Причины возникновения задержки развития у детей

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Задержка в развитии - это симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. У задержки в развитии нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина - задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР). В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).

Статистические данные по всему миру свидетельствуют о неуклонном росте числа детей с задержкой речевого развития (ЗРР), и, к сожалению, эта тенденция сохраняется. Признаками задержки речевого развития являются позднее возникновение лепета, значительное недоразвитие и своеобразие речи, грамматического строя языка, грубые нарушения фонематического строя речи ребенка, слабая реакция на попытки общения в раннем возрасте, ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматикой. Активный словарь у детей с задержкой речи к 2,5 года достигает менее 20 слов. Ребенку в этом возрасте сложно указывать на знакомый предмет. Он не может совершить действие, например, принести какой-либо предмет, который находится вне поля зрения. Детям трудно составлять простые фразы из двух слов («дай сок»). В три года у одних детей речь непонятна или малопонятна окружающим.

Причины задержки речевого развития многочисленны. Главной причиной принято считать физическое и психическое состояние ребенка, разные инфекционные заболевания, передаваемые ребенку матерью во время беременности. Подвывих шейных позвонков у детей приводит к дизартрии - нарушению произношения, что связано с ограниченной подвижностью органов речи. Такое расстройство речи, как алалия, также распространено при этом диагнозе. В этих случаях нужно обратиться как к логопеду, так и к невропатологу.

Как отмечают логопеды, беременность матери, роды и первый год жизни ребенка - самые важные периоды в формировании речевого аппарата. Употребление наркотиков, алкоголя и психотропных веществ матерью отражается на формирующейся нервной системе ребенка. Экология и питание также влияют на состояние плода беременной женщины. Второй значительной причиной проблем с речью является отсутствие общения в семье. У родителей нет времени спрашивать ребенка «как дела?", родителям некогда разговаривать со своими детьми. Для многих гораздо легче купить гаджет или включить мультики, чем спросить ребенка о событиях за день. Раньше у ребенка были простые игрушки, он играл с ними, устал - заплакал, и мама сразу бежала к ребенку, чтобы успокоить его и предложить новую игрушку. Но в наше время достаточно включить телевизор и продолжить свое дело. К сожалению, современные родители не знают многих детских песенок, таких как «Ладушки», и другие детские стишки. Они не хотят читать сказки или петь колыбельные ребенку. К сожалению, современные семьи не умеют общаться.

Итак, задержка речевого развития может быть обусловлена травмами головы или новообразованиями в головном мозге, патологиями нервной системы, инфекционными заболеваниями, перенесенными матерью во время беременности, социальными причинами, такими как гипер- или гипоопека. Чаще задержка речевого развития у детей возникает в случаях, когда в результате родов ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, гипоксию, травму центральной нервной системы или шейного отдела позвоночника. Выделяют и другие факторы, влияющие на задержку речи ребенка в период развития плода: стремительные или преждевременные роды, нерегулярные дыхательные действия плода при родах, избыточное скопление жидкости в головном мозге, генетическая предрасположенность. Нарушение функционирования центральной нервной системы, психические или генетические расстройства систем регуляции деятельности головного мозга - вот от чего страдают дети с данной патологией в наше время. На речевое развитие ребенка родители должны обращать самое пристальное внимание с первого года жизни, ведь от речи зависит, как будет развиваться мышление, память и внимание малыша.

Вовремя нескорректированная задержка речевого развития со временем может перерасти в более сложную проблему и стать ЗПРР - задержкой психоречевого развития. Дело в том, что речевые отклонения затормаживают нормальное развитие мышления ребенка. Хотя верна и обратная связь - врожденные проблемы психического и неврологического характера влекут за собой речевую задержку. Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша.

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей? Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания). Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода. Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т.д. Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка. Тяжелые роды, родовая травма. Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет. Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят: неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики); тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг); грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Наиболее ярким признаком задержки психического развития исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс перечисленных выше отклонений, не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью".

Задержка психического развития может быть обусловлена как патологическими, так и социальными факторами. К патологическим следует отнести: поражения центральной нервной системы ребенка в период формирования. В таком случае наблюдается задержка развития плода, которая оказывает негативное влияние на последующее развитие. Еще одним фактором являются вредные привычки матери, такие как: курение, употребление алкоголя и наркотических средств, частые стрессы и сильное нервное напряжение. К ЗПР также могут привести: гипоксия плода, гидроцефалия, несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору, инфекционные заболевания (менингит, сепсис, менингоэнцефалит), опухоли головного мозга, заболевания с наследственной этиологией, аутоиммунные патологические процессы, нарушение зрения и слуха. К социальным провоцирующим факторам можно отнести следующие: частые психологические травмы, педагогическую запущенность ребёнка, ограничение деятельности ребёнка, что приводит к социальной неадаптированности.

При подозрении на ЗПР ребенка должны проконсультировать психиатр, невролог, отоларинголог, окулист, логопед и психолог. Комплексная терапия и коррекционно-развивающее обучение, особенно начатое в возрасте до трех лет, позволяет во многих случаях достичь великолепных результатов.

Задержка моторного развития или ЗМР - это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Задержка моторного развития проявляется уже на первом году жизни ребенка и она заметна довольно явно. В то время как другие дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, малыш с ЗМР всего этого не делает. Задержка психомоторного развития имеет следующую этиологию: эндокринные патологии врождённого и приобретённого характера, плацентарная недостаточность, бытовая или химическая интоксикация (на первом году жизни детей). Задержки внутриутробного развития, которые имеют хромосомную этиологию, такие как синдром Дауна, синдром Патау. Также причинами могут стать инфекционные заболевания, последствия перинатальной и постнатальной патологии (задержка развития плода), заболевания генетического генеза, токсикозы второй половины беременности. Также оказать влияние могут социальные причины - дефицит ухода и питания, частые стрессы и педагогическая запущенность ребёнка.

Профилактика задержки развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в развитии необходимо незамедлительное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.