Цели:
- Выявить особенности изменения разноспрягаемых глаголов. Отработать умение видеть в тексте глаголы, имеющие безударное личное окончание, применять алгоритм определения верного написания окончания глагола, подбирать примеры, иллюстрирующие данное правило;
- Учить точно, уместно и стилистически целесообразно использовать глаголы в речи. Способствовать языковому развитию учащихся средствами учебного предмета, воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку, формировать осознанное восприятие взаимосвязи языковых явлений;
- В процессе формирования грамотного письма урок находится на этапе систематизации сведений и ориентировки в фактах письма, поэтому развивающей целью становится формирование теоретического способа мышления: развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Ход урока
1. Организационный этап: сообщение темы, постановка цели.
– Сегодня мы продолжаем отрабатывать умение находить и правильно писать окончания глаголов. Для того чтобы выяснить особенности спряжения некоторых глаголов в русском языке мы проведем лабораторную работу (лингвистический эксперимент).
Итак, запишите тему…
2. “Синтаксическая разминка”.
– В предложении, записанном на доске, подчеркните грамматическую основу. Определите вид предложения, составьте схему.
Причудливыми громадами теснятся горы к озеру и на его стеклянной поверхности не гаснет свет заката.
- Причудливыми громадами теснятся горы к озеру, и на его стеклянной поверхности не гаснет свет заката.
– Какие слова помогают ярче представить такой пейзаж?
- Эпитеты – причудливыми, стеклянный;
- Олицетворение – теснятся горы, свет не гаснет.
– Запишите по памяти данное предложение, стараясь сохранить его структуру. К доске…
– Найдите в предложении слова, соответствующие данным морфемным схемам:
– Какая из схем соответствует глаголу? Почему?
- Указан возвратный суффикс.
– Какой еще глагол встретился в предложении?
– В каком случае гласную в окончании глагола вам пришлось проверять? Как вы действовали?
3. Проверка домашнего задания.
– Какие глаголы в домашнем упражнении требовали проверки?
– Как вы действовали?
4. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
Запишите личные окончания глаголов I и II спряжения. Сформулируйте орфограмму.
Карточка 2.
Проспрягайте глагол I спряжения (по вашему выбору). Окончания выделите.
Карточка 3.
Проспрягайте глагол “видеть”. Определите его спряжение. Окончания выделите.
5. Объяснение нового материала.
– Проверьте работу своих товарищей. Оцените.
– Всегда ли глаголы I и II спряжения можно различить по окончанию?
- Глаголы в форме ед.числа 1 лица не различаются – окончание –у (-ю).
– Почему глаголы “слышать видеть” относятся к исключениям, а глаголы “греметь, звенеть” не являются исключениями, хотя относятся ко II спряжению?
- Ударное личное окончание позволяет определить их спряжение как II-е.
– Проспрягайте глаголы “хотеть, бежать”. К какому спряжению мы сможем отнести глаголы “хотеть, бежать”?
– Какие особенности спряжения данных глаголов видите? Как вы могли назвать такие глаголы.
Скорее всего, дети сами придут к термину “разноспрягаемые”. В таком случае термины запоминаются лучше.
– Работаем с упр. 446 (с. 170).
Облака бегут (быстро летят) над морем. Вода бежит (течет) из крана. Я бегу (быстро, отталкиваясь от земли, передвигаясь) по лугу. Кровь бежит (течет) по жилам. Тропинка (протянулась) бежит в гору.
– Какой фонетический процесс мы наблюдаем при изменении глагола “бежать”?
– В каком случае “бежать” употреблено в прямом значении?
– Подберите синонимы к слову “бежать” в этом значении. Запишите их, выделяя морфемы и объясняя написание. (Мчаться, носиться, припустить, улепетывать, удирать, уносить ноги и др.)
– Проспрягайте глаголы “есть, дать”. В чем особенность спряжения этих глаголов.
6. Закрепление.
– Проспрягайте письменно, выделяя основу и окончание:
- 1 ряд – не сдаться
- 2 ряд – поесть
- 3 ряд – наесться
- 4 ряд – создать
7. Домашнее задание.
8. Обобщение пройденного и подведение итогов.
– Попробуйте зарифмовать памятку-стишок, который помог бы вам запомнить разноспрягаемые глаголы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При нехватке времени упр. 446 выполняется устно.
2. При возможности провести группировочную словарную работу. Глаголы “реж..шь, отвеча..шь, манн..шь, барабан..шь, вид..шь, пиш..те, верт..те, крут..те, дума..те, смотр..те, терп..т, кле..т, бор..тся, слыш..т, кол..т”, записанные на доске вперемешку, распределить по группам. Объяснить принцип группировки.