Русский язык
-
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?" 2006
Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
-
Урок русского языка в 7-м классе: "Обобщение по теме "Причастие" 2006
Повторяя материал, мы не должны "повторяться". Наша цель - помочь увидеть новое в давно известном. Таков очередной урок обобщения по теме "Причастие" в 7-м классе. Это урок - деловая игра, которая ярко и логично может завершить трудную тему.
-
Урок-коммуникация на тему: "Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева "Последнее свидание")" 2006
Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 10–11-х классов перейти на более высокий уровень обучения - творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.
-
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Типы речи. Рассуждение" 2006
Учащиеся должны уметь излагать свои мысли, используя разные типы речи. Обучение сочинению-рассуждению является важным аспектом развития связной речи учащихся. На уроке используется наглядно-действенный метод. Новый материал излагается при помощи схем, опорных слов и инсценирования.
-
Программа элективного курса: "Практическая стилистика русского языка" 2006
Для закрепления теоретических положений в программу включены задания и упражнения, назначение которых выработать у учащихся навыки стилистического анализа текста, привить им умение оценивать и выбирать синонимические варианты. Иллюстративный материал для программы отобран из произведений художественной литературы, научных, публицистических и деловых текстов. В основном представлены микротексты - отдельные предложения, со структурой которых связаны те или иные правила.
-
Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: "Падежи имен существительных" 2006
Основные цели урока - проверить умения учащихся определять падежи имен существительных, написание Е И в окончаниях существительных; закрепить навыки работы на числовом луче; закрепить умения склонять имя существительное по падежам; вызвать интерес к урокам русского языка и математики; подчеркнуть межпредметную связь русского языка и математики.
-
Программа элективного курса по русскому языку. Культура речи. Языковые нормы 2006
Важнейшие цели курса: совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.
-
Разработка открытого занятия по теме: "Творческое эссе" 2006
На занятии будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, расширим знания о жанре эссе, и научимся культуре общения в совместной творческой работе.
-
Из опыта преподавания курса "Русский язык и культура речи" 2006
В статье автор говорит об актуальности изучения курса "Русский язык и культура речи" и делится своим опытом проведения отдельных уроков по культуре речи. Совершенствование культуры речи - это то новое, что учащиеся должны получить на занятиях, что должно вызвать их познавательный интерес к родному языку и сделать обучение более продуктивным.
-
Итоговая контрольная работа по русскому языку (тестирование) за курс 7-го класса 2006
Тесты составлены на основе типовой общеобразовательной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5–9 класс. / Сост. Л.М. Рыбченкова. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. - 3-е издание. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с. и обязательного минимума содержания образования, с учетом определенных программой целей и задач обучения: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения умению связно излагать мысли. Тестовые задания предназначены для проверки знаний учащихся 7-го класса по всем разделам и темам программы.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Имя числительное" 2006
Урок позволяет обобщить сведения по теме "Имя числительное", проверить знания и практические умения учащихся. Форма и материалы урока способствуют развитию общеучебных навыков школьников, расширению их кругозора.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Смотр знаний" 2006
Урок русского языка в 6-м классе предназначен для систематизации знаний учащихся в конце года. Этот урок позволяет в занимательной форме путешествия в страну Грамматику проверить знания учащихся по ключевым разделам программы за курс 6-го класса.
-
Нестандартные заключительные уроки русского языка 2006
Заключительные уроки русского языка. Какими они должны быть? Конечно же нестандартными. И лучше всего, если эти уроки пройдут в форме игр (по аналогии с телевизионными интеллектуальными). Дух соперничества и "чувство локтя", азарт и фортуна - всё это сделает последние уроки интересными, запоминающимися и результативными, тем более, что к ним ученики готовятся весь учебный год. Предлагаются разработки заключительных уроков русского языка в форме лингвистических турниров "В гостях у телепередач" (5–6-е классы) и "Своя игра" (8–9-е классы).
-
Тема урока: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного" 2006
Урок развития речи включает в себя подготовку к сочинению-описанию кошки. Повторяются сведения о теме, идее, жанре сочинения, отмечаются языковые средства художественного стиля, отрабатывается композиция работы. Составляется план, проводится лексическая, орфографическая работа.
-
Интегрированное развивающее психолого-логопедическое занятие с учащимися 5-го класса по теме: "Обучение написанию письма" 2006
Интегрированное развивающее психолого-логопедическое занятие окажет существенную помощь учащимся 10–12 лет с задержкой психического и речевого развития в обучении написанию письма. Через таинственный и загадочный мир приключений учащиеся получат наиболее полные знания и умения по формированию самостоятельной письменной речи.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы. Составление лингвистической сказки по теме: "Такое удивительное имя существительное" 2006
Интегрированный урок русского языка и литературы позволяет в форме игры проверить знания учащихся по теме "Имя существительное": типы склонений, падежи, род, число и т.д. Кроме этого, повторяются орфограммы: "безударные гласные в корне", "буквы Ё-О после шипящих". Дети вовлекаются в творческий процесс, и сами пишут стихотворение. Вспоминается композиция сказки. Сказка, загадки, подбор комплиментов - всё это делает урок интересным и увлекательным.
-
Строчные буквы "л" и "м". Праздник "Мое первое слово" 2006
5 лет работаю по системе Л.В. Занкова, преподаю русский язык. В 2002 году прослушала курс лекций "Обучение по программе Л.В. Занкова". Понравилось строить уроки именно по такому плану, по которому построена предложенная статья.
-
Разработка новых методов диагностики и развития мышления с использованием пословиц и поговорок 2006
Автор этой статьи еще со школьной скамьи очарован возможностями пословиц и поэтому постоянно обращается к ним в своей психолого-педагогической деятельности, разрабатывает новые методики на их основе. Ниже Вам предлагается ознакомиться с субтестами, входящими в тест "Перепутанные пословицы" и "Найди ошибку". Тест "Перепутанные пословицы" прошел полную ревизию, в ходе которой доказана его валидность и дифференцирующая способность.
-
Снятие фобии диктанта, или к вопросу о том, как сделать диктант нестрашным 2006
В статье рассматриваются приёмы, позволяющие снять у ребёнка страх перед написанием контрольной работы (диктанта), помочь ему поверить в себя, поднять настроение, сделать сам процесс написания диктанта увлекательным и в результате повысить качественную успеваемость.
-
Урок русского языка в 3-м классе (УМК "Гармония"). Тема: "Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о глокой куздре" 2006
Загадочное предложение о глокой куздре позволяет развивать умения различать части речи, члены предложения, проводить различные виды разбора, опираясь на грамматическое значение слов. Такая работа позволяет обобщить знания по основным разделам русского языка, развивать мышление, творческие способности учащихся.
-
Обобщение по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс 2006
Урок построен на фольклорном материале, который подводит учащихся к выводу о краткости, выразительности, обобщающей силе односоставных предложений. При опросе использована методическая система интенсивного обучения В.Ф. Шаталова, Ю.С. Меженко. Все этапы урока сопровождены слайдами, сокращающими время предъявления разнообразных тренировочных упражнений с иллюстрациями, анимацией. Слайды "Проверка" дополняют традиционное слуховое восприятие правильного выполнения задания зрительным, а также предполагают само- и взаимоконтроль.
-
Урок в 11-м классе по теме: "Средства выразительности языка" 2006
Опыт подготовки к ЕГЭ показывает, что задания, связанные с лингвостилистическим анализом, с умением создавать собственный текст на основе прочитанного, вызывают у учащихся наибольшие трудности. Самое трудное - развить умение видеть совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. Материалы данного урока можно использовать для контроля или коррекции знаний.
-
Наблюдение над использованием синонимов и антонимов в поэтических текстах 2006
Урок проводится после изучения темы "Лексика" (5-й класс) на специальном курсе "Выразительные средства русского языка". Цель урока - познакомить учеников с изобразительно-выразительными возможностями синонимов и антонимов.
-
Пути профилактики и коррекции школьной дисграфии (нарушение письменной речи). Тема урока: "У школьных дисграфиков есть право выбора" 2006
Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, поскольку специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Однако совмещение такой помощи с процессом школьного обучения сопряжено для ребенка с большой дополнительной нагрузкой, и к тому же эта запоздалая помощь не способна полностью предотвратить неизбежные "сбои" в усвоении школьной программы. Для более эффективного решения этой очень сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии, чем о путях ее преодоления.
-
Урок-спектакль по русскому языку на тему: "Части речи" 2006
Урок-спектакль по теме "Части речи" - это интегрированный урок (русский язык и природоведение) с элементами театрализации. Кроме совершенствования умений определять части речи и делать морфологический разбор, повторить изученные орфограммы, целью данного урока было обогащение дополнительными сведениями учащихся третьего класса о жизни растений, включение регионального компонента (информация о растениях Мурманской области).
-
Обычный урок русского языка с необычным иллюстративным материалом 2006
В методических пособиях задания и упражнения одного урока обычно не связаны общим иллюстративным материалом. В своей работе я часто использую классическое построение урока (по Богдановой), однако весь иллюстративный материал я объединяю какой-нибудь одной общей темой, например, "300-летие Санкт-Петербурга", как в представленном уроке. Как показывает практика, такие уроки ребятам нравятся и в устных ответах они стараются следовать заданной теме.
-
О некоторых возможностях совершенствования методики творческого диктанта на современном этапе 2006
В качестве материала для вставки в текст творческого диктанта мы выбрали имя прилагательное, т.к. это очень интересная грамматическая категория в лингвистическом отношении: с одной стороны, в стилистическом плане, прилагательное - наиболее "живописующая", выразительная часть речи, с другой стороны, прилагательное - показатель развития речи учащихся. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
-
Творческий диктант по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2006
Дан подробный конспект творческого диктанта на вставку прилагательных по картине В.М. Васнецова "Аленушка". Большой интерес представляет словарно-стилистическая работа, направленная на выявление наиболее выразительных языковых средств. Особый интерес представляет стилистическая правка диктанта, совершенствование написанного. Этот вид работы развивает языковое чутье учащихся, предлагает думать над точностью, образностью, выразительностью в устной и письменной речи.
-
Программа элективного курса по русскому языку для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса: "Современное русское письмо" 2006
Данный элективный курс предназначен для всех учащихся, независимо от того, какой профиль обучения они выберут в дальнейшем. Школьники познакомятся с важнейшими этапами истории письма. Внимательное ознакомление с различными сторонами письма, с принципами русской графики и орфографии, с системой русского правописания даст представление об одном из разделов лингвистической науки, а также будет содействовать выработке прочных навыков правописания. Актуальность курса определена еще и тем, что, по мнению филологов, слабая грамотность многих учащихся обусловлена низким уровнем развития фонематического слуха, который напрямую связан с графикой слова.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Слог. Ударные и безударные гласные" 2006
Урок имеет цель активизировать познавательную деятельность учащихся, повышать интерес к предмету через дополнительную информацию, осуществлять межпредметную связь.