. |
Предложения на одну тему, они связаны между собой, есть законченность темы. | Дети слушают с огромным вниманием. |
4. Чтение текста учащимися. (Приложение 1) | Прочитайте текст вполголоса. О чем этот рассказ? Назовите основную его тему. Какова основная мысль текста, каков замысел автора? | Читают текст в сокращенном виде. О бессмысленном убийстве живности. |
Никто не обратил внимание на то, что текст уже сокращен. |
5. Работа с текстом. | В каждом тексте есть развитие мысли.
Основная тема дается в развитии, то есть к одному
сказанному добавляется что-то новое, но в целом
все подчинено замыслу автора. В нашем тексте вы правильно выделили основную тему – бессмысленное убийство птицы. А теперь выделим микротемы, с помощью которых
формируется общая тема: “Зачем убит коростель?” Сколько здесь действующих лиц? Найдите опорные
слова. |
Делят текст на части по основным событиям. Простые. На три части. 1. Бессмысбенное убийство птицы. Шел, увидел, захлестнул… Два: охотник, коростель. Вырос, стал охотником… Вспоминают правила, подбирают проверочные слова. |
Не все сразу, но с помощью учителя
определяют микротемы текста. На доске учитель записывает опорные слова из каждой микротемы с помощью ребят.
Нет смысловых ошибок у большинства, но в то же время очень многие заголовки даются в самом общем виде: 1. Убийство. |
6. Сжатый пересказ от третьего лица. (открыть на доске таблицу) | Астафьев писал о себе и употреблял слово “Я”. Это личное местоимение. А вы будете рассказывать об этом человеке. Каким словом вы замените “Я”? Кто перескажет текст? | Пересказывают текст вслух, используя опорные слова. | С трудом большинство понимает, что мальчик, писатель, охотник – это одно лицо. |
7. Письменное изложение текста. | Мы закончили работу по подготовке к
изложению. Теперь вам предстоит создать текст
изложения этого рассказа. Свой текст.
Особенностью вашего текста должна стать
краткость. В чем состоит задача вашей работы? Кто
напомнит о двух приемах сжатия текста? Мы с вами говорили о необходимости в жизни умения говорить кратко. Вот сейчас покажите свое умение. Пишите первый вариант своего краткого изложения. |
Написать краткое изложение. 1. Изъятие
из текста слов или предложений, которые, на ваш
взгляд не несут основную мысль. Самостоятельная работа. |
Большинство учащихся затруд-няется создать текст краткого изложения. Они пишут первый вариант так, как он получается. |
8. Редактирование своего текста. | Кто закончил писать изложение,
начинайте проверку написанного. Организовать взаимопроверку. |
Проверяют свою работу. | Карандашом изымают слова, предложения (Это
было давно, лет сорок назад) за счет которых
можно было удачно сжать текст. Очень сложный вид работы, но в классе найдутся помощники. |