Русский язык
-
Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного" 2005
Предсавлено подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного". На экзаменах учащиеся столкнутся с текстами о памятниках России. Небольшие по объёму упражнения знакомят учащихся с архитектурными сооружениями России, помогают им усвоить не только архитектурную лексику, узнать интересные факты, но и подготовиться к экзаменам. Воспитательное значение таких уроков огромно.
-
Итоговый урок по теме: "Причастие и деепричастие" в 6-м классе по программе М.М. Разумовской 2005
Данная работа - конспект контрольно-обобщающего урока. Задача урока - активизация знаний по теме, формирование и проверка умения находить причастия и деепричастия в тексте, воспитание любви и уважения к русскому языку посредством дидактического материала. Форма проведения - урок-путешествие, во время которого используются разнообразные формы работы, что позволяет привлечь внимание к уроку, показать знания по теме. Проведение уроков такого типа дает возможность учителю работать над развитием речи учащихся, учить их формулировать выводы, давать оценку своей работе на уроке, развивать внимание, логическое мышление, самостоятельность, память, воображение. Урок интересен не только для учителя, но и учащимся, коорые с огромнейшим интересом участвуют в работе.
-
Урок-встреча в 7-м классе по теме: "Предлог" 2005
Урок-встреча по русскому языку в 7-м классе по теме "Предлог". Урок проводится с целью закрепления, систематизации и углубления знаний по орфографии, синтаксису и морфологии.
-
Тема урока: "Урок развития речи в 9-м классе. Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения 2005
Цель урока развития речи в 9-м классе: показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, обучать аргументированию в разнообразных речевых жанрах. Задачи: выявить структурные особенности аргументированных текстов и элементы аргументации в различных конструкциях с причинно-следственными отношениями; обучить аргументации в жанрах делового общения и в жанрах речевого этикета; повторить речевые стереотипы введения элементов аргументации; развивать умение пользоваться официально-деловым стилем на практике, научиться писать заявление, доверенность, объяснительную записку, составлять протокол.
-
Работа над фразеологизмами на уроках русского языка и литературного чтения как средство развития речи учащихся начальных классов 2005
В данной статье рассматриваются проблемы изучения устойчивых сочетаний русского языка на уроках в начальной школе, а также представлены примеры упражнений, способствующих обогащению словарного запаса младших школьников фразеологизмами.
-
Открытый урок (народоведение + русский язык) по теме: "Екатерина-Санница + Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова" 2005
Учителем представлен материал работы над самообразованием - народоведение и его практический выход на уроках по внеклассной работе.
-
Урок-семинар в 5-м классе по теме: "Знаки препинания" 2005
В рамках урока-семинара учащиеся совершенствуют теоретичиские знания и практические умения, учатся систематизировать материал. Высказывая своё мнение, учащиеся должны суметь обосновать свою точку зрения, найти убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу, найти слова для тактичной критики. Данный урок можно провести как внеклассное мероприятие во время декады русского языка.
-
Урок письма на тему: "Чудо, прошедшее через века, ты держишь в руках и можешь создать его сам" 2005
Цель урока возродить российские традиции эпистолярного жанра, научить школьников видеть и понимать ценности родного языка, узнать об истории письма в России, о многовековой Российской почте, научиться правильно писать письмо - деловое, официальное, личное. Весь ход урока способствует достижению поставленных целей урока.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов" 2005
Урок направлен на расширение темы "Словообразование". Знакомясь с новой темой, учащиеся думают, анализируют, делают выводы, опираясь на имеющиеся знания, что создает ситуацию успеха для каждого ребенка. Чередование разных видов работ, здоровьесберегающая пауза, валеологическая минутка, творческая работа, поэтическая минутка, позитивная эмоциональная атмосфера позволяют сохранять работоспособность детей в течение всего урока, поддерживать интерес к предмету.
-
Праздник фразеологизмов 2005
Мероприятие для младших школьников, цели которого расширить представления учащихся о фразеологизмах; совершенствовать коммуникативные умения у учащихся; повысить словарный запас учащихся 5 класса.
-
Дидактическая игра по теме: "Страна морфем" 2005
Урок-игра, цели которого в занимательной и увлекательной форме обобщить знания учащихся о морфемах.
-
Роль имён прилагательных в тексте описательного характера (урок развития речи в 6-м классе) 2005
Какую роль играют имена прилагательные в текстах описательного характера? Для чего они необходимы в нашей речи? Эти вопросы являются ключевыми на уроке русского языка, обобщающем знания 6-классников об именах прилагательных. Учебник помогает построить работу на уроке так, чтобы учащиеся наглядно смогли проследить за ролью прилагательных в устной и письменной речи. Урок становится более красочным, интересным, когда ученики используют дополнительный материал (в данном случае - сведения о произведениях декоративно-прикладного искусства).
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Художественное описание натюрмортра П.П. Кончаловского «Сирень»" 2005
Предлагая ученикам написать сочинение по картине, мы ставим перед ними очень сложную задачу: художественную информацию, переданную "языком" живописи, они должны будут "перевести" на язык словесный. Проведение на уроке словарно-стилистической работы, составление плана, использование стихотворений, музыки, легенд поможет учащимся творчески подойти к описанию картины.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рецензии 2005
Как написать сочинение-рецензию на заданный текст? Этому посвящен предлагаемый урок.
-
"Вселенная в алфавите". Внеклассное мероприятие по русскому языку 2005
Предлагаемое занятие посвящено толковому словарю В.И. Даля. Рассказывается об истории создания словаря, о личности В.И. Даля, объясняется, что включает в себя толковый словарь.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Решаем проблему" 2005
Проведен урок-исследование, предполагающий выполнение большого объема самостоятельной работы: с помощью грамматической разминки учащиеся повторили 5 орфограмм; беседа "Омонимическая многофункциональность русской лексики" была направлена на активный процесс развития логического мышления; самостоятельная работа представила объективную картину усвоения темы "Правописание предлогов"; лингвистический анализ текста позволил закрепить грамматическую проблему в широком плане. Все этапы урока имели исследовательский характер. Перед учащимися ставилась проблема, которую путём анализа следовало решить, сделать вывод.
-
Комплексный анализ текста при повторении темы "Сложные предложения с разными видами связи" 2005
При анализе рассказа М. Чванова, повторяются орфографические и пунктационные навыки, повторяются такие текстовые понятия, как тема, композиция, художественный образ.
-
Повторение изученного о глаголе в 5-м классе 2005
Переходя из класса в класс, ученики знакомятся с новыми понятиями при изучении темы: "Глагол как часть речи". Чтобы применять их, необходимо повторять темы, изученные в предыдущем классе. Урок по теме: "Повторение изученного о глаголе в 5-м классе" разработан для закрепления орфографических умений и навыков правописания данной части речи и повторения морфологических признаков глагола, которые в дальнейшем нужно знать при изучении тем: "Причастие как особая форма глагола", "Деепричастие как особая форма глагола".
-
Применение проблемно-поискового метода на уроках русского языка 2005
Проведение урока русского языка в 6-м классе с применением проблемно-поискового метода.
-
Проблемно-поисковый метод на уроке русского языка в 5-м классе (программа "Школа-2100") 2005
Урок по правописанию гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
-
Методика взаимоконтроля на уроках русского языка (из опыта работы) 2005
Формирование речевой компетенции будет оптимальным при увеличении доли таких форм и методов, которые предполагают взаимодействие в группах меняющегося состава и возможность максимального учета индивидуальных особенностей учебного стиля детей. Эта методика прекрасно сочетается с традиционными формами и методами проведения уроков, обладает достаточно хорошими методологическими качествами - системностью, управляемостью, эффективностью, воспроизводимостью.
-
Методическая разработка урока написания письма в 5-м классе по теме: "Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее" 2005
Рассказ И. Пенькина "Корабль-туча" - благодатный материал для проведения урока-письма по русскому языку, урока литературы, внеклассного занятия, посвященного разговору о сыновнем долге. Урок по данному тексту проводился в разных возрастных группах учащихся 4, 5, 8, и 11-х классов, на семинарских занятиях учителей. На полноценное занятие необходимо 90 минут, чтобы каждый участник имел возможность высказаться. Всегда это вызывает необыкновенный эмоциональный подъем и дает потрясающие результаты. Все зависит от индивидуальности и творчества учителя, проводящего урок.
-
Тестовый контроль на уроках русского языка во 2-м классе 2005
В моей работе представлены тесты по русскому языку для 2-го класса (1-4). Их смогут использовать учителя, работающие по учебникам Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой, а также, я думаю, они будут интересны и учителям, работающим по другим учебникам. Тесты позволяют эффективно проводить контроль, проверять умения учащихся воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике. К тестам я привела ответы и систему выставления оценок. Тест № 1 по теме "Звуки и буквы", тест № 2 - "Правописание слов с парными согласными и безударными гласными", тест № 3 - "Части речи".
-
Устная работа на уроках русского языка 2005
Русский язык - письменный предмет, но без масштабной устной работы он становится однобоким, массивным и страшным. Поэтому задача учителя - выстраивая устную работу на уроках русского языка, показать предмет с другой стороны, продемонстрировать, что он многогранен, разнообразен и интересен.
-
Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) 2005
Предлагаю коллегам материалы урока мастерской письменного творчества с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Данная мастерская способствует формированию умения анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов. Отрывки из поэтических текстов помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и использование презентации. Аудиозаписи звуков природы и релаксационной музыки, исполнение песни под гитарный аккомпанемент, чтение наизусть стихов.
-
Категория состояния как часть речи. 7-й класс 2005
Ведущей задачей учителя русского языка является устранение пробелов в правописании, которые чаще носят индивидуальный характер и нуждаются в выявлении и корректировке. Эту задачу и помогает успешно решать работа с компьютерными диагностическими тестами. Программа "Школьный наставник" - это своего рода мониторинг процесса обучения для выявления и анализа качества знаний. Здесь наблюдается нарастание орфографическо-пунктуационной грамотности.
-
Работа над текстом и с текстом на уроках русского языка в старших классах 2005
В данной работе даётся попытка обоснования необходимости использования текстов художественной литературы на уроках русского языка в старших классах якутской школы. В связи с участием школ Республики Саха (Якутия) в федеральном эксперименте по проведению Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе роль текстов как единицы обучения связной речи возрастает. Предлагаются виды работы над готовыми текстами (прозаическими, стихотворными). От этого этапа работы можно перейти к составлению учащимися собственных текстов. Также приведены мини сочинения учащихся якутских школ.
-
Приёмы создания системы лингводидактических упражнений игрового характера 2005
В современной школе учитель сориентирован на развитие личности обучаемого, следовательно, не может быть обойдён вопрос об использовании игры как средства активизации учащихся в процессе учебной деятельности. Игровая деятельность при этом может использоваться в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного процесса и как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его этапа; как технология внеклассной работы.
-
Разработки уроков по русскому языку 2005
Индивидуальная работа на уроке входит органической частью во все звенья процесса обучения. В зависимости от содержания, характера уч. Материала задания могут быть простыми, сложными, непродолжительными, длительными по времени, требующие от учащихся интенсивной познавательной деятельности. Все задания индивидуальной работы должны быть творческого характера, т.е. Не имеющие однотипного решения, способствующие ребенку мыслить согласно своим возможностям и способностям. При этом задания должны требовать от учащихся случайных умственных операций:
-
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 8 классе по теме: "Виды простых предложений. Тире между подлежащим и сказуемым" 2005
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 8-м классе, проведенный на едином дидактическом материале, посвященном одной теме (СЧАСТЬЕ. В ЧЁМ ОНО!?), позволяет учащимся повторить материал на более высоком уровне сложности. Кроме этого предлагаемая разработка урока развивает умения школьников писать мини-сочинения на доступном им философско-этическом материале, дает учащимся возможность философско-этического осмысления проблемы СЧАСТЬЯ на основе уже имеющихся у них знаний и представлений.