Русский язык
-
Обобщение и систематизация сведений написания гласной в приставках пре- и при- на уроках русского языка 2005
Работа по систематизации и обобщению знаний на уроках русского языка направлена на закрепление ранее приобретенных и формирование новых умений, соответствующих изучаемым видам орфографии. В результате такой работы у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность, формируется орфографическая зоркость. Обобщению и систематизации полученных знаний, пониманию связей между орфограммами способствуют уроки-практикумы, на которых теоретические сведения закрепляются выполнением практических заданий.
-
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в условиях санаторной школы-интерната 2005
Выбор методов коррекции во многом зависит от причин индивидуальных особенностей личности школьников. Интерес к изучению русского языка создаётся за счёт использования необычных форм организации обучения и благодаря мотивации деятельности. Учителю важно своевременно выявлять и ликвидировать пробелы. Для этого в начале учебного года проводить диагностический диктант. Адаптивная система обучения помогает организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся и корректировать основной недостаток младших школьников: неумения думать и действовать самостоятельно.
-
Открытый урок русского языка: "Тире между подлежащим и сказуемым", 9-й класс 2005
Основные цели урока - углубить знания кадет о постановке тире между подлежащим и сказуемым; знать трудные случаи постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире; воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
-
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Все ли я знаю о причастии". 7-й класс 2005
В нашу школу направляются ребята, которые практически не посещали школу. Они запустили учебный материал, не умеют учиться, им просто неинтересно. Эти проблемы можно решить только в одном случае: попытаться привить интерес к предмету. На каждом уроке я стараюсь использовать художественные тексты воспитывающего характера, много рассказываю о жизни писателей и поэтов, стараюсь на их примере показать, что каждый сам творит свою судьбу.
-
Урок русского языка и литературы в 8 классе. Мастерская "Памяти В.П. Астафьева" 2005
Главная цель уроков развития речи и всего курса русского языка - освоение языка учащимися, но достичь этой цели возможно только включением учащихся в процесс создания реального языкового продукта - текста, постижения ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности. Этапы урока "Памяти В.П. Астафьева"" подчинялись логике проведения мастерской. Первое задание - индуктор, наведение на проблему, затем - индивидуальная работа, обсуждение в группе, представление результатов обсуждения классу. Вопросов-индукторов спланировано три: КАК не заблудиться в жизни? КАК писать "затесь"? КАК вы оцениваете урок? Учащиеся выявляли закономерности создания текстов определённого типа - "затесей" В.П. Астафьева - и готовились к созданию собственных текстов по идеальному образцу.
-
Обучение русскому языку как неродному 2005
В статье рассматриваются вопросы организации обучения детей-мигрантов в русской школе, представлены пути наиболее эффективного усвоения русского языка как неродного.
-
Этимология фразеологизмов на уроках русского языка в 5–9-х классах 2005
Фразеология- это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты. Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. Цель данной работы-осветить этимологию некоторых фразеологизмов в целях активизации их на уроках русского языка. Фразеологические обороты - это благодатный материал для закрепления разделов грамматики, обогащения словарного запаса, развития речи учащихся. Знание этимологии повышает познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширяет их кругозор.
-
Правописание е-и в чередующихся корнях 2005
В работе над орфограммами выделяются два последовательных этапа: с орфограммой, орфографическими правилами и формирование орфографических умений. Для восприятия учащимися изучаемой орфограммой необходимо на классной доске написать два слова с данной орфограммой, показав ее место в этом слове. Учитель в этих словах показывает изучаемую орфограмму и сообщает, что с ней он будет знакомить учащихся.
-
Самоанализ работы за 2003–2004 учебный год специальной (коррекционной) школы-интерната № 11 2005
В данной статье автор делится опытом работы самоанализа по русскому языку и чтению за учебный год. Автор считает, что повышение качества по предмету идет не только за счет оптимальных форм и методов обучения, но и следующих условий мотивации: - подбор соответствующего уровня сложности учебного материала; - соблюдение дидактических принципов доступности, посильности; - психологической комфортности, гуманизма. Банк заданий к урокам чтения, русского языка и развития речи позволяет увлечь детей и добиться положительных результатов. Самоанализ способствует поиску путей решения тех или иных задач.
-
Урок проверки и коррекции знаний и умений по русскому языку учащихся класса коррекции. Тема: "Запятая при обособленных членах предложения" 2005
На коррекционном занятии учащимся предлагаются разноплановые упражнения по орфографии и пунктуации, составленные в связи с частотным определением ошибок в письменных работах учащихся. Важным моментом развивающего обучения в данных классах является развитие умения у ребят преодолевать трудности в обучении. Поэтому даются задания нестандартные, связанные с творчеством художников пуантилистов.
-
Некоторые методические рекомендации по работе над сочинением-рассуждением (рецензия) при подготовке к сдаче ЕГЭ 2005
Учитель, начиная с 8 кл., учит школьников давать общие характеристики книгам, оценивать их содержание и форму, размышлять по поводу проблем,.затронутых в прочитанном произведении; т.е. проводит уроки развития речи, знакомя с жанрами (отзывом, рецензией и др.). В связи с проводимым в стране ЕГЭ перед учителем встала задача: научить правильно писать сочинение-рассуждение разных жанров. Чтобы научить учащихся, учитель сам должен уметь спланировать и провести уроки знакомства с названными жанрами, подобрать интересный дидактический материал, предложить школьникам нетрадиционные исследовательские задания. Цель нашей работы -предоставить учителю и апробировать на практике дидактический материал для проведения уроков развития речи.
-
Система работы по развитию речи учащихся 2005
Ученики не любят писать сочинения, не умеют анализировать прочитанное. Как им помочь? Если у преподавателя словесности есть своя четкая система работы, то дети будут знать, что от них требуют, и как это делать.
-
Урок-экскурсия в 6-м классе по теме: "Диалектные слова, отражающие образ жизни и культурные традиции кольских поморов" 2005
В рамках данного урока решаются следующие задачи: закрепление понятий: диалектные слова, говоры; выработка умений и навыков: нахождение диалектных слов в текстах и объяснение их значений; умение пользоваться словарями; развитие интереса к языковой культуре народов "малой" Родины и сохранение их традиций и обычаев.
-
Урок письма в 1 классе по теме: "Правило ча-ща, чу-щу" 2005
Вашему вниманию предлагаю конспект урока письма в период обучения грамоте. Этот урок является частью сложившейся у меня системы обучения детей в игровой форме. Разнообразные задания в занимательной форме знакомят малышей с правилами написания трудных слов и помогают легче усваивать первые азы грамоты. А на примере сказочных героев можно с успехом формировать нравственные начала.
-
Интеллектуальный марафон как форма тематического контроля по русскому языку при изучении раздела "Морфология" в 6-м классе 2005
Интеллектуальный марафон как форма тематического контроля по русскому языку соответствует возрастно-психологическим особенностям учащихся, учитывает высокую активность шестиклассников (физическую и учебную), потребность в образце поведения. Интенсивный скоростной режим сдачи правил экспертам-старшеклассникам позволяет создать комфортную учебную среду, помогающую выявить уровень познавательных интересов учеников и способствующую созданию доминантной установки на самосовершенствование личности.
-
Обобщающие уроки по русскому языку 2005
Игра-путешествие в страну Морфологию, во время которого повторяются морфологические признаки имени существительного, условия выбора правильного написания гласных в суффиксах и написание частицы НЕ.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Парные согласные" 2005
Урок имеет целью проверить знания детей, полученные в начальной школе, закрепить умение отличать звук от буквы, а также умение обнаружить ошибки, допущенные пишущим (взаимопроверка тетрадей). При помощи рифмовок повышать интерес к предмету.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Закрепление лексики. Словари" 2005
Практическое погружение в работу с разными видами словарей в 5-м классе помогает решить следующие задачи: учить литературно грамотно говорить.
-
Урок-путешествие по теме "Наречие" в 7-м классе 2005
Данный урок входит в систему уроков, посвященных изучению темы "Наречие". Проводится он как итоговый урок по теме. Форма путешествия выбрана неслучайно: в этом возрасте учащиеся еще восприимчивы ко всякого родам сказкам, фантазиям, к игре. Задания к уроку учащиеся получили за две недели до его проведения.
-
"Русский человек со всем справится…" Интегрированный урок литературы по творчеству Н. Лескова в 6-м и 10-м классах 2005
Урок обобщает знания учащихся по творчеству Лескова, расширяет словарный запас, стимулирует у детей желание ставить перед собой новые общественные вопросы.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Путешествие по заснеженноу лесу"(урок-обобщение по теме "Причастие") 2005
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие". Это обобщающий урок. Он направлен на совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций, а также способствует формированию орфографических навыков написания причастий. Урок построен в форме путешествия по заснеженному лесу, чтобы заинтересовать учащихся в изучении очень трудной темы. Учащиеся выполняют творческие задания, убеждаясь в том, что причастия помогают нам ярко, образно описывать все "прелести русского пейзажа".
-
Литературная экскурсия. Урок, посвященный жинеописанию М.В. Салтыкова-Щедрина 2005
Форма урока - литературная экскурсия - позволяет организовать активную обратную связь, развивает монологическую речь учащихся, помогает учащимся овладеть прочными знаниями о жизни и творчестве писателя, понять пути формирования его мировоззрения. Выступления экскурсоводов-учащихся знакомят ребят с тернистой судьбой сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, показывают, как отдельные факты биографии повлияли на творчество писателя. Во время самостоятельной работы учащиеся закрепляют полученные знания, организуется работа группами, задание дифференцировано.
-
Контрольно-обобщающий урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное" 2005
Главная задача учителя - создать гуманную, психологически благоприятную обстановку для учебного труда всех учащихся. Поэтому, планируя данный урок, который является обобщающим уроком по всей теме "Прилагательное", я избрала игровую форму (экскурсия). Предложенный урок нацелен на систематизацию и обобщение знаний об имени прилагательном; проверку прочности усвоения темы. В уроке сочетаются различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
-
Урок русского языка "Не с существительными", "Путешествие в стране НЕ" 2005
Урок-путешествие проводится с целью заинтересовать детей в изучении очень трудной темы "Правописание не с разными частями речи", способствовать выработке навыка грамотного письма орфограммы, обучить работе с разными видами текстов, решению грамматических задач, развитию кругозора и внимания, выявить пробелы в усвоении знаний, чтобы оказать учащимся индивидуальную помощь.
-
Урок-игра на тему "Безударные гласные в корне. Подбор проверочных слов" 2005
Представлены методические разработки двух уроков в форме игры по формированию орфографической зоркости у учащихся с использованием схемы, разработанной самим учителем.
-
Программа курса "Деловое письмо". 9-й класс 2005
Вспомогательная школа должна подготовить умственно отсталого ребенка к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому в нашей школе-интернате мы уделяем внимание обучению учащихся навыкам делового письма. Курс "Деловое письмо" в школе-интернате 8 вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у подростков с проблемами в развитии умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
-
Сенсорно-визуальные методы в обучении пунктуации и синтаксису и их психологическое обоснование 2005
Ученикам трудно понять и усвоить абстрактные, чисто теоретические научные выкладки учебников, поэтому необходимо подключать к системе обучения русскому языку сенсорику. Оборудованием для такого обучения должны стать объемные геометрические фигуры различного цвета (в идеале - материала, веса), представляющие различные понятия синтаксиса. Результат обучения с применением такой методики - твердые знания, опирающиеся не только на механическое и логическое запоминание, но и на мышечную, сенсорную память. Предлагаю использовать этот метод и при изучении других тем русского языка, создав для этого другие объемные пособия.
-
Описание предмета. Часы. Урок развития речи. 5-й класс 2005
Развитие связей речи - важнейший аспект обучения родному языку, залог успешного формирования речеведческих способностей.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Закрепление и систематизирование знаний о глаголе (лицо, число)" 2005
Урок русского языка в 7-м классе на закрепление знаний о глаголе через моделирование памятки.
-
Открытый урок по литературе: "Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2005
Предметом изучения школьного курса литературы в 10-м классе является преподавание курса русской литературы XIX века. Для урока по теме “Роль эпизода смерти Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” продуманы следующие вопросы: какие знания урок даст учащимся, какие умения сформирует у них, как организовать учебный процесс. Но не менее важно вызвать эмоциональный отклик обучающихся. Поставлены задачи – развитие навыков анализа художественного текста, осмысление темы через речевой тренинг, выполнение заданий творческого характера, организация самостоятельной работы учащихся на уроке и выявление ее результатов. Cтараясь сочетать рациональное и эмоциональное, для занятия выбрана форма прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии, которые предполагают групповую и индивидуальную творческую работу. Ученик учится занимать свою позицию, считаясь с мнением других, учится не обижаться на замечания.