Вид программы: коррекционно-развивающая.
Цель программы: Оказание логопедической помощи детям со сложным речевым дефектом, с целью успешной адаптации их в дошкольном и школьном коллективе и создание благоприятных предпосылок для успешного обучения в дальнейшем; развитие интеллектуальных способностей, необходимых для успешного усвоения школьной программы; создание положительной мотивации к обучению.
Задачи программы:
- Ранняя диагностика, профилактика логопедических нарушений и комплексная помощь детям дошкольного возраста, имеющим проблемы в речевом развитии.
- Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитие у обучающихся.
- Распространение и введение в практику образовательных учреждений достижений в области практической логопедии и дефектологии.
Структура программы:
- Введение.
- Основная часть:
1 блок: диагностический (на начало и конец года);
2 блок: формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи;
3 блок: формирование звукопроизношения и обучения грамоте. - Заключение.
- Список литературы.
Структура занятия:
- Орг. Момент.
- Повторение ранее изученного материала.
- Постановка цели занятия.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление пройденного материала.
- Итог занятия.
Периодичность занятий:
|
Формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи |
Формирование звукопроизношения и обучения грамоте |
||||
I период |
II период |
III период |
I период |
II период |
III период |
|
I год обучения |
2 |
2 |
2 |
- |
1 |
1 |
II год обучения |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Численность группы: от 6 до 10 детей.
Комплектование группы:
- Структура речевого дефекта (определяет ПМПК);
- Возрастной принцип.
Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы:
- Опыт логопедической работы.
- Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
- Отслеживать динамику происходящих изменений у детей.
Оборудование логопедического кабинета
- Настенное зеркало для логопедических занятий, зеркала для индивидуальной работы, навесная доска.
- Наборы логопедических зондов и шпателей.
- Шкафы для пособий, стол письменный, стул, столы и стулья детские;
- Медицинский спирт, вата, бинты.
- Магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.
- Учебно-методические пособия, используемые при обследовании и проведении коррекционно-логопедической работы.
- Нормативно-правовые документы, словари, справочники.
Сроки, этапы реализации программы: 2 года обучения.
Ожидаемые результаты от программы:
- устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста, предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи, воспитание стремления у них преодолеть речевые недостатки, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
Система организации контроля за реализацией программы. Контроль за реализацией программы осуществляет учитель-логопед по данным наблюдений, срезовой и итоговой диагностики.
В данной статье приводятся планы-конспекты 3-х занятий из программы.
Занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи, 1 год обучения.
Тема: «Слоговой состав слова.»
Цели:
- Учить детей делить на слоги двусложные слова.
- Развивать линейную, слуховую память, увеличить объем оперативной памяти.
- Закрепить правильное произношение звука «с», понятие «слог – слово».
Оборудование: предметные картинки, пеналы со схемами слогов.
Ход занятия
1. Орг. момент: сядет тот, кто назовет гласные звуки в слове.
2. Знакомство со слогом.
Логопед произносит части слова ЛИ СА.
- Ребята, понятно, что я произнесла? Я произнесла части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом. Итак, в слове ЛИСА – два слога. Слоги будет обозначать желтыми прямоугольниками.
3. Игра «Покажи нужную фишку» (слог-слово)
Деление слов на слоги.
Сегодня будем учиться делить слова на слоги, узнавать сколько слогов в слове, их порядок.
4. Игра «Хлопки».
Мы с вами хлопнем в ладоши столько раз, сколько слогов в слове (лоси, сани, луна, совы …)
5. Игра «Чудесный мешочек».
Вы будете доставать из мешочка игрушку, называть ее и делить на слоги (сани, роза, коза, лиса, ваза …)
6. Физкультминутка.
Игра с мячом. (Называю слог и бросаю мяч, а вы возвращаете мяч и называете слово с этим слогом).
7. Работа с картинками.
- Давайте хором произнесем слова изображенные на картинках и разделим их на две группы: одним слогом и двумя. (дом, ваза, кот, липа, муха, сом, рак, сани ваза, кит, сук и т.д.). Сколько слогов в словах 1 столбика, 2 столбика.
8. Упражнение на развитие внимания и памяти.
Ребята, а теперь назовите с лова из первого и второго столбика.
9. Итог занятия.
Ребята, чему вы научились на занятии? Какую роль выполняют гласные звуки в словах?
Занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи, 2 год обучения.
Тема: «Творительный падеж: кем? чем?».
Цели:
- Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа.
- Повторить и закрепить навык построения предложения.
- Развивать логическое мышлений.
- Воспитывать правильную осанку.
Оборудование: картинки с изображением продуктов и профессий, Незнайка, Буратино.
Ход занятия
1. Орг. момент: Сядет тот, кто скажет чего много.
2. Сообщение темы занятия: Сегодня будем продолжать учиться дружить слова в предложения.
3. Д/и «Чем угостите гостей»
- Незнайка и Буратино пришли к нам в гости. Давайте угостим их продуктами, изображенными на картинках, лежащих у вас на столе.
4. Д/и «Чем пользуются люди разных профессий».
(В работе используются картинки с профессиями.)
5. Игра «Новогодние превращения».
Логопед: Я начну предложение, а вы его продолжите: Трусливый заяц стал - ... смелым; глупый осел стал - …; неуклюжий медведь стал - …; жадная девочка стала - … и т.д.
Логопед: Закончите предложение подобрав слово по смыслу: Сено сгребают (чем?)… ; температуру измеряют (чем?)…; гвозди забивают (чем?)… и т.д.
Логопед: Послушайте предложения, их составил Незнайка. Найдите в них ошибки: Картину рисуют щеткой. Платье гладят пылесосом. Зубы чистят полотенцем. Руки моют тряпкой. и т.д.
6. Итог занятия: что нового узнали на занятии?
Занятие по формированию звукопроизношению и обучению грамоте, 2 год обучению.
Тема: «Звуки С-Ш, буквы С, Ш.»
Цели:
- Формировать умение различать звуки С-Ш в слогах, словах, фразах.
- Продолжить учить чтению двусложных слов и слов со стечением;
- Упражнять в пересказе простого текста, в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточным причины.
- Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, игрушка – заяц Степашка; карточки с пропущенным буквами, со словами для чтения; силуэты, ручки, буквы, мяч.
Ход занятия
1. Орг. момент: Сядет тот, кто правильно назовет гласные звуки в словах (лужа, стол, липа, осы лимон, козы).
2. Введение в тему.
Ребята. Сегодня на занятие к нам пришел Степашка. Он принес интересные стихи. Послушайте их и отгадайте, о каких звуках мы будем говорить на занятии.
В словах на С, повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.
Собака, сумки, сахар, лист. Теперь тебе все ясно?
В словах на Ш – совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.
Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.
- Какие звуки мы будем повторять сегодня?
3. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
-Ребята, вспомните, при произнесении звука С (Ш), в каком положении губы, зубы, язык.
- Звуки С, Ш согласные, глухие, твердые.
4. Дифференциация на слух звуков С, Ш.
Ребята, в слове, Степашка, тоже есть звуки С, Ш. Он их очень любит и хочет поиграть в игру «Покажи нужную букву». (Например: большой, сладкий, катушка, лес, сынок, шить, окошко, песок, ласточка, крыша, нос).
5. Упражнение «Наоборот» звуки в слогах С-Ш.
Я называю слог со звуком С, а вы со звуком Ш. (Например: СА-ША, и т.д.)
6. Дифференциация С-Ш.
Степашка, принес с собой мешок и сумку. Помогите ему правильно разложить картинки и определить позицию звуков С, Ш. В мешок – картинки со звуком Ш. В сумку картинки со звуком С. Степашка доволен как вы разложили картинки.
7. Физкультминутка.
Игра с мячом. – Ребята ответьте на мой вопрос так, чтобы в слове были оба звука С-Ш.
- Кто ведет паровоз?
- Кто пасет стадо?
- Чем покрыто тело кошки?
- Что светит днем в небе?
- Как называются маленькие баранки?
- Если дети смеются, слушая рассказ, то этот рассказ какой?
- Как называется дорога по которой едут машины?
- Кто играет в шахматы?
8. Упражнение «Вставь пропущенную букву»
Ребята, сейчас напечатайте пропущенные буквы в словах и прочитайте предложение. Назовите последнее слово в предложении и составьте звуко-слоговую схему этого слова. Молодцы.
9.Чтение слов.
Ребята, необходимо мысленно расположить буквы в порядке убывающей высоты, от самой высокой к самой низкой. Тогда удастся прочесть слово. (Сумка, школа)
10. Пересказ.
- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ а потом пересказать его используя силуэты.
Миша и белка.
Пошел Миша в лес за шишками. Видит стоит высокая сосна, а под ней много шишек. Но тут он заметил на сосне белку. Захотел ее поймать. Кинул в белку шапкой. А шапка на суку повисла. Так и ушел Миша домой без белки и шапки.
11. Итог занятия.