Русский язык
-
Играем на уроках и после уроков 2005
Игры со словами - популярный вид досуга. Дети любят играть, и когда им интересно на уроках, они лучше усваивают материал. Игровые занятия, праздники прививают интерес к предмету, развивают творческие способности, фантазию, формируют общеучебные умения и навыки, имеют большое воспитательное значение. Один из любимых видов игровых занятий - разгадывание кроссвордов. Во время декады русского языка можно провести вечер-кроссворд. На нем ребята не только разгадывают слова, но и узнают много нового, выполняют творческие задания, соревнуются в знаниях и смекалке.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Что такое диалектизмы?" 2005
В курсе русского языка в 6-м классе в разделе "Лексика" изучается тема "Диалектные слова". Я считаю, что она важна для ребят, так как много слов действительно звучных, ярких, образных, точных невозможно найти в толковых словарях русского языка. Естественно возникает вопрос, почему эти слова отсутствуют в них? Или почему на разных территориях в русской речи могут наблюдаться и нередко наблюдаются разные названия одних и тех же предметов, действий, признаков? Вот на эти и другие вопросы в течение урока должны были ответить дети. В него были включены различные виды работ, некоторые способствовали реализации тех целей и задач, которые указаны в уроке.
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра брейн-ринг "Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений" 2005
Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-м классе, а именно, познавательную игру Брейн-ринг "Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений". Это не просто развлекательный прием, копирующий окружающую жизнь. Игра создает живой интерес детей к учебному предмету, является мощным толчком в развитии их познавательных интересов.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" 2005
По типу урок относится к изучению и первичному закреплению нового материала. В содержание урока включены тренировочные упражнения, творческие задания, направленные на закрепление пунктуационных навыков учащихся.
-
Урок развития речи (риторика), русский язык. "Объявление" 2005
Развитая речь — это и универсальное средство воздействия на ум, сердце, поступки людей, и возможность вступать без комплексов в коммуникацию. Основная цель уроков риторики реализуется через обучение речевым жанрам таким, как просьба, отказ, приветствие, прощание, благодарность, автобиография, приглашение, поздравление, письмо и многое другое. Представленная мною разработка урока по теме "Объявление" — всего лишь часть Программы для 5-го класса, и может быть использована как на уроках риторики, так и на уроках развития речи по русскому языку.
-
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Родовые окончания имен прилагательных" 2005
Предлагаемый урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова выстроен в технологии проблемного обучения. Содержание раскрывается через практическую работу учащихся в группах. Исследование построено на материале, подобранном из сказов П.П.Бажова. Учащиеся ведут учебный диалог, «открывают» новое знание.
-
Устное публичное выступление на морально-нравственную тему 2005
Основные цели урока - развитие понятия "публичное выступление", формирование умения строить устное публичное выступление; развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.
-
Развитие навыков орфографии через зрительно-словарные диктанты (из опыта работы на уроках русского языка в 4-м классе якутской школы) 2005
Рассматривается опыт формирования навыков орфографии в якутской школе с помощью зрительно-словарных диктантов в 4 классе. Представлен комплект диктантов, тестов, описывается методика работы. Отличается универсальностью применения для развития орфографии русского и якутского языков, интеграции предметов.
-
Программа элективного курса для предпрофильного гуманитарного образования "Период". 9-й класс 2005
Предлагаемый элективный курс направлен на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку не связан рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Кроме того данный курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы: выбрать гуманитарный профиль не потому, что ученик имеет тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом. Созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле будет способствовать содержание программы курса, включающее новые, представляющие высокую степень актуальности и полезности для выбора школьниками профильного обучения, знания.
-
Музыка на уроках обучения описанию 2005
Для подготовки к сочинению по описанию предметов обычно используются художественные тексты и натюрморты. Помимо этого определенную помощь учителю может оказать музыкальный образ. Музыкальное произведение облегчает поиск языковых средств, которые передают впечатления, активизирует лексику чувств и оценки в детском словаре, улучшает атмосферу урока, повышает интерес учеников к предмету речи, оказывает общее педагогическое воздействие, которое проявляется в желании ответить на вопросы, поделиться впечатлениями.
-
Продолжение работы на неосвоенной школьной территории (год спустя после начала поисков путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2005
Вопрос о влиянии двуязычия как на чистоту родной речи, так и на общее интеллектуальное развитие не может не вызывать интереса в наше время в школах, в которых обучаются дети-мигранты. Для большинства из них двуязычие не является благоприятствующим фактором развития. В статье идет разговор о том, как и чем может помочь детям-мигрантам учитель русского языка и литературы, без поддержки которого детям не обойтись. К сожалению, совместная работа учителя с учащимися-мигрантами проходит на неосвоенной школьной территории: без правовой и методической поддержки.
-
Программа элективного курса "Заимствования из английского языка современным русским языком новейшего времени" 2005
Программа элективного курса предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, углубленную подготовку школьников в сфере лингвистики, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин. Практические умения и навыки, полученные при изучении курса, позволяют учащимся правильно, уместно и точно использовать заимствованные слова в различных сферах и ситуациях общения в письменной и устной форме.
-
Урок-соревнование по теме: "Наречие". "В редакции газеты" 2005
Игровой урок представлен в виде соревнования между командами журналистов, позволяет в ненавязчивой форме обобщить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы, и знакомит учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты. Урок обладает множеством возможностей активизировать внимание, мышление, быстроту реакции, что является основой развития познавательной деятельности.
-
Урок-путешествие в страну "Будьте здоровы!" 2005
Цели урока: Закрепить умения и навыки правописания частицы НЕ и приставки НЕ - со всеми частями речи; познакомить учащихся с отношением к пагубным привычкам всемирно известных людей; прививать отрицательное отношение к табаку и спиртным напиткам, положительное - к ЗОЖ; сделать урок в День здоровья, запоминающимися с помощью игры-путешествия
-
Деловая игра "Редакция"по теме: "Количественные числительные", 6-й класс 2005
Урок в форме деловой игры позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, но даёт некие социальные знания, которые в будущем помогут детям сориентироваться в социуме. Деловая игра "Редакция" кроме этого имеет и профориентационное значение, она знакомит учеников с деятельностью редакции, с профессиями: журналист, корреспондент, корректор, редактор. На уроке присутствует элемент игры, соревнования. Основными видами деятельности на этом уроке - творческая и практическая.
-
Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка 2005
Сформировать языковые и коммуникативные компетенции - цели учителя русского языка. Благодаря этим компетенциям устанавливается эмоционально-нравственный контакт с собеседником, учащиеся включаются в процесс общения, образно и логически последовательно выражают свои мысли. Речевая деятельность формируется во всех видах - чтении, говорении, письме, аудировании. Для формирования языковой и коммуникативной комлетенции предлагаю задания по теме "Виды односоставных предложений. Типы сказуемых".
-
Урок развития речи: "Кто такой лидер?", 8 класс 2005
В нашей школе в этом году проходил конкурс "Молодые лидеры России", отбор участников проводился по сочинениям на тему "Кто такой лидер?", которые должны были написать дети. У них возникло много вопросов, из ответов на которые и возник этот урок, запомнившийся как ученикам, так и учителю. Мы попытались рассмотреть различные аспекты лидерства, не забывая при этом повторить орфографию и пунктуацию. Подобная работа с некоторыми изменениями может проводиться и для учеников других классов.
-
Рабочая тетрадь по русскому языку: "Словосочетание. Предложение". 5-й класс 2005
Тренировочные упражнения позволяют осуществить дифференцированное обучение: задания рассчитаны на учащихся с различным уровнем языковой подготовки. Условно синим цветом обозначены задания первого уровня, обязательного, зеленым - второго, понятийного, красным - задания третьего уровня, выше среднего. Требования к выполнению заданий определит сам учитель.
-
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне родственных слов" 2005
Одной из главных задач уроков русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. Правописание корневых орфограмм - актуальная тема начальной школы. Данный урок проведен во 2 классе (1-4) традиционной системы. Это урок систематизации и обобщения знаний через коллективную и индивидуальную формы работы с использованием игровой методики. В процессе работы у детей развиваются самоконтроль и самооценка, а также мыслительные операции: рассуждение, анализ, обобщение. Учащиеся учатся применять полученные знания на новом языковом материале.
-
Интегрированный урок русского и татарского языков в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами" 2005
Основные цели урока - научить детей применять навыки, полученные на уроках татарского языка по данной теме, на уроках русского языка. Немаловажно также интернациональное воспитание, основанное на содружестве двух языков.
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Разноспрягаемые глаголы" 2005
Фёдорова Вера Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Гимназия № 9", г. Усолье-Сибирское. Урок русского языка, 3-й класс. Тема: "Разноспрягаемые глаголы" Обнаружить существующие разноспрягаемые глаголы, выявить их особенности и уметь отличать их от других.
-
Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. "Подготовка к сочинению-описанию "Метель" 2005
В ходе подготовки к сочинению-описанию «Метель» учащиеся обращаются к художественным текстам А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова; вводится понятие «цитата»; уделяется внимание использованию в сочинениях изобразительных средств языка.
-
Развитие мышления через организацию практической деятельности учащихся на уроке руского языка 2005
Развивая мышление учащихся, учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала и методологических принципов данной науки. В статье рассматривается организация работы по развитию мышления учащихся на уроках русского языка и формы контроля этой деятельности. В приложениях даны примерные контрольно-измерительные материалы и конспекты уроков.
-
Урок по теме: "Определение", 5 класс 2005
Разработка урока по теме "Определение" для 5 класса общеобразовательных учреждений.
-
Урок русского языка по теме: "Наречие как часть речи" 2005
На уроке самостоятельного изучения нового материала главную роль играет подготовительный этап к уроку: объяснить классу изученный материал; представить историческую справку о возникновении наречий в занимательной форме; изобразить самостоятельно изученный материал в схемах, таблицах, рисунках; подготовить вопросы по изучаемому материалу (в том числе проблемные); подготовить занимательный материал к уроку. Урок проводится в форме отчёта групп по выполненным заданиям.
-
Использование музыки, изобразительного искусства, литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся 2005
Деятельность учителя — это творчество, это поиск, это совершенствование своего педагогического мастерства, индивидуальный подход к каждой теме, к методическому решению каждого урока. Обучение на познавательной, мотивационной основе — стимул интереса к обучению, желанию узнавать, творить. Использование музыки, изобразительного искусства и литературы — один из способов активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.
-
Современная дидактическая игра по русскому языку "Банк знаний". 5-й класс 2005
Вашему вниманию представляется описание дидактической игры, разработанной для урока русского языка в 5-м классе. Проведение данной игры по теме "Синтаксис" позволяет не только проверить знания, умения и навыки учащихся, но и формировать коммуникативные способности, поможет учащимся освоить социальные роли, получить представления о современной структуре социума. Игра вызывает понимания и интерес к реальной деятельности взрослых людей в современном мире. Деятельность учащихся направлена на саморазвитие личности, самооценку учебного труда, развивает самостоятельность.
-
Урок русского языка в 3-м классе по занковской системе. Тема: "Часть речи — имя числительное" 2005
Предлагаемый урок русского языка в 3-м классе выстроен в четком соответствии с методическими принципами технологии проблемного обучения. На уроке используется фронтальная форма работы. Учащиеся самостоятельно, при направляющей инструкции учителя, "открывают" новое знание. Ученикам предлагается разного вида задания для закрепления полученного знания. Все этапы связанны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой теме. "Часть речи - имя числительное".
-
Рассказ по картине О.Д.Яновской "Ждут". Урок по развитию речи в 7-м классе 2005
Писать сочинение школьнику всегда трудно, еще труднее работать над сочинением по картине. И вряд ли кто-то сможет опровергнуть это суждение. В прошлый раз, отправляя на Фестиваль разработку урока "Сочинение по картине Ф. П. Решетникова "За мир!", я поделилась своими находками, которые помогают мне сделать уроки развития речи не только обучающимися, воспитывающими, но и помогающими разбудить интерес к русскому языку и литературе. С каждым уроком по работе над картиной углубляются умения обучающихся ее описывать, большинство может увидеть на ней все, что хотел выразить художник, сделать живыми героев картины. И с каждым уроком задания усложняются. Работая по картине О. Д. Яновской "Ждут", дети смогли написать свои рассказы (а именно такое задание и было) - умные, искренние, добрые.
-
У истоков слова 2005
Поиском ответов на вопрос: "Как рождаются слова?" занимается этимология. На уроке учащиеся в игровой форме знакомятся с значением и происхождением слов, учаться любить богатую и образную родную речь.