Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Приставки в русском языке. Смысловые приставки 2005

    Автор: Клементьева Нина Васильевна

    По программе изучения русского языка под ред. М. В. Панова приставки изучаются в 5 классе в теме «Фонетика» (фонемные и фонетические) и в теме «Морфемика» (смысловые). Данный урок представляет собой повторительно-исследовательский этап работы с фонемными и фонетическими приставками и первоначальное знакомство со смысловыми приставками. Система интеллектуально-лингвистических упражнений в сочетании с разнообразными формами компьютерной наглядности способствует реализации идеи развивающего обучения, формированию логического мышления, организации повышенной речевой активности. Такая система работы может использоваться как при углубленном изучении русского языка, так и по программе общей образовательной школы, где приставки изучаются в 5 и 6 классе.

  • Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Повествование. Описание 2005

    Автор: Кондрашевич Людмила Дмитриевна

    Целью урока является развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста; творческая работа учащихся; умение работать в коллективе; развитие наблюдательности; через восприятие текста воспитывать умение понимать (чувствовать) внутренний мир (душевное состояние) героя.

  • Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными с предлогами 2005

    Автор: Тихомирова Вера Петровна

    Наиболее трудным моментом в изучении данной темы является умение различать производные предлоги и самостоятельные части речи, поэтому мы считаем, целесообразно начать повторение с упражнений на данную тему. Представленный урок является первым в изучении данной темы.

  • Урок по теме: "Причастие" 2005

    Автор: Абрамова Вера Николаевна

    Цели урока: повторить орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием; познакомить ребят с написанием трудных слов иноязычного происхождения; закрепить навыки работы со словарем; развитие письменной речи. Урок проводится в конце второй четверти, перед новогодними праздниками, поэтому содержит элементы игры, лексику и задания по теме "Новый год".

  • Открытый урок русского языка по теме: "Правописание сложных прилагательных (10-й класс) 2005

    Автор: Самкова Людмила Александровна

    Разработка урока обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, цели которого знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных; уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма; находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы; применять правила разных типов орфограмм; пользоваться основными способами проверки написания; воспитывать умение актуализации полученных знаний; воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

  • Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах 2005

    Автор: Мельникова Виктория Викторовна

    Работа над орфографическими ошибками проходит при помощи объяснительного диктанта, предупредительного диктанта, выборочно распределительного, безошибочного и творческого диктантов.

  • Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме "Сложносочиненное предложение"(русский язык, 9-й класс) 2005

    Автор: Бурученкова Людмила Геннадьевна

    Представленный урок проводится в 9-м классе. На уроке учащиеся отрабатывают навыки постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.


  • Урок развития речи в 6-м классе. Сочинение на тему: "Все весны дыханием согрето" 2005

    Автор: Захарчук Надежда Алексеевна

    В данной разработке урока автор делится опытом работы по развитию устной и письменной речи, умением чувствовать и воплощать мысли и чувства в словесную форму. Игровые моменты, разноуровневые задания, речевые ситуации для построения диалогов способствуют повышению речевой деятельности. Автор показывает, что кроме формирования речеведческих понятий, на уроке отрабатываются орфографические и грамматические навыки. Полностью сохранен принцип коррекционной направленности урока, умение сравнивать, анализировать, находить главное, обобщать, делать собственные выводы. Развивая устную и письменную речь как средство общения, автор предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, которые обеспечат успешную социальную адаптацию.

  • Играем на уроках и после уроков 2005

    Автор: Булдашова Лидия Николаевна

    Игры со словами - популярный вид досуга. Дети любят играть, и когда им интересно на уроках, они лучше усваивают материал. Игровые занятия, праздники прививают интерес к предмету, развивают творческие способности, фантазию, формируют общеучебные умения и навыки, имеют большое воспитательное значение. Один из любимых видов игровых занятий - разгадывание кроссвордов. Во время декады русского языка можно провести вечер-кроссворд. На нем ребята не только разгадывают слова, но и узнают много нового, выполняют творческие задания, соревнуются в знаниях и смекалке.

  • Урок русского языка в 6-м классе "Что такое диалектизмы?" 2005

    Автор: Кижапкина Ирина Васильевна

    В курсе русского языка в 6-м классе в разделе "Лексика" изучается тема "Диалектные слова". Я считаю, что она важна для ребят, так как много слов действительно звучных, ярких, образных, точных невозможно найти в толковых словарях русского языка. Естественно возникает вопрос, почему эти слова отсутствуют в них? Или почему на разных территориях в русской речи могут наблюдаться и нередко наблюдаются разные названия одних и тех же предметов, действий, признаков? Вот на эти и другие вопросы в течение урока должны были ответить дети. В него были включены различные виды работ, некоторые способствовали реализации тех целей и задач, которые указаны в уроке.

  • Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра брейн-ринг "Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений" 2005

    Автор: Кузнецова Елена Владимировна

    Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-м классе, а именно, познавательную игру Брейн-ринг "Почему мы так говорим? Из истории слов и выражений". Это не просто развлекательный прием, копирующий окружающую жизнь. Игра создает живой интерес детей к учебному предмету, является мощным толчком в развитии их познавательных интересов.

  • Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" 2005

    Автор: Сороквашина Тамара Николаевна

    По типу урок относится к изучению и первичному закреплению нового материала. В содержание урока включены тренировочные упражнения, творческие задания, направленные на закрепление пунктуационных навыков учащихся.

  • Урок развития речи (риторика), русский язык. "Объявление" 2005

    Автор: Каницкая Татьяна Леонидовна

    Развитая речь — это и универсальное средство воздействия на ум, сердце, поступки людей, и возможность вступать без комплексов в коммуникацию. Основная цель уроков риторики реализуется через обучение речевым жанрам таким, как просьба, отказ, приветствие, прощание, благодарность, автобиография, приглашение, поздравление, письмо и многое другое. Представленная мною разработка урока по теме "Объявление" — всего лишь часть Программы для 5-го класса, и может быть использована как на уроках риторики, так и на уроках развития речи по русскому языку.

  • Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Родовые окончания имен прилагательных" 2005

    Автор: Крупская Бэлла Владимировна

    Предлагаемый урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова выстроен в технологии проблемного обучения. Содержание раскрывается через практическую работу учащихся в группах. Исследование построено на материале, подобранном из сказов П.П.Бажова. Учащиеся ведут учебный диалог, «открывают» новое знание.


  • Устное публичное выступление на морально-нравственную тему 2005

    Автор: Волченкова Елена Вячеславовна

    Основные цели урока - развитие понятия "публичное выступление", формирование умения строить устное публичное выступление; развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.

  • Развитие навыков орфографии через зрительно-словарные диктанты (из опыта работы на уроках русского языка в 4-м классе якутской школы) 2005

    Автор: Мигалкина Татьяна Егоровна

    Рассматривается опыт формирования навыков орфографии в якутской школе с помощью зрительно-словарных диктантов в 4 классе. Представлен комплект диктантов, тестов, описывается методика работы. Отличается универсальностью применения для развития орфографии русского и якутского языков, интеграции предметов.

  • Программа элективного курса для предпрофильного гуманитарного образования "Период". 9-й класс 2005

    Автор: Побережная Ольга Ефимовна

    Предлагаемый элективный курс направлен на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что реально возможно, поскольку не связан рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Кроме того данный курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы: выбрать гуманитарный профиль не потому, что ученик имеет тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом. Созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле будет способствовать содержание программы курса, включающее новые, представляющие высокую степень актуальности и полезности для выбора школьниками профильного обучения, знания.

  • Музыка на уроках обучения описанию 2005

    Автор: Бикулова Юлия Хадиулловна

    Для подготовки к сочинению по описанию предметов обычно используются художественные тексты и натюрморты. Помимо этого определенную помощь учителю может оказать музыкальный образ. Музыкальное произведение облегчает поиск языковых средств, которые передают впечатления, активизирует лексику чувств и оценки в детском словаре, улучшает атмосферу урока, повышает интерес учеников к предмету речи, оказывает общее педагогическое воздействие, которое проявляется в желании ответить на вопросы, поделиться впечатлениями.

  • Продолжение работы на неосвоенной школьной территории (год спустя после начала поисков путей преодоления трудностей в обучении русскому языку в многонациональном классе) 2005

    Автор: Танкова Татьяна Владиславовна

    Вопрос о влиянии двуязычия как на чистоту родной речи, так и на общее интеллектуальное развитие не может не вызывать интереса в наше время в школах, в которых обучаются дети-мигранты. Для большинства из них двуязычие не является благоприятствующим фактором развития. В статье идет разговор о том, как и чем может помочь детям-мигрантам учитель русского языка и литературы, без поддержки которого детям не обойтись. К сожалению, совместная работа учителя с учащимися-мигрантами проходит на неосвоенной школьной территории: без правовой и методической поддержки.

  • Программа элективного курса "Заимствования из английского языка современным русским языком новейшего времени" 2005

    Автор: Антонова Елена Валерьевна

    Программа элективного курса предусматривает расширение культурологической, лингвистической компетенции учащихся, углубленную подготовку школьников в сфере лингвистики, повышение интереса к изучению языковедческих дисциплин. Практические умения и навыки, полученные при изучении курса, позволяют учащимся правильно, уместно и точно использовать заимствованные слова в различных сферах и ситуациях общения в письменной и устной форме.

  • Урок-соревнование по теме: "Наречие". "В редакции газеты" 2005

    Автор: Антонова Елена Валерьевна

    Игровой урок представлен в виде соревнования между командами журналистов, позволяет в ненавязчивой форме обобщить знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы, и знакомит учащихся с некоторыми особенностями работы редакции газеты. Урок обладает множеством возможностей активизировать внимание, мышление, быстроту реакции, что является основой развития познавательной деятельности.


  • Урок-путешествие в страну "Будьте здоровы!" 2005

    Автор: Ячменева Тамара Сергеевна

    Цели урока: Закрепить умения и навыки правописания частицы НЕ и приставки НЕ - со всеми частями речи; познакомить учащихся с отношением к пагубным привычкам всемирно известных людей; прививать отрицательное отношение к табаку и спиртным напиткам, положительное - к ЗОЖ; сделать урок в День здоровья, запоминающимися с помощью игры-путешествия

  • Деловая игра "Редакция"по теме: "Количественные числительные", 6-й класс 2005

    Автор: Юрьева Наталия Борисовна

    Урок в форме деловой игры позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, но даёт некие социальные знания, которые в будущем помогут детям сориентироваться в социуме. Деловая игра "Редакция" кроме этого имеет и профориентационное значение, она знакомит учеников с деятельностью редакции, с профессиями: журналист, корреспондент, корректор, редактор. На уроке присутствует элемент игры, соревнования. Основными видами деятельности на этом уроке - творческая и практическая.

  • Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка 2005

    Автор: Безродных Галина Ивановна

    Сформировать языковые и коммуникативные компетенции - цели учителя русского языка. Благодаря этим компетенциям устанавливается эмоционально-нравственный контакт с собеседником, учащиеся включаются в процесс общения, образно и логически последовательно выражают свои мысли. Речевая деятельность формируется во всех видах - чтении, говорении, письме, аудировании. Для формирования языковой и коммуникативной комлетенции предлагаю задания по теме "Виды односоставных предложений. Типы сказуемых".

  • Урок развития речи: "Кто такой лидер?", 8 класс 2005

    Автор: Чукина Ирина Алексеевна

    В нашей школе в этом году проходил конкурс "Молодые лидеры России", отбор участников проводился по сочинениям на тему "Кто такой лидер?", которые должны были написать дети. У них возникло много вопросов, из ответов на которые и возник этот урок, запомнившийся как ученикам, так и учителю. Мы попытались рассмотреть различные аспекты лидерства, не забывая при этом повторить орфографию и пунктуацию. Подобная работа с некоторыми изменениями может проводиться и для учеников других классов.

  • Рабочая тетрадь по русскому языку: "Словосочетание. Предложение". 5-й класс 2005

    Автор: Носикова Ольга Ивановна

    Тренировочные упражнения позволяют осуществить дифференцированное обучение: задания рассчитаны на учащихся с различным уровнем языковой подготовки. Условно синим цветом обозначены задания первого уровня, обязательного, зеленым - второго, понятийного, красным - задания третьего уровня, выше среднего. Требования к выполнению заданий определит сам учитель.

  • Урок русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне родственных слов" 2005

    Автор: Ястремская Нелли Владимировна

    Одной из главных задач уроков русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. Правописание корневых орфограмм - актуальная тема начальной школы. Данный урок проведен во 2 классе (1-4) традиционной системы. Это урок систематизации и обобщения знаний через коллективную и индивидуальную формы работы с использованием игровой методики. В процессе работы у детей развиваются самоконтроль и самооценка, а также мыслительные операции: рассуждение, анализ, обобщение. Учащиеся учатся применять полученные знания на новом языковом материале.

  • Интегрированный урок русского и татарского языков в 8 классе на тему: "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами" 2005

    Автор: Гайсина Суфия Искандеровна

    Основные цели урока - научить детей применять навыки, полученные на уроках татарского языка по данной теме, на уроках русского языка. Немаловажно также интернациональное воспитание, основанное на содружестве двух языков.


  • Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Разноспрягаемые глаголы" 2005

    Автор: Федорова Вера Петровна

    Фёдорова Вера Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Гимназия № 9", г. Усолье-Сибирское. Урок русского языка, 3-й класс. Тема: "Разноспрягаемые глаголы" Обнаружить существующие разноспрягаемые глаголы, выявить их особенности и уметь отличать их от других.

  • Конспект урока русского языка по развитию речи в 6-м классе. "Подготовка к сочинению-описанию "Метель" 2005

    Автор: Орлова Диана Валериановна

    В ходе подготовки к сочинению-описанию «Метель» учащиеся обращаются к художественным текстам А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова; вводится понятие «цитата»; уделяется внимание использованию в сочинениях изобразительных средств языка.