Пояснительная записка.
10 лет назад в моей жизни появился компьютер, и я активно стала использовать его для оформления документации, методических материалов, информации для родителей, домашних заданий для детей. Но со временем пришло понимание, осознание того, что новые технологии можно применять в непосредственной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Изучив соответствующую литературу, опыт работы российских педагогов, как учителей школ, так и работников дошкольных образовательных учреждений, пришла к выводу, что я готова использовать современные информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической практике, поскольку открываются новые, еще не исследованные варианты обучения.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:
- Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях.
- Закрепить пройденный и изучаемый учебный материал.
- Сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
- Снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых.
- Индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп).
- Освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Активизировать мыслительную деятельность детей.
- Способствовать положительной динамике развития.
Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники: не только играть, но и получать знания, выполнять упражнения. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.
Все выше перечисленное способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
Первичная диагностика, которая проводилась методами беседы с детьми и родителями двух групп “М” и “Т” (30 человек), анкетирования и наблюдения за детьми во время работы на компьютере, показала:
24 семьи имеют компьютер;
23 ребенка имеют навыки владения мышкой, клавиатурой;
17 детей играет в развивающие и обучающие игры;
10 детей проводит за компьютером до 30 минут;
10 детей – до 1 часа;
2 ребенка – более 1 часа;
7 детей иногда играют в компьютерные игры;
6 детей – 1–2 раза в неделю;
6 детей – более двух раз в неделю;
3 ребенка – ежедневно.
Обследование речи и знаний детей в начале учебного года показало следующие результаты:
Из 30 детей у 5 – общее недоразвитие речи II уровня;
у 16 детей – общее недоразвитие речи III уровня;
у 9 детей – общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.
Высокий уровень знаний (согласно речевой карте) у 10 (33,3%) детей;
средний – у 15 (50%) детей;
низкий – у 5 (16,7%) детей.
Результаты диагностик позволили мне определить вариативность использования компьютера, а именно:
- На подгрупповых и индивидуальных занятиях, как по развитию речи, так и по звукопроизношению (обе группы старшие).
- Использовать мультимедийные презентации, специально подобранные компьютерные игры, авторские игры, статические упражнения, изображения, мультфильмы.
Цель программы:
Активизация компенсаторных механизмов и достижение оптимальной коррекции нарушенных функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи путем использования ИКТ (информационно – коммуникативных технологий).
Задачи:
- Внедрить компьютерные технологии в коррекционно – развивающий процесс с детьми, имеющими различные речевые нарушения.
- Развивать базовые психические функции, необходимые для полноценного формирования всех видов речи.
- Создать атмосферу психологического комфорта, что способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
- Максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми познавательными потребностями.
Программное обеспечение.
Учителю – логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения:
- сформировать у детей умения пользоваться компьютером;
- применять компьютерные технологии для развития детей и коррекции речевых и психофизиологических нарушений.
Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр и программ. Но они не в полной мере соответствуют целям и задачам коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Поэтому многие программы, игры из ресурсов Интернета адаптирую в соответствии с решаемыми задачами, уровнем знаний детей и сложностью речевого дефекта.
Условно все программное обеспечение разделила на группы:
I. Компьютерные игры:
- 1. “Учимся говорить правильно” (ООО “Новый Диск”, программа для ЭВМ, 2008).
- 2. “Баба-Яга учится читать” (Компания “МедиаХауз”, 2003).
- 3. “Игры для Тигры” (автор Л.Р.Лизунова, г. Пермь, 2004).
- 4. “Алик. Скоро в школу” (“Руссобит – М”, 2001).
- 5. “Гарфилд дошкольникам. Основы чтения” (“Руссобит – М”, 2005).
- 6. “Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма” (“Руссобит – М”, 2005).
- 7. “По воде, земле и воздуху” (“Руссобит – М”, 2004).
- 8. “Подводное сафари. Обитатели океана” (“МедиаХауз, 2003).
- 9. “В джунглях” (“МедиаХауз”, 2000).
- 10. “Силы природы” (“МедиаХауз”, 2002).
- 11. “Подготовка к школе. Лучшие обучающие игры для дошкольников” (ООО “ИгроМаркет”, 2010).
- 12. “Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы” (ЗАО “1С”, 2005).
- 13. “Незнайкина грамота. Сборник образовательных игр для малышей” (“БУКА Интертейнмент”, 1998).
- 14. Развивающие игры “Веселые моторы” (Фирма “1С”, 2006).
- 15. “Азбука – малышка” (ТО “Маски”, 2008).
- 16. “Маша и Медведь” (подготовка дошкольников к школе) и др.
II. Слайдовые презентации (авторские и из ресурсов Интернета) по всем лексическим темам.
III. Авторские компьютерные игры:
1) По развитию речи (старшая группа):
- “Что лишнее” (“Овощи – фрукты”).
- “Что лишнее – 2” (“Фрукты и ягоды”).
- “Вот оно какое лето!” (“Лето”).
- “Что подарим маме” (“Мамин праздник”).
- “Поварята. Учимся готовить!” (“Продукты питания”) и другие.
2) По звукопроизношению (старшая группа):
- “Учим звуки и буквы” (Аа).
- “Учимся различать гласные звуки” (“Что лишнее?”).
- “Будь внимателен! Подумай!”. (Определение места звука [Х] в названиях картинок)
- “Поиграй с барашком!” (Дифференциация звуков [Б-БЬ]) и другие.
3) По обучению грамоте (подготовительная группа):
- “Закрепление изученного материала”;
- “Слоговые таблицы по обучению грамоте”;
- “Определи первый звук в слове”;
- “Найди звонкий звук”;
- “Раздели слова на слоги”;
- “Найди нужное слово”;
- “Найди-ка!” (Д.Крицын – выпускник моей группы 2009 г.);
- “Почитаем, поиграем!” и другие.
IV. Игры и игровые упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков:
- “Лабиринт” ([Л]);
- “Комарик” ([З]);
- “Змея” ([Ш]);
- “Жучок” ([Ш-Ж]);
- “Наведи порядок” ([Ш]);
- “Автоматизация звука [С]”;
- “Автоматизация звука [Ш]”;
- “Автоматизация звука [Р]”;
- “Дифференциация звуков [Л – ЛЬ]” и другие.
V. Статические упражнения и игры:
- “Подбери предмет к схеме”;
- “Найди отличия”;
- “Определи первый (последний) звук в слове”;
- “Раздели на группы” и другие.
Взаимосвязь участников программы. (Приложение 8.)
Цели и задачи использования информационно – коммуникационных технологий на занятиях разных видов
Вид занятия | Цели и задачи |
Фронтальные занятия проводятся два раза в неделю (в старшей группе фронтальные занятия провожу по подгруппам: от 9 до 7 человек, в зависимости от количества детей в группе) |
Определить уровень: – общих знаний по программе
средней группы; Обогащение и активизация предметного, глагольного, качественного
словаря по лексическим темам. |
Подгрупповые занятия проводятся два раза в неделю (малые подгруппы формируются по уровню знаний и характеру речевого дефекта) |
Закрепление знаний, полученных на фронтальных занятиях. Уточнение терминов и понятий. Расширение информационного поля, понятийной сферы. Автоматизация и дифференциация звуков. Формирование и совершенствование всех компонентов языка (фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры слова, словообразования, грамматического строя и связной речи). Развитие и совершенствование психических процессов, общей и мелкой моторики. Воспитание доброжелательного, внимательного отношения друг к другу, самокритичности, самоанализа поступков и действий. |
Индивидуальные занятия проводятся три раза в неделю | Развитие артикуляторной и мелкой моторики. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков во всех видах речи (словах, фразах, потешках, стихах, связном тексте). Формирование и совершенствование всех компонентов языка (фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры слова (при наличии нарушений), словообразования, грамматического строя и связной речи).Развитие длительности и силы речевого выдоха, интонационной выразительности речи.Формирование четкости и разборчивости речи.Закрепление полученных знаний. Развитие и совершенствование психических процессов. |
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7.
Звуковой файл. Приложение 9.