Цель мероприятия:
- Организовать разумный отдых учащихся.
- В игровой форме подвести итог по “Служебным частям речи”.
Задачи мероприятия:
- Привлечь к работе по подготовке и проведению КВН как можно больше учащихся.
- Реализовать задачу комплексного подхода к воспитанию школьников.
- Развить интерес к углубленному изучению русского языка.
- Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета.
Основные этапы игры
I. Приветствие команд. Заранее класс делится на группы под следующими названиями: “Предлоги”, “Союзы”, “Частицы”, “Междометия”. Каждая команда представляет свою часть речи, из перечисленных выше. Также дается задание придумать рекламу своей части речи, которая будет демонстрироваться в перерывах между конкурсами.
II. Конкурсные задания: “Шарады”, “Ты-мне, я тебе”, “конкурс капитанов”, “Не и Ни в человеческом общении”.
III. Подведение итогов и раздача дипломов. Дипломы готовятся заранее по следующим номинациям: “Самой оригинальной команде”, “Самой веселой команде”, “Самой быстрой команде”, “Самой артистичной команде”.
Ход игры КВН
Под звуки музыки входят команды: “Предлоги”, “Союзы”, “Частицы”, “Междометья”.
Ведущий: Добрый день, участники игры! Добрый день все присутствующие на самой интересной и веселой игре под названием “Клуб Веселых и Находчивых”. Тема нашего мероприятия – “Служебные части речи”. Сегодня мы с ребятами попытаемся доказать, что служебные части речи не просто скучные и порой сложные для написания, но очень даже полезные в нашем с вами человеческом общении. Как и положено, в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (жюри выбирается из учителей, пришедших на открытое мероприятие (3 человека)). Жюри готовы оценить игру, а мы незамедлительно к ней и приступаем.
I конкурс “Приветствие”. Это было домашним заданием команд. В этом конкурсе ребята должны представить свою часть речи. Условием для команды было – доказать важность своей части речи.
По окончании этого конкурса, ребята из команды “Союзы” показывают свою рекламу, в которой тоже доказывают важность своей части речи. (В последующем, после каждого конкурса показ рекламы других частей речи)
II Конкурс “Шарады”.
Ведущий: Шарады – это род загадки, в которой слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом (например “семь-я”) и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок. Сейчас каждая команда возьмет себе задание и разгадает шараду. Задание усложняется тем, что разгадав шараду, вы должны дать определение угаданному слову.
Задания на карточках:
1 карточка
1. Приставка перед – с неполногласным сочетанием.
2. Корень существительного логово.
Ответ: Предлог.
2 карточка
1. Предлог, антоним к предлогу на (на поезд).
2. Окончание творительного падежа единственного числа прилагательных женского рода.
3. Парная звонкая согласная.
Ответ: Союз.
3 карточка
1. Шипящая согласная.
2. Гласная в конце наречий с приставкой из.
3. Корень числительного сто.
4. Один из суффиксов существительного больница.
5. Окончание существительного женского рода (в именительном падеже единственного числа).
Ответ: Частица.
4 карточка
1. Один из слогов существительного метеор.
2. Корень глагола ждать.
3. Окончание существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.
4. Окончание глаголов I спр. в 3л. ед.ч. наст. вр.
5. Суффикс и окончание существительного величие.
Ответ: Междометие
Ведущий: При оценке этого конкурса жюри учитывает и быстроту ответа, и правильность определения.
Реклама “Предлогов”
III Конкурс. Команды соревнуются между собой “Ты - мне, я - тебе” .
Ведущий: Этот конкурс ребята устраивают между собой. Команды заранее готовили вопросы своим соперникам, пришло время задать их друг другу. Жюри оценивает как сам вопрос, так и ответы команд. По окончании конкурса реклама “Частиц”.
IV конкурс. “Конкурс капитанов”
Ведущий: Приглашаются капитаны команд. Вопросы будут звучать для всех, кто первый догадается, тот поднимает табличку и дает ответ. Если ответ будет неполным, то другие имеют право ответить, дополнить. Жюри оценивает количество и качество ответов.
1 вопрос. Какое отношение между словами выражает предлог в словосочетании “задержался из-за метели” (причина).
2 вопрос. Переделать предложение так, чтобы оно стало антонимичным предлагаемому: “Незнакомец быстро вошел в подъезд” (Незнакомец быстро вышел из подъезда).
3 вопрос. С каким падежом употребляется предлог “Над” (с творительным).
4 вопрос. Какое лексическое значение у предлога “в течение” (время)
5 вопрос. На какие 2 разряда делятся союзы? (сочинительные и подчинительные).
6 вопрос. Привести пример предложения с использованием союза “зато” и омонимичной ему приставкой с местоимением. (Напр. Собака побежала за то дерево. – Дорого, зато мило).
7 вопрос. Какое значение у частицы НИ (усилительное).
8 вопрос. Как называются такие слова: “брр”, “ха-ха-ха”, “мяу” (звукоподражательные слова).
Итак, все капитаны молодцы, осталось жюри оценить этот конкурс, а все мы пока посмотрим рекламу “Междометий”.
V конкурс. “Не и Ни в человеческом общении”. Готовятся карточки с заданием – на месте пропусков вставить подходящие по смыслу частицы не или ни. В каждой карточке по 2 предложения. (Предложения далее показаны без изменений).
1. На небе ни облачка.
2. Ни с места.
3. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто не заметил.
4.
У наших ворот рассыпался горох,
Ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести
5. Ни дать, ни взять.
6. Я ниоткуда и ни от кого не жду помощи.
7. Я живу у вас и ни в чем не нуждаюсь.
8. На море ни волн, ни ветра, и я не мог не выкупаться.
Ведущий: Жюри получили ответы команд. Мы надеемся, что конкурс
понравился всем присутствующим, а теперь слово жюри.
Жюри оценивает команды и вручает дипломы по следующим номинациям:
- самой оригинальной команде
- самой веселой команде
- самой быстрой команде
- самой артистичной команде