Тема: Обзорный урок по жизни и творчеству Иосифа Бродского.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – урок лекция с элементами исследования.
Цели урока:
– обеспечить усвоение учащимися фактов из жизни и творчества поэта;
– сформирования умений выделять главное, вести конспект, нешаблонно, творчески подходить к анализу стихотворений;
– воспитание эстетических взглядов.
Оборудование к уроку.
Портрет И.Бродского, стихи Бордского на каждую парту, схема анализа стихотворения, магнитофон, аудиозапись с концертом Баха.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока и целей. Лекция учителя.
Почему в России так часто преследовали поэтов? Вспомним Пушкина и Лермонтова, Гумилева и Цветаеву, Мандельштама и Ахматову, Пастернака, Высоцкого, Галича. Писание стихов для большого поэта иногда превращалось в смертельно опасные занятия. Чего больше всего боялись вожди, цари, правители всех рангов и мастей: крамольных стихов или самого поэта со своим кодексом чести, совести свободы?
Стихотворение: “Я входил вместо дикого зверя в клетку”
Более 25 лет назад в Ленинграде судили юношу. Приговорили к лишению свободы с высылкой на 5 лет. За что судили? А за тунеядство. Юноша считал себя поэтом, писал стихи, Ц^ которые не печатали. Но суд это работой не признавал.
Суд над тунеядцем Бродским. Телеграмма Дмитрия Шостаковича, посланная в адрес суда, но не оглашенная на процессе: “Я очень прошу суд при разборе дела поэта Бродского учесть следующие обстоятельство: Бродский обладает огромным талантом. Творческой судьбой Бродского, его воспитанием должен заняться Союз писателей. Думается, что суд должен вынести именно такое решение”.
Приглашается свидетель Я. Гордин, литератор.
Я. Гордин.
Уверен, что непримиримость ленинградских властей к Иосифу в начале 60-х годов была вызвана прежде всего стилем его общественного поведения... В условиях ограниченной свободы он жил как свободный человек. А это пугает и раздражает.
В 1963 году круг знакомств и дружб поэта был не только широк, но и высок. К нему с восхищением и нежностью относилась Анна Ахматова, посвятившая такие стихи:
О своем я уже не заплачу
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе...
Слуцкий, Чуковский, Маршак... Можно назвать не дни десяток имен писателей, композиторов, ученых, знавших уже тогда цену дарования Бродского.
Стихотворение:
Музыка:
Второе — главнейшее заседание состоялось 13 марта. Примечательна атмосфера суда. Большой зал на две трети заполнен специально привезенными рабочими, призванными выразить общественное порицание, зорко озирающие публику дружинники... Ленинградский литератор И.М. Меттер, присутствующие на этом заседании, так описывает судью Савельеву: “Угрюмым хамством, невежеством, упоением властью сверкали ее глаза..., когда она чаще нежели ежеминутно, перебивала тихие, порой задумчивые ответы Бродского... Он и не пугался ее поминутных грубых окриков, хотя бы сейчас всецело в ее острых когтях, покой его, видимо, объяснялся не отвагой – чем-то иным: просторные, с крупными библейскими чертами лицо его выражало порой рассеянность оттого, что его никак не могут понять.
Итак, 13 марта 1964 года.
Был внесен приговор.
Судья: Бродский систематически не выполняет обязанностей советского человека по производству материальных ценностей и личной обеспеченности, что видно из частей перемены работы. Предупреждается органами МГБ в 1961 году и в 1962 году – милицией. Обещал поступить на работу, но выводов не сделал, продолжал не работать, писал и читал на вечерах свои упаднические стихи. Из справки Комиссии по работе с молодыми писателями видно, что Бродский не является поэтом. Его осудили читатели газеты “Вечерний Ленинград”. Поэтому суд применяет указ от 04.08.61г.: “Сослать Бродского в отдаленные местности сроком на пять лет с применением обязательного труда.”
Перу “тунеядца” к этому времени уже принадлежало около 100 стихотворений и 4 поэмы.
(звучит Бах)
(Одно из стихотворений Бродцкого)
Бродский был отправлен по этапу в деревню Норинское Архангельской области, делая там разную физическую работу. Местные жители относились к этому вежливому и спокойному тунеядцу с уважением, не догадывались совершенно, что благодаря ему название их деревеньки прославится на весь мир.
(стихотворение)
Благодаря заступничеству Ахматовой, Твардовского, Шостаковича в 1965 году Иосиф Бродский был возвращен в Ленинград.
Четыре стихотворения – вот все, что удалось опубликовать Бродскому в родной стране. Перед отъездом его в Америку друзья собрались и сложили стихи, написаны им за 15 предотъездных лет: получилось четыре машинописных тома:
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн, всегда набегавших по две,
И отсюда – все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
Вьющийся между ними, как мокрый волос,
Если вьется вообще. Облокотитесь на локоть,
Раковина ___ в них различит не рокот
Но хлопки полотна, ставен ладоней, чайник,
кипящий на керосинке
Максимум – крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши сердце,
Что скрыться негде и видно дольше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
Глаз не посетует на недостаток эха.
В 1967 году Бродский пишет свою известную по Самиздату “Речь о пролитом молоке”. Перед нами потрясенный выбитый из прежней жизни человек, думавший о том, как преобразить мир. Он теперь плохо понимает, как быть с собой, как размокнуть вдруг сузившееся, сомкнувшееся над ним пространство. Этап 1990г. Рано утром 4 июня 1972 года, собираясь в аэропорт “Пулково”, будущий пятый в русской литературе Нобелевский лауреат написал письмо, которое, как всегда бывало в таких случаях, осталось без ответа.
“Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой… Я хочу просить дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе, хотя в качестве, в котором я до сих пор и выступал… Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны”
Текст письма полностью был опубликован в тот же день в венской газете “Ди прес”
Фрагмент Квинтена” из журнала “Др. народов”. 1988 г. №8
В эмиграции поэт живет своей особенной жизнью. Первое время он поселяется в городе Ан-Арбор, примечательном для русских эмигрантов тем, что здесь находится издательство “Ардис”, выпускающее литературу на русском языке. Живет практически один, без русских товарищей, пропадает в университетах, с 1980 года живет в Нью-Йорке. Он свободно владеет английским языком, пишет на двух языках. Признан главою довольно широко эмигрантского круга, материально обеспечен, имеет мировую славу Нобелевского лауреата. Но как нелегко дается независимость и чувство свободы!
В 1979 году в Ленинград в адрес родителей поэта пришло письмо: “Ваш сын И. Бродский является моим пациентом. 5 декабря 1976 года он перенос тяжелую операцию на сердце в связи с коронарной болезнью сердца. Сейчас его могут выписать из больницы, но поскольку у Вашего сына нет родственников, в США, а сам он о себе заботится не сможет, наш отдел социального обслуживания просит вас принять меры для переезда в Нью-Йорк с целью помочь его выздоровлению. Оставить его одного в таком состоянии значило бы подвергнуть его серьезной опасности.
Родителям так и не удалось больше увидеть сына – отказ, отказ, отказ… Но в течение всех лет, пока они были живы, Бродский каждое воскресенье звонил им из Нью-Йорка в Ленинград.
Отрывок “С видом на море”.
Когда так много позади всего, в особенности –
горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря.Оно обширнее. Оно и
глубже. Это превосходство – не слишком
радостное. Но уж если чувствовать сиротство,
То лучше в тех местах, чей вид волнует, нежели
язвит.
1969 г.
Иосифа Бродского часто спрашивали, не хочет ли он вернуться на Родину?
Я думаю, что ответом могут быть эти строчки:
Теперь уж и взаправду – навсегда. Ведь если может человек вернуться на место преступления, то туда, где был унижен, он прийти не сможет”
Когда-нибудь придется возвращаться.
Назад. Домой. К родному очаг.
И ляжет путь мой через этот город.
Дай бог тогда, чтоб не было со мной
Двуострого меча, поскольку город
Обычно начинается для тех,
Кто в нем живет, с центральных площадей и башен.
А для странника – с окраин.
“Читать Бродского – значит обрекать себя на тяжкий труд”, - так считают американские литературоведы Петр Вайль и Александр Генис, бывшие наши соотечественники. Сейчас мы попробуем сами стать экспертами и проанализируем отдельные, на ваш взгляд, самые необычные стихи поэта.
2. Анализ стихотворений Бродского
Мы с вами должны решить сегодня, почему Бродский был не принят на Родине официальными кругами. В чем дело? Для этого работаем таким образом: слушаем стихи, пробуем сформировать о чем это стихотворение и попробовать выделить особенности стихотворений Бродского.
Работа с таблицей.
Название стихотворения |
тема |
особенности |
Вывод.
Какие темы затрагивает Бродский в своих стихах? Тема любви, жизни и смерти, о назначении поэта и его судьбе, о времени, о природе, глубокие философски проблемы.
У каких русских поэтов вы уже встречались с этими темами? (Пушкин, Лермонтов, Цветаева, Ахматова) Не зря в интервью Бродский не раз подчеркивал, что своими учителями он считает Кантемира, Державина, Баратынского Александра Сергеевича, Вяземского. В 20 веке – Ахматову, Пастернака, Заболоцкого, Клюева. Из последнего поколения - Слуцкого. Темами творчества Бродского являются вечные темы, общечеловеческие.
Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта, который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет достроена.
“ Поскольку существует русский язык, время от времени будет происходить замечательное. Это свойство нашего языка. Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна”
С видом на море (отрывок)
Когда так много позади всего,
В особенности горя,
Поддержки чьей-нибудь не жди,
Сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно и глубже.
Это превосходство – не слишком радостное.
Но уж если чувствовать сиротство,
То лучше в тех местах, чей вид волнует, нежели
язвит.
Октябрь 1969г. Коктебель.
В деревне Бог.
В деревне Бог живет не по углам,
Как думают насмешники, а всюду.
Он освещает кровлю и посуду.
И честно двери делит пополам.
В деревне он в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу.
Он изгороди ставит, выдает
Девицу за лесничего, и в шутку,
Устраивает вечный недолет
Объездчику, стреляющего в утку.
Возможность же все это наблюдать,
К осеннему, прислушиваться свисту,
Единственная, в общем, благодать,
Доступная в деревне атеисту.
Я родился и вырос в балтийских болотах,
Подле серых цинковых волн,
Всегда набегавших по две,
И отсюда – все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
Вьющийся между ними, как мокрый волос,
Если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
Раковина ушная в них различает не рокот,
Но хлопки полотна, ставен, ладоней, чайник,
Кипящий на керосине, максимум – крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши.
Сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
Глаз не посетует на недостаток эха.
Рождественский романс.
Плывет в тоске необъяснимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик
Из Александровского сада,
Ночной фонарик нелюдимый
На розу желтую похожий
Над головой своих любимых,
У ног прохожих