В сознании любого, кто так или иначе связан со школой, отложилось вполне устойчивое суждение: основные предметы школьного курса делятся на две условные группы – устные и письменные. К устным относят литературу (чтение), историю, географию, биологию, ОБЖ, природоведение и многие другие дисциплины, которых, конечно же, большинство. К письменным – однозначно относят два предмета – математику и русский язык.
Несомненно, это объективно: на данных предметах, начиная с 1 класса, отрабатываются и закрепляются навыки письма, грамотности, правильности оформления работы. В связи с тем, что приходится много писать, и математика, и русский язык воспринимаются детьми как сложные. И далеко не у всех учеников успешность на этих дисциплинах высокая. Причины тут бывают разные. Главная же, на мой взгляд, в недостаточности устной работы на этих уроках, особенно на уроке русского языка.
Очень часто приходится сталкиваться с детьми, у которых плохо с русским, но зато хорошо с литературой, историей, биологией. Кажется парадоксальным, что ученик с отличной памятью, способный вполне логично размышлять, сравнивать, делать выводы, не может полноценно работать на уроках русского языка, не в состоянии дать простого определения или ответить правило. И все-таки ничего странного тут нет. Просто, начиная с начальной школы и продолжая в средней, у ребенка вырабатывается и закрепляется комплекс русского языка. Боязнь сделать что-то не так на уроке перерастает в страх перед самим уроком, тем более, если он письменный. Письмо – тяжелый труд для ребенка, пересекается с личными логопедическими, психологическими трудностями и способствует выработке комплекса, который начинает давить на психику ученика на протяжении целых десяти лет. Причем, чем старше ребенок, тем страшнее этот груз от осознания невозможности возврата назад и исправления упущенного.
Конечно, проблема в истоках. Огромный объем письменной работы на уроках русского языка не оставляет ребенку шансов. Он вынужден воспринимать предмет как нечто массивное, тяжелое, страшное, потому что нет разрядки, нет возможности как-нибудь иначе взглянуть на русский язык.
Учеников, которые бы любили русский язык в школе, можно пересчитать по пальцам. Это, как правило, дети с врожденным, природным даром грамотности, точнее, даром отличного фонематического слуха. Для них ничего не стоит вставить пропущенную букву, даже не интересуясь существованием правила, определить, сколько н в суффиксе причастия, слитно или раздельно нужно писать какое-нибудь жутковатое наречие. Этим детям на уроке легко, потому что они успешны, а успех определяет положительное отношение к предмету.
А что же делать остальным, у которых нет таких врожденных способностей, более того, есть врожденные или приобретенные трудности в виде дисграфии, повышенной тревожности, гиперактивности? Как быть с ними, ведь их большинство в наших школах?
И вот здесь, на мой взгляд, просто необходимо активное использование на уроках устных приемов работы. Да, русский язык – письменный предмет, но без масштабной устной работы он становится однобоким, массивным и страшным. Поэтому задача учителя, выстраивая устную работу на уроках русского языка, показать предмет с другой стороны, продемонстрировать, что он многомерен, разнообразен и, самое главное, интересен. Повышение интереса у учащихся к русскому языку – одна из наиважнейших задач, которую учитель должен ставить наравне с задачей грамотности. Устная работа поможет ученику посмотреть не только на предмет, но и на себя с другой стороны. Если он был не успешен в письменной работе, то может проявить себя в другой, объективно более легкой, - устной, тем более, если учитель сможет зажечь в нем интерес.
Ну а как это сделать? Любой грамотный учитель легко ответит на этот вопрос. Конечно, через игру! Именно в игре, не теряя содержательности, русский язык может предстать перед ребенком совершенно в другом ракурсе. В игре снимается напряжение, страх. И для очень многих детей игра – то связующее звено, через которое он может подружиться с русским языком.
Эффективность устной работы в ее разнообразии. Чем разнообразнее учитель выстраивает работу на уроке, чем больше различных приемов он использует, тем качественнее его урок – истина непреложная. Но главное, разнообразие устных приемов способствует раскрепощению детей. Ребенок, безграмотный и забитый глухими тройками – да и это уже превеликое счастье, - начинает чувствовать себя свободнее. Подчас его комплекс зиждется на непременном условии – надо писать. Так давайте на время уберем данное условие, ведь от этого хуже такому ученику уже не будет. Чтобы он начал писать грамотнее, надо сначала снять с него комплекс. В этом и есть основная задача учителя при устной работе на уроках.
Теперь стоит остановиться на самом понятии устной работы. Что собственно она из себя представляет?
В классическом восприятии это воспроизведение правил и постулатов учебника. Учитель спрашивает: “Иванов, ответь орфограмму раст – рос!” И Иванов, незаметно для учителя подглядывая в учебник или памятку, монотонно отчитывается. А то и того хуже. Учитель спрашивает: “Петров, расскажи нам орфограмму № 27!” (Такая нумерация существует до сих пор. Вы вот можете ответить на вопрос учителя? Я – нет.) И Петров наизусть с выражением отвечает.
Не буду дальше иронизировать. Конечно, и такая работа тоже необходима, если не бросаться в крайности, но мне хотелось бы поговорить о другом виде устной работы – об игре.
На своих уроках я использую несколько устных игр. Суть их сводится к одному – раскрепощению детей и повышению их познавательной активности.
Расскажу о некоторых из них. Все они универсальны и могут использоваться как в старших классах, так и в начальной школе.
Игра “Слабое звено”
Схема самой игры взята из известной телевизионной передачи. К доске выходят пять учеников. Каждому из них по цепочке задается три вопроса. Ученик, ответивший на наименьшее количество вопросов, садится. Начинается второй тур. И так продолжается игра, пока не остается двое, которые и разыгрывают первое место. Сама игра длится не более пяти минут. Количество участников может варьироваться. Бывало, играл весь класс целиком. В этой ситуации, чтобы не затягивать время, садились не по одному, а сразу по несколько проигравших учеников. Победителю и финалисту можно поставить положительные оценки. Проигравшим оценки не ставятся. Данную игру можно давать на разных этапах урока. Особенно она эффективна в конце, когда дети утомлены и их работоспособность снижается.
В игре важен характер вопросов. Они должны быть разнообразны, неожиданны. Это обостряет игру, позволяя не самым сильным ученикам добиваться победы.
У меня много примеров, когда победителями становились безнадежные троечники.
Пример игры см. в Приложении № 1.
Игра “У кого больше очков”
Эта игра рассчитана на целый урок. Может вполне использоваться как самостоятельная работа. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе вопросы на 1, 2 и 3 балла. В случае правильного ответа ученики получают соответствующий балл. Если ответ неверный, получают ноль баллов. Вопросы задаются по цепочке. За урок в классе из двадцати пяти учеников каждому учитель успевает задать по 5 вопросов. Перед детьми заранее рисуется балловая шкала. 11 – 15 баллов – “5”, 7 – 10 баллов – “4”, 3 – 6 баллов – “3”, ниже 3 баллов – “2”. Чтобы обеспечить соответствующую для самостоятельной работы дисциплину, достаточно снимать баллы за подсказки. Вопросы на 1 балл – примитивные, на 2 балла – средние, на 3 балла – трудные.
Пример игры см. в Приложении № 2.
Игра “Лишнее слово”
Эта традиционная игра хороша применительно к любой теме русского языка. Использовать ее можно абсолютно на любом этапе урока. Я чаще всего ее даю в середине урока, когда необходимо переключить внимание детей, дать им отдохнуть после письменного упражнения.
Сама игра рассчитана на пять минут. Детям предлагается несколько слов (от 3 до 5), они должны выбрать лишнее и записать его. Из десяти заданий отличную оценку вполне можно ставить за 8 – 10 правильных ответов.
Пример игры см. в Приложении № 3.
Игра “Тест”
Тесты – явление в школе модное и постоянно прогрессирующее. За последние годы тест занял твердую позицию среди других заданий, которые предлагаются детям. Я не пытаюсь изменить саму суть теста, единственно, стараюсь максимально приблизить его к устной форме. Дети на слух воспринимают задание и ставят перед определенным номером только буквы (а, б, в, г). Данный вид работы удобен, так как позволяет очень быстро получить результаты проверки. Его можно использовать на любом этапе урока как закрепление изученного материала.
Пример игры см. в Приложении № 4.
Игра “Вставить букву”
Эта игра носит, скорее, разминочный характер. Рассчитана она на две-три минуты. Детям учитель предлагает слова, в которых они должны определить гласную а или о, и или е. Данный вид работы позволяет закреплять знания о правописании безударной гласной в корне слова, а также правописание других корней с чередованием (раст – рос, лаг – лож, бер – бир, касс – кос, зар – зор и т.д.) и правописание окончаний глаголов и имен существительных.
Эта игра может даваться в начале урока как разминка и проводиться только устно, когда дети тут же дают ответы, а может проводиться как небольшая проверочная работа, когда дети по номерам выписывают буквы, соответствующие определенным словам.
Пример игры см. в Приложении № 5.
Игра “Определи количество запятых”
Эта игра особенно эффективна при изучении темы “Синтаксис”. Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.
Пример игры см. в Приложении № 6.
Хочется подчеркнуть, что все вышеперечисленные виды устной работы вполне действенны и их можно использовать при оценке знаний ребенком. По сути своей они мало чем отличаются от письменных упражнений, но игровая ситуация вокруг данных заданий и практически полное отсутствие письма вселяет в детей уверенность в собственные силы.
В конце концов, если ученик неуспешен в письменных формах работы, это еще не значит, что у него возникнут проблемы в устных. Кроме того, здесь присутствует элемент везения, случайности. Данные задания подчас напоминают спортивную борьбу, в которую все дети разных возрастов с удовольствием включаются и играют. Играют, забывая, что это русский язык, что с ним у них большие проблемы, что, будь на месте устных заданий письменные, сидели бы они и скучали, потому как давно утратили веру в собственные силы.
На мой взгляд, главная роль устной работы на уроке русского языка - сближение самого предмета и ребенка. Изначально между русским языком и ребенком, особенно неблагополучным по тем или иным причинам, стоит преграда – письмо, и далеко не все могут легко и беспрепятственно ее преодолеть. Устные упражнения, построенные в виде игры, - реальная возможность протянуть ребенку руку помощи, подружить его с этим страшным русским языком. Снятие страха, напряжения, комплекса неуспеха, который через тетрадки, через диктанты и прочие письменные упражнения охватывает ученика, - вот та задача, о которой должен задумываться всякий учитель, идущий на урок. Иначе на месте страха вырастет ненависть к русскому языку, а сам предмет превратится в свод ужасающих, немыслимых для нормального человека канонов, которые почему-то надо знать.
Игра – самое приятное занятие для ребенка. Игра вызывает в его психике только положительные эмоции. И если эти положительные эмоции будут тесно переплетены с правилами русского языка, то в глазах ребенка и сам предмет заиграет яркими, светлыми красками, столь важными для полноценной работы на уроке.