Цели:
- Закрепить знания о категории состояния как части речи.
- Учиться отличать категорию состояния от других частей речи.
Оборудование:
- компьютеры с сетевым подключением,
- плакат с наглядностью,
- учебник.
Виды работ:
- творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”;
- тестирование;
- диктант в программе “Школьный наставник”.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2. Творческая работа в программе “Microsoft PowerPoint”
Слова состояния – это особая группа знаменательных слов, которые обозначают состояние живых существ, окружающей среды, природы.
Слова состояния имеют общее грамматическое значение – состояние и отвечают на вопросы “каково?”, “как?”.
По своим морфологическим свойствам слова состояния похожи на наречия: они состоят из чистой основы (не имеют окончаний), большинство слов состояний имеют суффикс –О- (вольготно, хорошо, разумно).
Как качественные прилагательные слова состояния имеют степени сравнения (тепло – теплее, теплее всех, более тепло).
В безличном предложении (с главным членом сказуемым) слова состояния являются сказуемым. В этой функции они могут сочетаться с глаголами-связками быть, становиться, делаться и др.
Слова состояния образуются от прилагательных и существительных (холодно, пора, лень, горе, весело).
Учащиеся составляют предложения и называют слово состояния
3. Тестирование по данной теме (20 вопросов).
Учащиеся отличают слова состояния от наречий.
4. Творческое задание: Образовать слова состояния от прилагательных звонкий,
красочный, грустный, теплый, радостный, светлый и использовать их в предложениях, данных к картине Б. Кустодиева “Сельский праздник”
5. Чем отличается категория состояния от наречия?
Наречие обозначает признак действия. В предложении являются обстоятельствами.
Повторение о наречии. Выполнение упражнений №1, №2 в режиме “Диктант” - “Наречие” - “Гласные на конце наречий”.
6. Итог урока.
Учащиеся еще раз дают определение категории состояния.
Сообщают о проделанной работе.
Сообщение оценок, выведенных компьютером.