Развитие связной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка в якутских школах. Это тем более важно, что русская речь якутских учащихся обогащается и совершенствуется в основном на уроках русского языка и литературы.
Большую роль в развитии речи учащихся играют связные тексты, которые являются основой уроков русского языка. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели урока.
Что такое связный текст?
Есть два понимания текста: широкое и узкое. В широком понимании текст – это любое связное высказывание любой длины, продолжительности, любого жанра (рассказ, роман).
Текст в узком толковании – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и при помощи языковых средств.
Каковы же признаки текста?
– Предложения текста взаимно связаны.
– Смысловая законченность.
– Структурная законченность.
– Интонационная законченность.
– Связность.
– Линейность.
– Членимость на части.
– Авторская целевая установка.
– Стилистическая обработанность.
Текст должен иметь зачин, основную часть, концовку. Свободные предложения бывают не в любом тексте.
Каковы же единицы текста?
- Заголовок называет тему и может быть 4 видов:
а) номинативный заголовок: “А.С. Пушкин”, “Зима”;
б) информативный заголовок “Как слон спас Кулина”;
в) эмоционально-экспрессивная функция заголовка (“Когда же придет настоящий день?”, “Кто виноват?”);
г) рекламная функция – “Не проходите мимо!”, “SOS”.
2. ССЦ – сложное синтаксическое целое – раскрывает содержание текста, может состоять из нескольких микротем.
3. Заключительная часть выражает основную мысль произведения, ещё раз напоминает тему.
Предложения в тексте соединяются такими способами:
– цепная связь (повествование),
– параллельная (описание),
– кольцевая,
– лучевая – характерна для текстов-рассуждений,
– смешанная связь.
Средства межфразовой связи.
- Лексические средства связи (лексический повтор, использование однокоренных слов, синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, перифразы, тематически объединенные слова).
- Морфологические средства языка (местоименная замена, наречия, числительные, союзы, частицы, вводные слова).
- Синтаксические средства связи (порядок слов в предложении, синтаксическая неполнота, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, синтаксический параллелизм конструкций.
Такая работа над текстом должна проводиться постоянно, начиная с младших классов. Это сквозная тема.
Этапы работы над текстом.
Т: С-СС-П-Т, где Т – готовый текст, С – слово, СС – словосочетание, П – предложение, Т – текст ученика.
Ученический текст может быть с полстранички. Прилагаем мини-сочинения и сочинения учащихся, написанные после проведения подготовительной работы.
Тихая музыка.
Ребята, которым по 15-17 лет, очень непредсказуемы. Они то становятся весёлыми и добрыми, то грустными и даже злыми. Видно, что у этих ребят такой период в жизни, когда мы иногда дети, иногда взрослые.
Вот у меня тоже бывают такие моменты, когда я от радости прыгаю чуть ли не до потолка или, наоборот, когда мне очень грустно, то я не нахожу себе места. Это бывает, конечно, не только со мной, но и со всеми моими сверстниками и подружками.
Но вот я случайно заметила, что во всем этом отлично помогает музыка, и именно тихая. Как-то я об этом говорила с подружками и узнала, что и у них такая же картина.
Ну вот, когда мне грустно – сижу и слушаю тихую музыку. Под такую музыку успокаивается нервная система, и даже на лице скоро появляется улыбка. Вот что с человеком может сделать тихая музыка.
Тихая музыка.
Я думаю, что тихая музыка нравится всем. И мне она тоже нравится. Когда ты слушаешь тихую музыку, то тебе становится хорошо и легко на душе. Нам всем надо очень часто слушать тихую музыку, чтобы стать добрее, спокойнее и радостнее.
Мечты, мечты…
О чем мечтают люди? О всяком. Дети мечтают поскорее стать взрослыми, а взрослые, наоборот, возвратиться в детство и стать прежними шалунами и смешливыми задорницами. Для кого-то это покажется смешным, но ведь мечты бывают разные.
Я вот мечтаю стать королевой: не какого-либо государства или царства, а любящего и достойного меня юноши.
Вот он идет ко мне, не идет, а бежит с распростертыми руками, целует руку и говорит: “Ты – моя королева!”. Эх, мечты, мечты…
Мечты, мечты…
Говорят, мечтать не вредно. Маленький ребенок мечтает, чтобы ему купили много конфет, юная девушка мечтает о красавце на белом коне, а родители мечтают о том, чтобы их дети жили счастливо.
Мечты бывают разные: волшебные, простые, которые сбываются или не сбываются.
А я мечтаю стать образованным человеком, который был бы нужен нашему обществу; мечтаю встретить, как и все девчонки, своего любимого – безумно любящего меня человека и жить счастливо, вести здоровый образ жизни. И я, конечно, хочу, чтобы мои мечты сбылись, ведь если очень постараться, можно достичь многого.
Да, мечтать не вредно, даже настроение поднимается и улучшается.
Мечты, мечты…
Если бы я встретил волшебника, сперва подружился бы с ним близко. И только потом уже загадал бы желания, чтоб он исполнил их на 100%. Во-первых, я сказал бы ему так: “Чтобы не было на Земле никаких конфликтов между людьми и между странами… А после этого попросил бы волшебника, чтоб он сделал так, чтобы не было бы денежной проблемы. И вот исполнилось бы самое главное желание всех людей, как и моё третье желание – счастливая жизнь всех людей на Земле.
Жаль, что все это лишь мечты, мечты.
У этой песни крылья.
Когда я очень устаю и в голове все вверх дном, я слушаю одну и ту же песню. Это песня санкт-петербургской группы “Летний сад” “Не плачь”. И вот когда её слушаю, эта песня освобождает меня от усталости и проблем.
По-моему, эта песня уносит всю мою усталость на своих крыльях куда-то вдаль.
Вот почему я считаю эту песню крылатой.
В самое яблочко.
Сегодня у мамы день рождения. Папа сказал, что мы ей подарим красивый платок с узором. В доме все сверкает, каждая вещь кажется необыкновенной.
Но я хочу, чтобы мама была самой счастливой, и решил сделать свой необычный подарок. Когда-то я слыхал, что если хочешь порадовать человека или сделать сюрприз, то должен знать, какие вещи нравятся человеку, другими словами – попасть в яблочко. Я думал над этим и решил подарить деревянную ложечку, которую сделал сам на уроке труда. Ложечка получилась красивая. Думаю, маме обязательно понравится.
А как вы думаете, попал ли я в самое яблочко?
В чем особенность этих мини-сочинений? Главное то, что они не отпугивают учащихся своим объёмом. Учащиеся с удовольствием берутся за такую работу, потому что сразу виден результат, можно из множества тем выбрать подходящую, можно описать случай из собственной жизни или немножко пофантазировать. Но все стараются раскрыть тему. В данных работах в той или иной степени эта цель достигнута .
В программе якутских школ по русскому языку выделен специальный раздел “Развитие связной речи”. Но в современных условиях каждый урок русского языка должен быть насыщен ярким текстовым материалом. Таким текстовым материалом, бесспорно, являются художественные тексты. Но как обстоят дела на практике? До сих пор мы, учителя, довольствовались учебниками с адаптированными текстами, с упражнениями, составленными из отдельных, ничем друг с другом не связанных слов и предложений.
Нужен другой подход к подбору и построению учебного материала – именно художественных текстов разных жанров. “В идеале каждый урок русского языка должен включать в себя работу с текстом. Такая работа совместима с любой программой по русскому языку. Она будет хорошим дополнением к традиционному уроку”.
Каждая новая тема, каждое явление языка (многозначность слова, вид глагола, словообразование) изучается на материале художественных текстов. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи .
Один и тот же текст можно использовать неоднократно, каждый раз отыскивая в нем что-то новое, сравнивая или при изучении одной темы можно использовать разные тексты.
Какие же задания могут быть подобраны к текстам? Их можно разделить на такие группы:
- Предполагает поиск в тексте определенных форм и конструкций, их классификацию, объяснение их роли в тексте. Здесь от грамматики идем к содержанию;
- Определение грамматических средств, с помощью которых раскрывается содержание;
- Активная работа с текстом (изменение структуры предложений, подбор синонимов, определение стиля и жанра текстов).
На практике эти вопросы, задания могут быть даны в любом сочетании, ещё лучше, если они неожиданные.
Такая работа помогает учащимся осмыслить художественный текст, оценить его достоинства, понять, как и почему выбраны лексические средства. И, конечно, такая кропотливая, вдумчивая работа с текстом пробуждает интерес к русскому языку, появляется желание самостоятельно искать и находить что-то интересное.
Текст можно использовать на любых этапах изучения грамматической темы: при объяснении, при контроле. Такая работа может быть использована как форма зачётов или как форма устного экзамена по русскому языку.
Так в последние 2-3 года выпускники нашей школы, выбравшие устный экзамен по русскому языку, работали по художественным текстам с различными заданиями, делали разборы всех видов, определяли стиль и жанры текстов, отвечали на дополнительные вопросы.
В последние годы мы, учителя Усть-Таттинской средней школы, практикуем в старших классах работу с художественными текстами. На это нас натолкнули статьи А.А. Егоровой и В.В.Луковицкого “Художественный текст на уроке” и “И язык оживает…” в приложении к газете “Первое сентября” “Русский язык”. В этом издании даются специально подобранные тексты с заданиями, которые можно использовать на уроках русского языка в якутской школе. Например: «Мы часто обращаемся внутренним своим взором к Пушкину. Он вместил все, чем живет человек, в пределы своей блистательной поэзии… …Я хочу напомнить и себе и другим писателям тот пушкинский великий закон мастерства, следование которому навеки соединяет сердце писателя с сердцем его народа. Закон этот прост. Пушкин сказал:
… Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград, за подвиг благородный.»
(К.Паустовский)
Задания:
1. Определить тему и основную мысль.
2. Подобрать синоним к словосочетанию внутренний взор.
3.Можно ли заменить каким-нибудь синонимом (выдающийся, крупный, замечательный, блестящий, яркий) слово блистательный, почему?
4. Объясните знаки препинания в процитированном стихотворении.
Ещё один текст об А.С.Пушкине «Как часто обращался я к стихам Пушкина, когда размышлял о верности, дружбе, товариществе. Как глубоко верен Пушкин был своим друзьям, с каким постоянством писал о них каждый год 19 октября, в день основания лицея:
…Печален я: со мною друга нет…
…Друзья мои, прекрасен наш союз!
(19 октября 1825г.)
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли
(19 октября 1827г.)
Усердно помолившись богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
(19 октября 1828г.)
И в самые грустные и трудные минуты жизни ко мне приходили пушкинские строки, вселяя веру в будущее:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт…
(Н. Старшинов)
Вот и пришел я к самому главному:
…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Пробуждал не только как поэт, но как старший друг, сердечный и мудрый!» (Н. Старшинов)
Задания к тексту:
1. Определите тему и основную мысль.
2. Объяснить знаки препинания при обращении.
3. Каким членом предложения является междометие ура?
4. Подобрать синонимы к словам житейский, усердно, уныние.
В своей работе я ещё использую методическое пособие “Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Классы 10-11”. К.А.Войловой, В.В.Леденева. (М., Изд. дом “Дрофа”, 1996), в котором представлены оригинальные, неадаптированные тексты русской художественной и публицистической литературы, где учитель в работе над языковым материалом может идти от текста, а не от слова и предложения.
На мой взгляд, особенно интересны для работы стихотворные тексты. Они представлены именами А.Белого, С.Есенина, А.Толстого, М.Цветаевой, А.Ахматовой, А.Блока, Ф.Тютчева, А. Фета и других.
Текст 1. Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
(А.К. Толстой)
Задания:
1.Подчеркнуть одной чертой буквы, обозначающие гласные звуки, двумя – согласные. Указать буквы, обозначающие два звука.
2. Раскрыть значение слов бедный, красуются, вянущих.
3. Объяснить знаки препинания.
4. Передать содержание поэтического текста прозаическим.
В данном случае 1 задание можно заменить фонетическим разбором нескольких интересных в этом отношении слов (обсыпается, листья, ярко-красные).
Дополнить такими заданиями:
сколько предложений, каких,
назвать признаки поэтического текста.
Текст 2.
Когда я был ребёнком, – лес ночной
Внушал мне страх; до боли я боялся
Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался.Теперь – прошло немного лет с тех пор,
И жизнь сломила дух; я пережил довольно;
Когда опять въезжаю в темный бор
Ночной порой – мне радостно и больно.
(А.Блок)
Задания:
1. Отметить слова, различающиеся количеством звуков и букв.
2. Выписать все местоимения и указать их начальную форму.
3. Найти разные виды сложных предложений .
4. Назвать ключевые слова, посредством которых автор передает свои чувства.
Можно несколько видоизменить некоторые задания:
2 задание:
1. Каких частей речи больше в тексте? Почему?
2. Уместна работа над выразительным чтением стихотворения .
Текст 3.
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льетесь вы ранней и позднеё порой…,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
(Ф.И. Тютчев)
Задания:
1. Затранскрибировать текст.
2. Установить, какими членами предложения являются имена прилагательные и причастия
3. Найти слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Текст 4.
Молюсь оконному лучу
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам…На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но как играет луч на нём,
Что весело глядеть.Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
(А.Ахматова)
Задания:
1. Выписать прилагательные. Сравнить, в чем различие.
2. Рукомойник. Способ образования. Объясните значение невинный, храмина, молюсь.
3. Сколько предложений? Какие?
4. Найти слова в переносном значении.
Текст 5.
Ветер принес издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои,
Ветер принёс издалека
Звучные песни твои.
(А.Блок)
Задания:
1. Выписать наречия, объяснить их правописание.
2. Найти примеры прямого и обратного порядка слов.
3. Найти слова, употребленные в переносных значениях.
4. Найти слово, которое употребляется только во множественном числе.
Используя на уроках художественные тексты, мы облегчаем овладение русским языком якутскими учащимися, способствуем расширению их словаря, развитию у них представлений об общечеловеческих ценностях.
Виды заданий к художественным текстам разнообразны, что дает возможность их дифференцирования в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников. Учащиеся могут сами придумать и сформировать различные вопросы к текстам, что можно использовать в работе парами. Наиболее интересные задания, придуманные учащимися, можно поощрить и использовать в дальнейшей работе.
О необходимости работы с языком текста говорил ещё А.В.Текучев: “Язык художественного произведения должен быть изучен и со стороны его поэтических достоинств… и со стороны его грамматического и лексического состава”. Воспитательную ценность текстов Н.А.Пленкин видит и в том: “… она также и в самом процессе работы, требующем от школьника немало упорства, настойчивости, аккуратности”.
В научном семинаре профессора ЯГУ Т.П.Самсоновой с конца 60-х годов разрабатываются актуальные вопросы методики преподавания русского языка в якутской школе, среди них – комплексно-тематические уроки. Такие уроки стали входить в практику учителей якутской школы в 70-е годы.
Т.П.Самсонова пишет: “Хотелось бы, чтобы и художественные тексты заняли достойное место в учебниках русского языка для якутских школ”.
В сборнике научных статей “Путь к мастерству” собраны статьи учителей русского языка из многих улусов республики, в которых авторы делятся своим опытом работы в этом направлении, обосновывают целесообразность проведения комплексно-тематических уроков.
Хотелось бы, чтобы художественные тексты стали и предметом и средством обучения якутских детей русскому языку, русской речи.
Использованная литература:
1. К.А.Войлова, В.В.Леденева. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Классы 10-11. М., “Дрофа”, 1996 г.
2. А.Ю.Купалова. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений. М., Издательство “Флинта”, Наука. 1996г.
3. Т.П.Самсонова, К.С.Евсеева, Е.П.Никифорова. Текст как основа развития связной речи учащихся якутских школ. Якутск, “Бичик”, 1995 г.
4. Т.П.Самсонова. Повышение эффективности уроков русского языка в якутской школе. Якутск, 1995г.
5. Н.А.Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. М., “Просвещение”, 1978г.
6. Путь к мастерству. Сборник научных статей. Якутск, 1995г.
7. Русский язык. Приложение к газете “Первое сентября”, №4, июль, 1995г., № 1, январь, 1996г., № 35, сентябрь, 1996г., № 10, март, 1997г., №7, февраль, 1997г., № 22, июнь, 1997г.