Русский язык
-
Пути профилактики и коррекции школьной дисграфии (нарушение письменной речи). Тема урока: "У школьных дисграфиков есть право выбора" 2006
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Однако совмещение такой помощи с процессом школьного обучения сопряжено для ребенка с большой дополнительной нагрузкой, и к тому же эта запоздалая помощь не способна полностью предотвратить неизбежные "сбои" в усвоении школьной программы. Для более эффективного решения этой очень сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии, чем о путях ее преодоления.
-
Урок-спектакль по русскому языку на тему: "Части речи" 2006
Урок-спектакль по теме "Части речи" - это интегрированный урок (русский язык и природоведение) с элементами театрализации. Кроме совершенствования умений определять части речи и делать морфологический разбор, повторить изученные орфограммы, целью данного урока было обогащение дополнительными сведениями учащихся третьего класса о жизни растений, включение регионального компонента (информация о растениях Мурманской области).
-
Обычный урок русского языка с необычным иллюстративным материалом 2006
В методических пособиях задания и упражнения одного урока обычно не связаны общим иллюстративным материалом. В своей работе я часто использую классическое построение урока (по Богдановой), однако весь иллюстративный материал я объединяю какой-нибудь одной общей темой, например, "300-летие Санкт-Петербурга", как в представленном уроке. Как показывает практика, такие уроки ребятам нравятся и в устных ответах они стараются следовать заданной теме.
-
О некоторых возможностях совершенствования методики творческого диктанта на современном этапе 2006
В качестве материала для вставки в текст творческого диктанта мы выбрали имя прилагательное, т.к. это очень интересная грамматическая категория в лингвистическом отношении: с одной стороны, в стилистическом плане, прилагательное - наиболее "живописующая", выразительная часть речи, с другой стороны, прилагательное - показатель развития речи учащихся. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
-
Творческий диктант по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2006
Дан подробный конспект творческого диктанта на вставку прилагательных по картине В.М. Васнецова "Аленушка". Большой интерес представляет словарно-стилистическая работа, направленная на выявление наиболее выразительных языковых средств. Особый интерес представляет стилистическая правка диктанта, совершенствование написанного. Этот вид работы развивает языковое чутье учащихся, предлагает думать над точностью, образностью, выразительностью в устной и письменной речи.
-
Программа элективного курса по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса: "Современное русское письмо" 2006
Данный элективный курс предназначен для всех учащихся, независимо от того, какой профиль обучения они выберут в дальнейшем. Школьники познакомятся с важнейшими этапами истории письма. Внимательное ознакомление с различными сторонами письма, с принципами русской графики и орфографии, с системой русского правописания даст представление об одном из разделов лингвистической науки, а также будет содействовать выработке прочных навыков правописания. Актуальность курса определена еще и тем, что, по мнению филологов, слабая грамотность многих учащихся обусловлена низким уровнем развития фонематического слуха, который напрямую связан с графикой слова.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Слог. Ударные и безударные гласные" 2006
Урок имеет цель активизировать познавательную деятельность учащихся, повышать интерес к предмету через дополнительную информацию, осуществлять межпредметную связь.
-
Урок развития речи по теме: "Сказка о грустном художнике" (сочинение по картине И.Левитана "Март") 2006
Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию - в привычном и будничном. Поэтому особой задачей учителя становится развитие эстетического восприятия, языкового чутья и ассоциативного мышления учащихся, обучение комплексной работе по созданию текста в художественном стиле с использованием личных впечатлений.
-
Мультимедийное слайд-шоу на уроке внеклассного чтения в 5-м классе по книгам Успенского Э.Н. "Командировка в Простоквашино" 2006
Открытый урок по литературе в 5-м классе с использованием мультимедийного слайд-шоу. Компьютер уже сам по себе настраивает учащихся на то, что сейчас начнется что-то интересное, необычное. Урок действительно необычен: мы отправляемся в командировку. Цель данного урока познакомить учащихся с творчеством Э.Н. Успенского; научить их анализировать прозаический текст, активизировать внимание, память, мышление и речь учащихся; продолжить формирование навыков, умений по литературе: работать с книгой, собирать и систематизировать материал для выступления, использовать воспитательные возможности материала урока для повышения интереса к учебному предмету.
-
Коррекционное занятие: "Коррекция познавательных процессов на программном материале русского языка и природоведения" 2006
Цели занятия: закрепить умение находить однородные члены в предложении, составлять предложение с однородными членами и правильно ставить запятые. Кроме русского языка урок знакомит учеников с жизнью птиц и средой их обитания.
-
Интегрированный урок развития речи и биологии на тему: "Человек и природа" 2006
Цель урока: научить детей видеть, чувствовать, понимать, любить и охранять природу, углубить знания учащихся о значении природы для человека, воздействии на окружающую среду; подготовить учащихся к домашнему сочинению на данную тему.
-
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 2005
Чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным, нужно немногое: признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Как целесообразно изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку? Предлагаемый урок-зачёт по русскому языку в 3-м классе поможет ответить на этот вопрос.
-
Информационные технологии на уроках русского языка 2005
Разработка урока, цели которого: научиться правильно писать чередующуюся гласную; сформировать умения находить в тексте слова с чередующейся е/и, определять условия, чтобы правильно написать орфограмму, различать безударные и чередующиеся гласные.
-
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему: "Четырехугольники" (обобщение и систематизация знаний) 2005
Геометрические задания зачастую содержат значительную текстовую часть и к ним не прилагаются чертежи. Без сформированных умений различать структурные особенности предложений, содержащих обособленные члены (причастные и деепричастные обороты), можно неправильно понять условие задания, смысл и цель предложенной задачи. Интегрированные уроки по геометрии и русскому языку целесообразно проводить при обобщении и систематизации знаний, полученных при изучении основных тем и разделов геометрии.
-
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Наречие". 7-й класс 2005
Обобщение и систематизация сведений о наречии предполагает повторение орфограмм, связанных с изучением наречия как части речи. В решении поисковых задач, поставленных перед учащимися, необходимо использовать сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Тестовые задания облегчают проверку знаний по теме.
-
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений глагола" 2005
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе, направленного на изучения использование разных форм наклонений глагола в устном общении и при письме.
-
Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного" 2005
Предсавлено подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного". На экзаменах учащиеся столкнутся с текстами о памятниках России. Небольшие по объёму упражнения знакомят учащихся с архитектурными сооружениями России, помогают им усвоить не только архитектурную лексику, узнать интересные факты, но и подготовиться к экзаменам. Воспитательное значение таких уроков огромно.
-
Итоговый урок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской 2005
Данная работа - конспект контрольно-обобщающего урока. Задача урока - активизация знаний по теме, формирование и проверка умения находить причастия и деепричастия в тексте, воспитание любви и уважения к русскому языку посредством дидактического материала. Форма проведения - урок-путешествие, во время которого используются разнообразные формы работы, что позволяет привлечь внимание к уроку, показать знания по теме. Проведение уроков такого типа дает возможность учителю работать над развитием речи учащихся, учить их формулировать выводы, давать оценку своей работе на уроке, развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение. Урок интересен не только для учителя, но и учащимся, коорые с огромнейшим интересом участвуют в работе.
-
Урок-встреча в 7-м классе по теме: "Предлог" 2005
Урок-встреча по русскому языку в 7-м классе по теме "Предлог". Урок проводится с целью закрепления, систематизации и углубления знаний по орфографии, синтаксису и морфологии.
-
Тема урока: "Урок развития речи в 9-м классе. Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения 2005
Цель урока развития речи в 9-м классе: показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, обучать аргументированию в разнообразных речевых жанрах. Задачи: выявить структурные особенности аргументированных текстов и элементы аргументации в различных конструкциях с причинно-следственными отношениями; обучить аргументации в жанрах делового общения и в жанрах речевого этикета; повторить речевые стереотипы введения элементов аргументации; развивать умение пользоваться официально-деловым стилем на практике, научиться писать заявление, доверенность, объяснительную записку, составлять протокол.
-
Работа над фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения как средство развития речи учащихся начальных классов 2005
В данной статье рассматриваются проблемы изучения устойчивых сочетаний русского языка на уроках в начальной школе, а также представлены примеры упражнений, способствующих обогащению словарного запаса младших школьников фразеологизмами.
-
Открытый урок (народоведение + русский язык) по теме: "Екатерина-Санница + Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова" 2005
Учителем представлен материал работы над самообразованием - народоведение и его практический выход на уроках по внеклассной работе.
-
Урок-семинар в 5-м классе по теме: "Знаки препинания" 2005
В рамках урока-семинара учащиеся совершенствуют теоретичиские знания и практические умения, учатся систематизировать материал. Высказывая своё мнение, учащиеся должны суметь обосновать свою точку зрения, найти убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики. Данный урок можно провести как внеклассное мероприятие во время декады русского языка.
-
Урок письма на тему: "Чудо, прошедшее через века, ты держишь в руках и можешь создать его сам" 2005
Цель урока возродить российские традиции эпистолярного жанра, научить школьников видеть и понимать ценности родного языка, узнать об истории письма в России, о многовековой Российской почте, научиться правильно писать письмо - деловое, официальное, личное. Весь ход урока способствует достижению поставленных целей урока.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов" 2005
Урок направлен на расширение темы "Словообразование". Знакомясь с новой темой, учащиеся думают, анализируют, делают выводы, опираясь на имеющиеся знания, что создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Чередование разных видов работ, здоровьесберегающая пауза, валеологическая минутка, творческая работа, поэтическая минутка, позитивная эмоциональная атмосфера позволяют сохранять работоспособность детей в течение всего урока, поддерживать интерес к предмету.
-
Праздник фразеологизмов 2005
Мероприятие для младших школьников, цели которого расширить представления учащихся о фразеологизмах; совершенствовать коммуникативные умения у учащихся; повысить словарный запас учащихся 5 класса.
-
Дидактическая игра по теме: "Страна морфем" 2005
Урок-игра, цели которого в занимательной и увлекательной форме обобщить знания учащихся о морфемах.
-
Роль имён прилагательных в тексте описательного характера (урок развития речи в 6-м классе) 2005
Какую роль играют имена прилагательные в текстах описательного характера? Для чего они необходимы в нашей речи? Эти вопросы являются ключевыми на уроке русского языка, обобщающем знания 6-классников об именах прилагательных. Учебник помогает построить работу на уроке так, чтобы учащиеся наглядно смогли проследить за ролью прилагательных в устной и письменной речи. Урок становится более красочным, интересным, когда ученики используют дополнительный материал (в данном случае - сведения о произведениях декоративно-прикладного искусства).
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Художественное описание натюрмортра П.П. Кончаловского «Сирень»" 2005
Предлагая ученикам написать сочинение по картине, мы ставим перед ними очень сложную задачу: художественную информацию, переданную "языком" живописи, они должны будут "перевести" на язык словесный. Проведение на уроке словарно-стилистической работы, составление плана, использование стихотворений, музыки, легенд поможет учащимся творчески подойти к описанию картины.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рецензии 2005
Как написать сочинение-рецензию на заданный текст? Этому посвящен предлагаемый урок.