Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть инновационными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые формы и методы работы, которые помогли бы сделать процесс воспитания и образования дошкольников более увлекательным, решая при этом образовательно-коррекционные задачи.
Занимаясь с детьми с тяжелой речевой патологией, я заметила, что у них страдает не только речевое развитие, но и замедлены темпы физического, интеллектуального, моторного и эмоционального развития. Всё сложнее становится включить такого ребёнка в образовательную деятельность, удерживая его внимание на длительное время. В своей работе я использую новую технологию, интересное интерактивное пособие - лэпбук.
В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек, ярких пуговиц, прищепок.
Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр. Лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме.
Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно. К изготовлению лэпбука можно привлекать и детей.
Я часто использую лэпбук «Волшебная страна» при обследовании речевого развития детей, как диагностический. У меня есть лэпбук: «У кого какой язык», к которому я обращаюсь на родительском собрании или консультации. Каждая такая папка-книжка несёт свою образовательную задачу.
В моей педагогической копилке семь лепбуков, а сегодня я проведу с вами мастер-класс по трём из них.
Приглашаются 2 человека ребёнка или взрослых.
Логопед показывает лэпбук и просит открыть его и посмотреть, что в кармашках. Просит разложить картинки. Задавая вопросы, ребята или взрослые стараются правильно на них ответить. Логопед хвалит за хорошее выполнение заданий и приглашает пройти лабиринты.
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна»
Лэпбук «Волшебная страна» - настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект карманов-домиков превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития. Этот лэпбук можно использовать для диагностики детей с ТНР.
Игра по развитию речи «Противоположности» (закрепляем в речи слова-антонимы).
Цель: ознакомить детей со словами-антонимами, научить находить изображения, отражающие противоположные свойства предметов и явлений.
Игра «Чья? Чей? Чье? Чьи?»
Цель: формировать у детей представления о притяжательных прилагательных и правилах их применения в речи.
Ход игры: Дети находят часть картинки и определяют, к какой картине данная часть относится, отвечая на вопросы «Чья? Чей? Чье? Чьи?»
Игра «Из чего приготовлено?»
Цель: ознакомить детей с особенностями применения в речи относительных прилагательных и дать представление о способах их образования.
Ход игры: Дети подбирают к изображениям продуктов карточки с изображением приготовленных из этих продуктов блюд: капуста - капустный пирог, морковь - морковный сок.
Игра «Какой, какая?»
Цель: обогащать словарь прилагательными, находить и называть признаки предметов.
Ход игры: Дети называют животных, изображенных на картинках и выделяют признаки посредством описания животных, отвечая на вопросы «Какой, какая?»
Игра «Назови ласково».
Цель: учить применять в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: Дети называют животное ласково: заяц - зайчонок, волк – волчонок.
Игра «Расскажи, кто где?»
Цель: учить правильному употреблению в речи предлогов, определяя местоположение предметов.
Ход игры: Дети составляют небольшие рассказы по картинке, используя предлоги в, на, за, под, перед, около, позади, впереди.
Игра «Кто что делает?»
Цель: научить детей образованию глаголов с -тся, -ться.
Ход игры: Дети определяют по картинке схожие действия и называют глаголы, отвечая на вопрос, что делает ребенок на картинке?
Например: причесывает - причесывается, катает- катается.
Игра «Один, два, много».
Цель: научить детей определять единственное и множественное число предметов, ознакомить с названиями цветов.
Ход игры: Дети рассказывают, сколько цветов изображено на картинке: одна гвоздика, два тюльпана, много ромашек.
Задания:
- найди часть картинки и положи на общую, назови её (хвост осьминога, голова медузы),
- плавник акулы - акулий плавник, назови её хвост, голову,
- придумай слово-признак к этим картинкам ( лягушка, мишка, стрекоза),
- назови слово-действие,
- рассмотри книжку-малышку и назови самого маленького героя сказки.
Лэпбук «В гостях у сказки»:
- назови героев сказки, кто лишний, как называется сказка?
- в какой сказке встречается сестрица и братец? Крути колесо и назови сказку;
- расскажи сказку, используя схему;
- разложи картинки и расскажи сказку.
Лэпбук «Кафе-кондитерская»
Цель: активизация словарного запаса, лексико- грамматического строя речи, связной речи.
Задачи:
- Играем в сюжетно-ролевую игру «Кафе»
- Изучаем профессии: официант, продавец, кулинар, кондитер, продавец.
- Учимся считать
Цель: активизация словаря прилагательных (апельсиновый, ананасовый), слов-антонимов (сладкий - кислый, холодный - горячий), предметного словаря (кондитер, пекарь, повар; чизкейк, пирожное капкейк)
Задание:
- назови фрукты, соки из фруктов,
- закажи официанту напиток;
- попроси пекаря приготовить для мамы десерт;
- назови профессию человека, который печёт пирожное, готовит еду, подаёт еду, напитки в кафе.
Итак, дорогие коллеги, наши занятия можно сделать яркими и незабываемыми, если разнообразить их такими увлекательными лэпбуками.