Цели:
Обучающие:
- Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .
- Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.
Развивающие:
- Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.
- Развитие умения применять знания на практике.
- Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
- Развитие культуры речи.
Воспитывающие:
- Воспитывать взаимоуважение.
- Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).
Вид урока: урок-исследование.
Технология: на диалоговой основе.
Оборудование: таблицы, карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Прием “удивляй” (цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку):
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И веселый, и счастливый.
Фронтальная работа:
Про кого так можно сказать?
Почему вы так решили?
После ответов учеников:
Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т.п.). Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю, но и, конечно, русскому языку.
Прием “яркая цитата” (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств):
Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
Фронтальная работа:
К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный?
Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное?
Зачем же они нужны и какую роль играют?
Межпредметная связь. Прием “удивляй” (цель: настроить на работу, повысить интерес).
Вы, наверное, помните, как мы недавно наслаждались на уроке литературы красотой украинской ночи, когда изучали произведение Н.В.Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”, и это, благодаря использованию автором имен прилагательных, восхищались умением Гоголя передать всю полноту ощущений посредством языка. Точно также и мне хотелось бы восхититься вашими глубокими знаниями об этой части речи. Для этого вы должны вытащить из тайников вашей памяти кое-что ценное для выполнения тех заданий, которые даны на доске, а потом (прием “вопросительное предложение” цель: повысить интерес к уроку) мы вместе попробуем ответить на вопрос: “Когда же в прилагательных после шипящих и ц будет писаться суффикс –ов-, а когда –ев-? От какой части речи образуются имена прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-?”
Работа в тетрадях:
Запись даты и темы урока.
Учитель:
Пожалуйста, кто желает рассказать о трех китах имени прилагательного по данному предложению?
Работа у доски (2 человека):
1 ученик: Индивидуальная работа (прием “тихий ответ у доски” (цель: развитие самостоятельной творческой деятельности, развитие внутренней речи для подачи внешней речи):
Предложение: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
2 ученик: Индивидуальная работа:
Кто желает высказать свою точку зрения по ряду слов, решая эти задачи?
Игра “Третий лишний”
Цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития):
1. Лесной царь
Твой мяч
Лисий хвост2. Железный гвоздь
Золотой характер
Летний день3. Волчий след
Аккуратен
Зимний4. Горяч(?)
Могуч(?)
Леч(?)5. Больш....го
Хорош…го
Могуч…го6. Удобнее
Старше
Спокойнейший7. Более громкий
Менее вкусный
Самый сладкий
Презентация новых слов (словарная работа для остальных (цель: развитие речи, формирование орфографической зоркости, развитие самостоятельной творческой деятельности):
Печальный, инициативный, выразительный.
Операции работы:
- толкование слова (работа со словарем)
- выдели орфограммы
- составь словосочетания
- составь предложения
- определи синтаксические признаки данных прилагательных.
Коллективное обсуждение итога выполнения 2-ой индивидуальной работы.
Знакомство с новой темой
Проблемная задача (цель: побуждение к мышлению, формирование творческих способностей и достижение удовлетворенности от успеха, обеспечение высокого уровня умственного развития).
На доске дана таблица со словами:
Ерш…вый, ключ…вой, деш…вый, задумч…вый.
Что здесь дано? Чем слова схожи? В чем различие? Какой гласный слышится? Можно ли на письме ориентироваться только на произношение? Как будем действовать? Выведите алгоритм.
На доске дана таблица со словами:
Кумачовый, свинцовый, грушевый, ситцевый.
Сформулируйте правило правописания суффиксов -ов- и -ев- в прилагательных.
Выясните, как образовались данные прилагательные.
Закрепление
Дифференцированная работа.
Учитель:
А теперь постараемся полученные знания применить на практике. Те, кто сидит за первыми партами, будут выполнять задание по карточкам, а остальные выполняют упражнение № 328.
Слова на карточках:
Реч…вой, лиц…вой, груш…вый, алыч…вый, сторож…вой, парч…вый, плащ…вой, душ…вой, еж…вый, кумач…вый, нож…вой, борщ…вый.
Проверка выполненных работ. В ходе обсуждения обращаем внимание на культуру речи (акцентологические нормы) и нормы правописания.
Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).
Учитель: Повернемся лицом друг к другу. Вам необходимо представить, что на вас ситцевая рубашка, проведем по рукаву рубашки соседа, мысленно произнесем ситцевый – ситцевая. Вы ощущаете гладкую прохладную поверхность, а произнесенные слова только усиливают это ощущение. А сейчас представим, что на вашей левой руке замшевая перчатка, попробуем взять руку своего партнера и про себя проговорить замшевый – замшевая. Вы ощущаете тепло, мягкость. Это ощущение тепла плавно переходит на ваши лица, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку товарищу, пожелаем удачи, успеха и с хорошим настроением снова включимся в работу.
Раздача творческого материала
Учитель: Русский язык, как сказал Горький, “обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли”. А теперь вам предстоит поработать творчески. Прочитайте задание и выберите себе подходящий вариант. (Прием “принцип свободы выбора”).
С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:
- Обстановка.
- Природа. Весна.
- Природа. Лето.
Устойч…вая (погода), груш…вые (деревья), алыч…вый (сад), саженц..вые (посадки), оранж…вые (лилии), пунц…вые (розы).
Оранж…вая (люстра), кумач…вая (скатерть), ситц…вая (занавеска), кварц…вые (часы), образц…вый (порядок).
Ключ…вая (вода), глянц…вая (зыбь), камыш…вые (джунгли), грач…вая (роша), сторож…вой (пес), кварц…вый (песок).
Проверка задания
(прослушивание нескольких работ).
Учитель: Молодцы, успешно справились с заданием. Мы убедились еще раз, что с русским языком и именем прилагательным можно творить чудеса.
А теперь поработаем устно по упражнению № 329 (сравните правописание суффиксов прилагательных и существительных после шипящих).
Работа в группах. Составьте словарный диктант:
1 группа: с гласной -е- в суффиксе прилагательных и существительных .
2 группа: с гласной-о- в суффиксе прилагательных и существительных.
Проверка работ
Учитель: А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого еще раз вспомним правило.
Раздаточный материал (карточка-тест):
Глянц…вая бумага, доверч…вый взгляд, саранч…вый набег, беж…вый цвет, вещ…вой рынок, ландыш…вый аромат, устойч…вая погода, бахч…вая культура. разговорч…вый ученик, замш…вый перчатки, деш…вые продукты, куч…вые облака, ерш…вая уха.
Проверка закрытого теста.
Итог по уроку
Рефлексия.
Учитель: Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас огромный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко.
Домашнее задание разноуровневое (прием “принцип свободы выбора”):
- Создать кроссворд по изученной теме.
- Составить грамматическую сказку “Разговор суффиксов –ов-, -ев- .”
- Упражнение № 331.