Логопедия
-
Приставки пространственного значения 2018
Основная цель занятия - учить детей находить и использовать приставки пространственного значения в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах. Также занятие направлено на развитие диалогической речи через формирование ответа полным предложением; на расширение словарного запаса за счёт приставочных глаголов; закрепление правила написания приставок с глаголами, развитие фонематического восприятия, формирование навыков языкового анализа и синтеза.
-
Причины возникновения задержки развития у детей 2024
Задержка в развитии — это симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. У задержки в развитии нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина — задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР). В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).
-
Причины возникновения и коррекция дисграфии на уроках русского языка у учащихся младших классов 2017
С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Такие затруднения чаще всего становятся следствием частичного специфического нарушения письма – дисграфии. Выделяют пять форм дисграфии.
-
Проблема невнимательности у младших школьников с речевыми нарушениями 2012
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. В статье рассматривается проблема невнимательности обучающихся с речевыми нарушениями; подробно описываются возможные причины недостаточного внимания школьников, основные свойства внимания, особенности формирования и развития этих свойств.
-
Проблема ослабления памяти у младших школьников с нарушениями речевого развития к вербальной информации и пути ее формирования 2011
В современной коррекционной педагогике идёт активный поиск путей и средств педагогической поддержки детей с ослабленной памятью. При организации обучения, адаптированного к возможностям детей с ослабленной памятью, возможны следующие направления: учёт и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти; организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация запоминаемой информации; обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации.
-
Проблема речевой компетенции детей-инофонов, билингвов, мигрантов в формировании толерантных взаимоотношений в условиях дошкольного учреждения 2023
В образовании встает проблема взаимодействия с детьми-мигрантами из стран Средней Азии и Кавказа, т.к. они входят в «группу риска» по проблемам адаптации в коллективе из-за незнания или недостаточного знания языка, на котором проводится обучение, и культурных особенностей страны. Каждый язык имеет свою фонематическую (звуковую) систему и определенные закономерности грамматического строя. В связи с этим в процессе овладения устной речью языковые закономерности одного языка будут вступать в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка. А психологический конфликт и афферентные состояния у этих детей могут усугублять проявления нарушений речи: фонетику и фонематику (произношение и различение звуков), лексику и грамматику. Речь таких детей характеризуется многообразными нарушениями произношения звуков, не сформированностью лексико-грамматического оформления и, как следствие, нарушение понимания речи.
-
Проблемы билингвизма у дошкольников. Взгляд логопеда-практика 2014
Мой профессиональный стаж работы в логопедии составляет 25 лет. В последние 10 лет моей работы я наблюдаю устойчивую тенденцию — после речевых комиссий в каждом новом наборе в нашу речевую группу попадает от одного до четырех детей, которые говорят на двух, и даже более языках, и имеющих при этом логопедические диагнозы «Тяжелое нарушение речи» и «Общее недоразвитие речи» разных уровней речевого развития.
-
Проблемы готовности к школьному обучению детей с речевой патологией 2024
Наибольшие трудности при поступлении в школу, как правило, испытывают дети с речевыми нарушениями, дети, не посещавшие дошкольные учреждения, дети из социально неблагоприятных семей, т.е. дети, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначителен. Таким образом, готовность к школе – это результат воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
-
Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников 2021
Ранний возраст ребенка является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие оказывают влияние множество факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды.
-
Проведение мастер-класса на тему «Игротека речевых игр. Лэпбук в работе учителя-логопеда» 2020
Занимаясь с детьми с тяжелой речевой патологией, я заметила, что у них страдает не только речевое развитие, но и замедлены темпы физического, интеллектуального, моторного и эмоционального развития. Всё сложнее становится включить такого ребёнка в образовательную деятельность, удерживая его внимание на длительное время. В своей работе я использую новую технологию, интересное интерактивное пособие – лэпбук.
-
Программа "Говорушечка" 2010
Неумение детей связно, логично высказывать свои мысли ведет к несформированности монологической речи. На основании проведенного ранее экспериментального исследования, автором осуществлен оптимальный подбор методов, приемов обучения и создана программа «Говорушечка». При разработке использована базовая программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», утвержденная Министерством образования Российской Федерации.
-
Программа "Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушением речи" 2011
В коррекционной работе с детьми, имеющими трудности в обучении, школьный логопед сталкивается с необходимостью выстраивать методику с обеспечением разнообразной практики для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования речевой коммуникации и развития эмоционально-волевой сферы с учетом ведущих у ребенка модальностей. Система оказания помощи таким детям определяется комплексом проблем, и задачу следует понимать шире, чем только обучение письму и чтению.
-
Программа "Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда" 2011
В Программе и приложениях к ней систематизирован материал по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР). Приведены результаты диагностики, на основании которых определена вариативность использования компьютера.
-
Программа "Логочас" 2010
Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ТНР, УО, ТИ). В программе определены основные направления логопедической работы; учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению её содержания.
-
Программа «Я учусь говорить» 2015
Цель: преодоление нарушений речи у детей; предупреждение вторичных нарушений речи и профилактику речевых нарушений; совершенствование разных сторон и качеств речи и развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно-логического мышления, грамматического строя речи; постановку дыхания с методом БОС (для детей с 5 лет, имеющих сложные речевые нарушения).
-
Программа внеурочной деятельности "Учимся правильно говорить" 2014
Программа соответствует ФГОС второго поколения, который представляет особые требования к результатам освоения общеобразовательных и дополнительных программ. Они структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Цель программы: формирование грамотной речи, умения выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.
-
Программа для детских садов по разделу "Содержание коррекционной (логопедической) работы" 2013
Программа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Цель: модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения; дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения, речевого заключения и способов ориентации в познании окружающего мира. Программа может быть использована учителями-логопедами в детских садах компенсирующего вида.
-
Программа для развития артикуляционного аппарата "Язычок и все, все, все…" 2011
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Цель представленной программы – профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения у детей.
-
Программа дополнительного образования по развитию графомоторных навыков «Волшебная клеточка» 2024
Цель программы: развитие начальных графо-моторных навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
-
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ ЗПР. Вариант 7.2 2024
Данная программа составлена в соответствии с задачами коррекционно-педагогической работы, предусматривающей развитие взаимосвязанных форм и функций речи, применима прежде всего к учащимся, имеющим выраженные формы речевой патологии и обучающимся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи: обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Вариант 7.2. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
-
Программа коррекции нарушений письменной и устной речи у учащихся младших классов 2011
Программа разработана для учащихся 2-го класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи III уровня, для работы в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы. Представлены основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по формированию системных лексических представлений у младших школьников на основе тематического принципа организации речевого материала.
-
Программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся в классах V вида 2012
Преодоление речевых нарушений способствуют гармоническому развитию личности. В классах V вида осуществляется логопедическое сопровождение учащихся на основе специально разработанной программы, целью которой является предупреждение неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи. Программа представляет собой систему содержания, форм, методов и приёмов логопедического воздействия и включает в себя 3 этапа коррекционно-развивающего обучения.
-
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для старших школьников с задержкой психического развития 2023
Создание данного коррекционного курса является актуальным, так как обучающиеся с ЗПР при переходе на уровень основного общего образования продолжают испытывать трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого развития. Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
-
Программа коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями 2019
В статье представлена программа коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» для обучающихся 1-го класса с РАС и интеллектуальными нарушениями. Раскрыто содержание специальной логопедической работы, где особое внимание уделяется социальному и эмоциональному взаимодействию, сенсорному и коммуникативному развитию. Показано, что неотъемлемым условием эффективности логопедического сопровождения является создание мотивирующей среды, учитывающей специфические интересы и особенности переработки сенсорной информации обучающихся.
-
Программа коррекционной работы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). 1–4-е классы 2023
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
-
Программа коррекционной работы учителя-логопеда 2013
Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (раздел "Коррекционная программа"). Представлены направления коррекционной работы учителя-логопеда, характеристики учащихся с речевыми отклонениями, основные направления коррекционно-развивающего обучения этих категорий детей, перспективный план работы с детьми с ФФН и ОНР, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.
-
Программа курса "Профилактика нарушений письменной речи обучающихся первого класса с ФФНР" 2018
Рабочая программа по профилактике нарушений письменной речи у обучающихся первого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи направлена на коррекцию имеющихся нарушений устной речи и создание условий для полноценного освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе.
-
Программа курса "Путешествие в страну Чистоговорию" 2012
Сегодня все большее количество детей приходит в школу, имея недостаточный уровень развития устной речи, что неизменно тормозит формирование грамматически правильной письменной речи. Решению этой проблемы и посвящена программа дополнительного образования.
-
Программа курса коррекционных занятий по развитию психомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с использованием подвижных игр 2020
Программа курса коррекционных занятий имеет цель – развитие дефицитарных компонентов психомоторных способностей детей через гармонизацию взаимодействия их психической и моторной сферы посредством подвижных игр и двигательных упражнений.
-
Программа логопедических занятий для школьников с общим недоразвитием речи 2012
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей, правильным распределением нагрузки и преемственностью в работе логопеда и других специалистов. Логопедическая помощь осуществляется в тесном контакте с воспитателями, психологом и родителями ребенка. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи.