Тип урока: комбинированный (систематизация изученного и контроль качества знаний).
Форма: интегрированный урок с применением компьютерной программы по русскому языку “Фраза”.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
Обучающие:
- обучение составлению алгоритма выбора гласной в корнях с чередованием;
- отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;
- проверка качества усвоения учащимися данной орфограммы.
Развивающие:
- создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
- развитие связной речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
- воспитание интереса к русскому языку и информатике.
Учебные:
- обобщить и расширить знания;
- проверить усвоение материала при использовании компьютерной программы “Фраза”;
- формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.
Оборудование:
- схемы алгоритмов;
- раздаточный материал;
- компьютерная программа “Фраза”;
- лист контроля качества знаний.
Ход урока
Учитель литературы.
I. Вступительное слово
Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы попробуем соединить, казалось бы, несоединимые предметы: русский язык и информатику. В конце урока вы увидите, что даже у таких разных предметов есть общие черты.
II.
1. Определение задачи урока.
- Напомните, какой темой мы занимались на предыдущих уроках? (правописание чередующихся гласных в корне слова)
- Сегодня наша задача – восстановить последовательность применения правила правописания корней - гор - (-гар -), -кос - (-кас -). Помогут в этом листы-схемы.
2. Восстановление алгоритма (фронтальная беседа).
- Возьмем лист с чередованием - гор - (-гар -) и восстановим последовательность применения данного правила. (Коллективное заполнение схемы: ученики на отдельных листах, а учитель – на демонстрационном формате).
1 лист-схема:
3. Закрепление применения алгоритма (работа с раздаточным материалом, 6 карточек).
Применить данную схему на практике. (Ученики по одному объясняют правописание слов по схеме)
4. Самостоятельное восстановление алгоритма (заполнение схемы с чередованием – кос - (-кас-).
А теперь попробуем самостоятельно восстановить последовательность действий применения правила правописания корней – кос - (-кас-) (самостоятельное восстановление алгоритма).
2 лист-схема:
5. Проверка (устно).
6. Закрепление алгоритма.
(Работа с раздаточным материалом). Используя карточки, применить составленную схему на практике.
7. Закрепление изученного материала с компьютерной поддержкой.
Учитель информатики.
Вопросы классу:
- Что такое алгоритм? Алгоритм – строго определенная последовательность действий, направленная на решение поставленной задачи с обязательным достижением цели.
- Какие виды алгоритмов вы знаете?Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм.
- Кого называют исполнителем алгоритма? Исполнитель алгоритма – это тот, кто выполняет алгоритм.
- Какие способы записи алгоритмов вам известны?
- графический (блок-схемы),
- алгоритмический (язык программирования).
-
cловесный (естественный язык),
8. Контроль качества (работа с программой “Фраза”).
Чтобы узнать результаты усвоения темы, обратимся к компьютерной программе по русскому языку “Фраза”.
Этапы решения поставленной задачи:
- Запустить программу “Фраза”.
- Открыть папку 6 класс.
- Выбрать тему “Чередование гласных в корне слова”.
- Выбрать вариант
а) № 257 -гор - (-гар-)
б) № 260 -кос - (-кас-) - Выполнить работу и получить оценку (оценки вносятся в лист контроля).
III. Подведение итогов
- Что узнали?
- Чему научились?
№ |
Ф. И. ученика |
№256 |
№260 |
Общая оценка |
1 |
||||
2 |
||||
3 |