Программа для детских садов по разделу "Содержание коррекционной (логопедической) работы"

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка к программе

Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем не подготовленными. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.

Под подготовкой ребенка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Сама же эта подготовка обычно начинается лишь по достижении ребенком 5-6-летнего возраста, то есть почти на пороге школы. Рассмотрим данный вопрос о готовности ребенка к школе с точки зрения логопеда, которому постоянно приходится заниматься далеко не простым делом выравнивании «огрехов» такой подготовки. Необходимость «логопедического» подхода к проблеме давно назрела, потому что в последние десятилетия возросло и продолжает возрастать число детей с отклонениями в речевом развитии. Это связано с воздействием различных неблагоприятных факторов. К ним относятся ухудшение экологической обстановки, снижение уровня жизни населения, алкоголизм и наркомания родителей и многие другие. Все это, вместе взятое, может приводить к осложнениям в протекании беременности и родов у матери и отрицательно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. Поэтому для таких детей совершенно необходима разносторонняя, систематическая и своевременно начатая подготовка к школе.

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Они определяют неподготовленность детей с нарушением речи к обучению в школе. Поэтому в процессе дошкольного обучения и воспитания таких детей работа логопеда очень важна. Это говорит о необходимости проводить систематические занятия по развитию речи детей.

Коррекционная работа логопеда направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка. Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей, что обеспечивает активизацию деятельности сохранных анализаторов, моторной деятельности, развитие проприоцептивной чувствительности у детей.

Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки должны быть зрительно доступны, изображения на картинках не должны быть перегружены объектами.

Для детей с нарушением речи характерны двигательные расстройства. Их устранению содействует применение игр с речевым материалом и движениями (координация речи с движением).

Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней следует чередовать периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.

Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором.

Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

  • учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями речи;
  • комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением речи;
  • модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований, соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
  • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения, речевого заключения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий.

Содержание коррекционной работы по развитию речи

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  •  развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  •  развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалоговой и монологической формы) в различных формах и видах детской деятельности;
  •  практическое овладение воспитанниками нормами речи.

1 год обучения

Содержание

Примерные приемы и методы

Периоды

1. 1-3 недели – обслуживание состояния речи и неречевых психических функций, заполнение речевых карт.

-

-

2. Развитие психических функций:
а) формирование устойчивости внимания,
б) расширение объема памяти,
в) расширение познавательной активности,
г) развитие слуховой памяти,
д) развитие мышления.

Во всех видах деятельности.



Заучивание стихотворений, маленьких текстов с голоса логопеда.


1
1
1
2-3
2-3

3. Формирование навыков готовности к обучению:
а) направленность внимания на логопеда,
б) понимание выполнения инструкции,
в) осуществление контроля за своей деятельностью.

Проведение физкультминуток, речевых игр, пальчиковые гимнастики, игры для развития координации речи с движениями, способствующие развитию подражательности.

1-3

4. Развитие речевого дыхания.

- Развитие длительного речевого выдоха,
- Формирование мягкой атаки голоса при произнесении гласных звуков,
- Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки.

1-2
1-2
2-3

5. Развитие слухового внимания и памяти:
а) целенаправленное внимание с помощью слуха,
б) осознанное различение звуков,
в) узнавание на слух неречевых звуков и их воспроизведение.

Дидактические игры: «Угадай-ка», «Кто кричит», «угадай, на
чем я играю», «Как шуршат листья», «Как шумит ветер».

1

6. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха

- Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру,
- Различение слов близких по звуковому составу,
- Дифференциация слогов со сменой ударного слога,
- Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

1-2
2-3
2-3
1-3

7. Формирование правильного звукопроизношения:
а) вызывание отсутствующих и исправление нарушенных звуков, согласно индивидуальным планам,

б) первоначальное закрепление звуков,
в) автоматизация звуков,

г) дифференциация звуков.

 

- Постановка звуков по подражанию, с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики, с использованием специальных зондов.
- В слогах, словах, словосочетаниях,
- На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, чистоговорок, стихов, связного текста.
- На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, чистоговорок, стихов, связного текста. Варианты дидактических игр: «Ромашка», «Лото», «Звуковая палитра», «Подарим картинки».

 

1-3

 

1
2-3

2-3

8. Работа над слоговой структурой слова.

- Работать над двусложными словами с закрытым слогом и стечением согласных (фонтан – стакан).
- Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток – утенок),
- Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека) и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал).

1

2

3

9. Развитие лексико-грамматических категорий.

- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже по всем лексическим темам,
- Практическое употребление в речи простых и сложных предлогов (на, с, в, из, по, над, под, перед, за, около, возле).
- Практическое употребление существительных множественного числа в именительном и винительном падежах,
- Учить образовывать и использовать в речи:
а) относительные прилагательные,
б) притяжательные прилагательные,
- Упражнять в правильном употреблении глаголов повелительного наклонения,
- Обогатить активный словарь детей синонимами,
- Учить и упражнять детей в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал, выбегал, перебегал),
- Упражнять в согласовании существительных с числительными,
- Учить составлять предложения из 4-5 и более слов.

1-3

1-3

1

1

 

2

1-2

2-3

  2-3
2-3

10. Развитие связной речи.

- Совершенствовать диалогическую форму речи,
- Развивать монологическую форму речи,
- Учить умению задавать вопросы и правильно отвечать на них.
- Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действий и на заданную тему.

1-3
2-3
1-2
2-3

11. Работа над просодической стороной речи.

- Продолжать отрабатывать четкость дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
- Активно работать над интонированием речи, развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями, в играх-диалогах,
- Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
- Развивать способность изменять голос в пассиве, в высоте и тембру, используя диалоги.
- Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

1

1-2

 

2-3

2-3

2-3

12. Формирование и развитие навыка звукового анализа.

- Знакомство с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный и согласный звук».
- Выделение первого и последнего согласного.
- Звуковой анализ обратных слогов.
- Знакомство с терминами «твердый и мягкий звук».
- Звуковой анализ слов по типу СГС.
- Деление слов на слоги.
- Выделение последнего гласного после согласных.
- Определение места звука в слове.

1

1-3
2
2
3
1-3
2-3
1-3

2 год обучения

1. 1-3 неделя – обследование состояния речи и неречевых функций, заполнение речевых карт.

-

-

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Упражнения артикуляционной гимнастики.

1

3. Формирование правильного звукопроизношения:
- постановка звуков,
- автоматизация поставленных звуков,
- исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи,
- дифференциация звуков,
- введеление поставленных звуков в речь.

- Постановка звуков по подражанию, с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики, с использованием специальных зондов.
- В слогах, словах, словосочетаниях.
- На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, чистоговорок, стихов, связного текста.
- На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, чистоговорок, стихов, связного текста.
Варианты игр: «Волшебный поезд», «Кто в домике живет?», « Соберем корзину», «Кто свистит, а кто шипит?», «Подбери и назови».
- Заучивание загадок, скороговорок, потешек.

1-3

 

1
1-2

2-3

 

 

2-3

4. Развитие речевого дыхания.

Совершенствование длительного речевого выдоха. Например: «Фокус», «Кто дальше загонит мяч?», «Задуй свечи», «Бабочка летит», «Чей кораблик быстрее?».

1-3

5. Развитие просодической стороны речи.

- Учить детей произвольно менять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
- Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх – драматизациях.
- Учить детей говорить в спокойном тоне.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
- Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

1-2

1-2

1-3
1-3

3

6. Развитие слоговой структуры слова.

- Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).
- Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слов (слон, мост).
- Работать над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка).
- Работать над четырехсложными словами из открытых слогов (кукуруза).
- Работать над тех – четырех – и пятисложными словами со сложной звуко – слоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура).

1

1

1

2
3

7. Совершенствование грамматического оформления речи.

- Совершенствовать умение детей сравнивать и сопоставлять существительные в единственном и множественном числе.
- Учить осуществлять подбор существительных к притяжательным местоимениям (мой, моя, мое).
- Продолжить работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практического употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по всем лексическим темам).
- Формировать у детей умение понимать и употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.
- Совершенствовать умение согласовывать числительные (1-5) с существительными (по соответствующим темам).
- Познакомить детей с различными способами словообразования.

1-2

2-3

1-3

 

2-3

2-3

1-3

8. Формирование и развитие звукового анализа и синтеза.

- звук на фоне слова.
- звук в начале, в конце слова.
- последовательность звуков.
- количество звуков.
- анализ обратных и прямых слогов,
- звуковой анализ и синтез односложных слов.
- деление слов на слоги.
- соблюдение ударения.

1-2
1-2
2-3
2-3
2-3
3
1-3
2-3

9. Развитие связной речи.

- Продолжать обучать составлению предложений по картинке, учить распространять предложение.
- Закреплять умение составлять описательный рассказ о предметах на материале лексических тем.
- Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа

1-2

1-3

1-3

2-3