Пояснительная записка к программе
Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.
Под подготовкой ребенка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Сама же эта подготовка обычно начинается лишь по достижении ребенком 5-6-летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Рассмотрим данный вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения логопеда, которому постоянно приходится заниматься далеко не простым делом выравнивании «огрехов» такой подготовки. Необходимость «логопедического» подхода к проблеме давно назрела, потому что в последние десятилетия возросло и продолжает возрастать число детей с отклонениями в речевом развитии. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов. К ним относятся ухудшение экологической обстановки, снижение уровня жизни населения, алкоголизм и наркомания родителей и многие другие. Все это, вместе взятое, может приводить к осложнениям в протекании беременности и родов у матери и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Поэтому для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе.
Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Они определяют неподготовленность детей с нарушением речи к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей работа логопеда очень важна. Это говорит о необходимости проводить систематические занятия по развитию речи детей.
Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов, моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей.
Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки должны быть зрительно доступны, изображения на картинках не должны быть перегружены объектами.
Для детей с нарушением речи характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями (координация речи с движением).
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней следует чередовать периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.
Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором.
Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:
- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями речи;
- комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением речи;
- модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований, соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения, речевого заключения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий.
Содержание коррекционной работы по развитию речи
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалоговой и монологической формы) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
1 год обучения |
||
Содержание |
Примерные приемы и методы |
Периоды |
1. 1-3 недели – обслуживание состояния речи и неречевых психических функций, заполнение речевых карт. |
- |
- |
2. Развитие психических функций: |
Во всех видах деятельности. |
|
3. Формирование навыков готовности к обучению: |
Проведение физкультминуток, речевых игр, пальчиковые гимнастики, игры для развития координации речи с движениями, способствующие развитию подражательности. |
1-3 |
4. Развитие речевого дыхания. |
- Развитие длительного речевого выдоха, |
1-2 |
5. Развитие слухового внимания и памяти: |
Дидактические игры: «Угадай-ка», «Кто кричит», «угадай, на |
1 |
6. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха |
- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, |
1-2 |
7. Формирование правильного звукопроизношения: б) первоначальное закрепление звуков, г) дифференциация звуков. |
- Постановка звуков по подражанию, с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики, с использованием специальных зондов. |
1-3
1 2-3 |
8. Работа над слоговой структурой слова. |
- Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан – стакан). |
1 2 3 |
9. Развитие лексико-грамматических категорий. |
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже по всем лексическим темам, |
1-3 1-3 1 1
2 1-2 2-3 2-3 |
10. Развитие связной речи. |
- Совершенствовать диалогическую форму речи, |
1-3 |
11. Работа над просодической стороной речи. |
- Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи. |
1 1-2
2-3 2-3 2-3 |
12. Формирование и развитие навыка звукового анализа. |
- Знакомство с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный и согласный звук». |
1 1-3 |
2 год обучения |
||
1. 1-3 неделя – обследование состояния речи и неречевых функций, заполнение речевых карт. |
- |
- |
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. |
Упражнения артикуляционной гимнастики. |
1 |
3. Формирование правильного звукопроизношения: |
- Постановка звуков по подражанию, с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики, с использованием специальных зондов. |
1-3
1 2-3
2-3 |
4. Развитие речевого дыхания. |
Совершенствование длительного речевого выдоха. Например: «Фокус», «Кто дальше загонит мяч?», «Задуй свечи», «Бабочка летит», «Чей кораблик быстрее?». |
1-3 |
5. Развитие просодической стороны речи. |
- Учить детей произвольно менять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом. |
1-2 1-2 1-3 3 |
6. Развитие слоговой структуры слова. |
- Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин). |
1 1 1 2 |
7. Совершенствование грамматического оформления речи. |
- Совершенствовать умение детей сравнивать и сопоставлять существительные в единственном и множественном числе. |
1-2 2-3 1-3
2-3 2-3 1-3 |
8. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза. |
- звук на фоне слова. |
1-2 |
9. Развитие связной речи. |
- Продолжать обучать составлению предложений по картинке, учить распространять предложение. |
1-2 1-3 1-3 2-3 |