Программа коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: коррекционный курс


Одной из центральных проблем, характерных для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями, помимо искажения речевого развития, низкой потребности в общении, трудностей выбора и использования форм общения, является несформированность навыков распознавания и адекватных способов выражения эмоций. Непонимание эмоциональных состояний, значения мимики, экспрессивных жестов, приводят к отсутствию «созвучия» эмоций, невозможности делиться эмоциями и сопереживать [6]. Неспособность детей данной категории отслеживать и правильно воспринимать эмоции, усваивать социальное значение воспринимаемых признаков лицевой экспрессии, ученые связывают, прежде всего, с отсутствием вовлеченности в процесс социального взаимодействия и слабостью механизма имитации [4].

Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие детей с РАС напрямую зависит от организации механизма сенсорного восприятия, в  том числе достижения сенсорной интеграции стимулов по трем сенсорным направлениям (зрительному, слуховому и тактильному) [7]. Поэтому неотъемлемым условием эффективности логопедической работы является включение разнообразных сенсорных игр в структуру проводимых занятий. Сенсорные игры можно по праву считать привлекательным видом деятельности для ребенка, так как они создают основу для коммуникативно-положительной мотивации, обеспечивают эмоционально насыщенный фон занятия и способствуют спонтанному формированию речи [1].

Чем больше сенсорных стимулов для восприятия предмета задействовано, тем больше шансов создать эмоциональную ситуацию для ребёнка и повысить его коммуникативную мотивацию. Данные ресурсы могут быть связаны с развитием более полноценного эмоционального контакта ребенка и достижением возможности вовлечь его в совместно-разделенное переживание (Е.Р.Баенская, 2008). В процессе общей вовлеченности в актуализацию привлекательных сенсорных впечатлений происходит объединение внимания ребенка и взрослого, что дает возможность организации совместных действий, т.е. открывает путь развития средств взаимной координации внимания: требований, обращений, указаний [2].

Эмоциональный контакт с педагогом; толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса; предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку; дополнительное поощрение и подкрепление – все эти компоненты являются основополагающими в создании мотивирующей комфортной среды для обучающихся с РАС, в том числе с нарушением интеллекта [5].

Преодоление расстройств эмоционального и коммуникативно-речевого развития у обучающихся данной категории требует организации специальной логопедической работы, которая будет направлена на решение следующих задач:

1) овладеть доступными средствами коммуникации и использовать их в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

2) научиться осознавать собственные эмоции и эмоции других людей; адекватно выражать эмоциональные состояния;

3) способствовать социально-коммуникативному развитию обучающихся в различных видах деятельности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Данные задачи легли в основу содержания коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», составленного на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4.) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В рамках данного курса для формирования коммуникативно-речевой сферы используются методы и приемы, которые являются системообразующими компонентами коррекционно-развивающих занятий:

  • упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные и др.);
  • элементы арттерапевтических методик (изотерапия, песочная терапия, куклотерапия и др.);
  • альтернативные (дополнительные) средства коммуникации: визуально-графические, объемные репрезентации, метод глобального чтения (Лебединская, Никольская, Баенская, 2010); пиктограммы; демонстрация фотографий; карточная система PECS (Фрост Л., Бонди Э, 2011);
  • приемы растормаживания и закрепления появившихся речевых форм; приемы побуждения, провоцирования на эхолалию и подражание (Никольская, Баенская, Либлинг, 2007);
  • эмоционально-смысловой комментарий (Либлинг, 1997);
  • программные комплексы интерактивных развивающих игр (компьютерная программа «Аутизм. Общение», приложение «AR Tutor» - интерактивное пособие с технологией дополненной реальности).

Для формирования умения выражать эмоции применяется следующий комплекс методов и приемов:

1) наблюдение за ребенком в повседневной жизни или на занятиях с комментированием его эмоциональных состояний;

2) моделирование ситуаций, провоцирующих у ребенка различные эмоции, с эмоционально-насыщенными комментариями;

3) привлечение внимания ребенка к эмоциональным состояниям других людей;

4) комментирование эмоций людей, изображенных на фотографиях, рисунках;

5) называние эмоций, изображенных на пиктограммах;

6) использование имитационных игр перед зеркалом при помощи утрированной мимики, жестов;

7) имитация с помощью мимики и жестов и комментирование эмоций различных персонажей из мультфильмов, сказок;

8) хороводные игры, песни, стихотворения, помогающие ребенку осознать различные эмоции, чувства [6].

В данной статье представлено содержание коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» для обучающихся 1-го (дополнительного) класса с РАС и интеллектуальными нарушениями. Программа состоит из 5 разделов, каждый из которых включает в себя соответствующие темы и определенное количество занятий, разнообразных по структуре.

Тематическое планирование занятий по коррекционному курсу «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Первый раздел: стартовая диагностика.

Содержание раздела: проведение стартовой диагностики состояния импрессивной и экспрессивной речи, моторики, сенсорного восприятия и развития, уровня развития коммуникативных навыков и навыков эмоционального и социального взаимодействия.

Планируемые результаты: заполнить диагностические карты и протоколы обследования, внести результаты в индивидуальные образовательные маршруты, специальные индивидуальные программы развития обучающихся.

Второй раздел: социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Содержание раздела: формирование положительной коммуникативной мотивации, установление эмоционального контакта с педагогом. Формирование социально ответной реакции (просьба о повторении, о помощи, требование предмета, отклик на имя, приветствие, выражение согласия и отказа, просьба поиграть вместе). Моделирование игровых ситуаций. Выработка двигательной реакции на жест, звук, слово.

Планируемые результаты: создать предпосылки для установления положительного эмоционального контакта, навыков совместного внимания, социально приемлемого поведения и социального взаимодействия (сообщение о своих потребностях и желаниях, используя средства альтернативной коммуникации).

Третий раздел: сенсорное и коммуникативно-речевое развитие.

Содержание раздела: введение сенсорных стимулов в различные виды предметно-практической деятельности. Развитие слухового, зрительного, тактильно-двигательного и кинестетического восприятия. Включение сенсорных игр на повторение и подражание. Моделирование коммуникативных ситуаций.

Планируемые результаты: поддерживать положительный эмоциональный контакт в сенсорно-ориентированной игровой деятельности, формировать возможные формы визуального и тактильного взаимодействия; продолжить развитие навыков совместного внимания, формирование и развитие зрительно-моторного комплекса.

Четвертый раздел: эмоционально-коммуникативное развитие.

Содержание раздела: формирование умений выражать эмоции (радость, грусть, страх, гнев) и сообщать о своем эмоциональном состоянии с помощью утрированной мимики, жестов, звуков, слов. Включение игр-имитаций на повторение и подражание. Практические упражнения на развитие цветовосприятия средствами изотерапии. Работа с фотографиями, рисунками, пиктограммами с комментированием эмоций. Моделирование игровых ситуаций с комментированием эмоционального состояния (игры-провокации).

Планируемые результаты: закрепить положительно эмоциональный фон взаимодействия в творческой деятельности с взрослым, сверстником; поддерживать возможные формы визуального и тактильного контакта; научиться сообщать о своем эмоциональном состоянии, используя средства альтернативной коммуникации.

Пятый раздел: итоговая диагностика.

Содержание раздела: проведение итоговой диагностики состояния импрессивной и экспрессивной речи, моторики, сенсорного восприятия и развития, уровня развития коммуникативных навыков и навыков эмоционального и социального взаимодействия.

Планируемые результаты: заполнить протоколы обследования, индивидуальные образовательные маршруты и специальные индивидуальные программы развития на каждого обучающегося с указанием динамики.

На индивидуальные и групповые занятия коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня, что отражено в учебном плане образовательной организации. Количество часов, указанных в программе, варьируется в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни, а также в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Продолжительность занятий составляет 15–25 минут учебного времени на одного ученика, в том числе и на группу.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (вариант 8.4.), результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей [3]. В связи с этим требования к результатам освоения программы коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» сугубо индивидуальны, представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся и отражаются в содержании индивидуального образовательного маршрута или специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Создание мотивирующей среды для обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями, учитывающей их специфические интересы и особенности переработки сенсорной информации, будет способствовать преодолению расстройств эмоционального и коммуникативно-речевого развития в рамках реализации предложенной программы коррекционного курса.

Список литературы

  1. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода //Альманах ИКП РАО №19 «Детский аутизм: пути понимания и помощи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/korrekcija-detskogo-autizma-kak-narushenija (дата обращения: 21.09.2019).
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/12/primernaja-adaptirovannaja-osnovnaja-obshcheobrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-obuchajushchihsja-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra.pdf (дата обращения: 20.09.2019).
  4. Сарелайнен А.И., Анищенко С.И., Меснянкина К.К., Федоряка К.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра распознаванию эмоций по лицевой экспрессии и выражению эмоций с помощью мимики, Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно- практической конференции, 14–16 декабря 2016, Москва / Под общ. ред. А.В.Хаустова., ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, 2016, С. 330–334.
  5. Хаустов А.В. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра  // Аутизм и нарушения развития. 2016. Том 14. № 2. С. 3–12. doi:10.17759/autdd.2016140201
  6. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП. – 84 с.
  7. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 2. С. 33–45.