Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. Эти качества должны быть сформированы и у тех детей, которые не посещали детский сад, ведь от того, какими они придут в школу, будут зависеть их дальнейшие успехи в обучении. Одним из самых необходимых для школы условий является соответствующей уровень развития речи ребенка. Речь необходима для установления контакта со сверстниками, для точного понимания речи учителя. Ну и, конечно, нормальное речевое развитие обеспечивает правильное усвоение навыков чтения и письма, точного понимания смысла задачи.
Приобретая навыки звукового анализа и синтеза слов, расширяя словарный запас ребенка, развивая умения строить предложения и рассказы, ребенок становиться защищенным от многих проблем дальнейшего обучения в школе, получает толчок к дальнейшему самостоятельному развитию во всех сферах своей жизни.
Обычной работы учителя, как правило, не достаточно для того, чтобы подготовить детей к письму под диктовку. Современная программа отводит слишком мало времени на добукварный период. Работа в период предшкольной подготовки и в период обучения в первом классе обеспечит необходимый толчок в развитии сельских детей непосещавших дошкольные учреждения.
Актуальность. Сегодня все большее количество детей приходят в школу, имея недостаточный уровень развития устной речи, что неизменно тормозит формирование грамматически правильной письменной речи. Решению этой проблемы и посвящена эта программа дополнительного образования.
Новизна. До сих пор проблемами в обучении младших школьников занимались только логопеды или сами учителя, рассматривая ее лишь с точки зрения преодоления возникающих трудностей. Эта же программа предлагает решать эту проблему с точки зрения профилактики.
Отличительные особенности данной программы. Рассматривая нарушения письма с точки зрения профилактики, программа позволяет педагогам в игровой форме скорректировать развитие устной речи детей, поработать над развитием мелкой моторики руки и координацией ребенка в пространстве в целом и н6а листе в частности.
Формирование и закрепление навыков происходит как в традиционной форме, так и в форме игры. Занятие по этой программе ведется в сотрудничестве с учителями начальных классов, которые применяют в классе вновь сформированные навыки и помогают их закреплять.
Цель занятий: развитие личности ребенка средствами развития речи.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
Год обучения. | Образовательные. | Развивающие. | Воспитательные. |
Первый год обучения. |
|
|
|
Второй год обучения. |
|
|
|
Программа рассчитана на 2 года обучения (72 часа).
Режим занятий.
Первый год обучения - 36 часов.
Второй год обучения - 36 часов.
Формы организации учебных занятий. Изучение курса ведется путем проведения занятий разнообразных форм: рассказ, беседа, объяснение, различные виды игр, соревнования, конкурсы и пр.
Главные педагогические принципы.
- Доступность обучения
- Учет возрастных особенностей.
- Опора на интересы ребенка.
- Использование на занятиях наглядности, технических средств.
- Прочность знаний, умений, навыков.
- Сочетание репродуктивности и продуктивности в обучении.
Основные этапы урока:
- Организационный момент.
- Дыхательные упражнения.
- Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Развитие фонематического восприятия.
- Физминутка в форме упражнения на развитие общей моторики.
- Упражнения на развитие связной речи детей.
- Игра, развивающая умения действовать в коллективе.
Предполагаемый результат.
Первый год обучения.
По итогам занятий (в конце учебного года) дети будут
Знать:
- что речь состоит из звуков;
- что звуки бывают гласные и согласные;
- что согласные звуки могут быть мягкими и твердыми, звонкими и глухими;
- что предложение состоит из слов;
- что текст состоит из предложений.
Уметь:
- определять порядок звуков в слове,
- подобрать слово на заданный звук,
- составить с данным словом предложение,
- составить небольшой рассказ по картине;
- пересказать знакомую сказку.
Многие дети смогут уточнить и откорректировать свое звукопроизношение. Руки ребят получат необходимую подготовку к овладению навыком письменной речи.
Второй год обучения.
В конце второго года обучения дети должны
Знать:
- правила звукового анализа слов;
- много слов-обобщений;
- пути образования новых слов;
- способ построения самостоятельного высказывания;
- как составить устное сочинение.
Уметь:
- анализировать звуковой состав слова;
- превратить одно слово в другое;
- составить сложное предложение;
- уметь составить устное сочинение.
Учебный план.
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование разделов. | Кол-во часов. | В том числе. | |
Теория. | Практика. | |||
1 | Введение в образовательную программу. Тестирование. | 1 | 1 | |
2 | Обогащение словаря | 10 | 10 | |
3 | Знакомство с речевым аппаратом | 2 | 1 | 1 |
4 | Гласные звуки | 10 | 1 | 9 |
5 | Согласные звуки. | 24 | 1 | 23 |
6 | Твердость и мягкость согласных | 9 | 1 | 8 |
7 | Обучение рассказыванию | 14 | 1 | 13 |
8 | Итоговое занятие. Тестирование. | 1 | 1 | |
Итого | 72 | 5 | 67 |
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
№ П\П | Раздел, тема. | Общее количество часов. | Теория. | Практика. |
1 | Введение в образовательную программу. Тестирование. | 1 | 1 | |
2 | Обогащение словаря | 10 | 10 | |
2.1 | Овощи. | 1 | 1 | |
2.2 | Фрукты. | 1 | 1 | |
2.3 | Овощи и фрукты | 1 | 1 | |
2.4 | Домашние животные. | 1 | 1 | |
2.5 | Дикие животные. | 1 | 1 | |
2.6 | Одежда. | 1 | 1 | |
2.7 | Обувь. | 1 | 1 | |
2.8 | Посуда. | 1 | 1 | |
2.9 | Продукты. | 1 | 1 | |
2.10 | Транспорт. | 1 | 1 | |
3 | Знакомство с речевым аппаратом | 2 | 1 | 1 |
3.1 | Знакомство с устройством речевого аппарата. | 1 | 1 | |
3.2 | Знакомство с основными движениями речевого аппарата. | 1 | 1 | |
4 | Гласные звуки | 10 | 1 | 9 |
4.1 | Где образуются гласные звуки? | 1 | 1 | |
4.2 | Звук А | 1 | 1 | |
4.3 | Звук О | 1 | 1 | |
4.4 | Звук У | 1 | 1 | |
4.5 | Звук И | 1 | 1 | |
4.6 | Звук Ы | 1 | 1 | |
4.7 | Звук Э | 1 | 1 | |
4.8 | Дифференциация гласных первого и второго ряда. | 3 | 3 | |
5 | Согласные звуки. | 24 | 1 | 23 |
5.1 | Звуки гласные и согласные | 1 | 1 | |
5.2 | Звук Б | 1 | 1 | |
5.3 | Звук П | 1 | 1 | |
5.4 | Дифференциация звуков Б и П в слогах и словах | 1 | 1 | |
5.5 | Дифференциация звуков Б и П в словосочетаниях и предложениях | 1 | 1 | |
5.6 | Звуки В и Ф | 4 | 4 | |
5.7 | Звуки Д и Т | 4 | 4 | |
5.8 | Звуки З и С | 4 | 4 | |
5.9 | Звуки Ж и Ш | 4 | 4 | |
5.10 | Звуки К и Г | 3 | 3 | |
6 | Твердость и мягкость согласных | 9 | 1 | 8 |
6.1 | Согласные твердые и мягкие | 1 | 1 | |
6.2 | Парные твердые и мягкие | 6 | 6 | |
6.3 | Всегда твердые | 1 | 1 | |
6.4 | Всегда мягкие | 1 | 1 | |
7 | Обучение рассказыванию | 14 | 1 | 13 |
7.1 | Текст и предложение. | 1 | 1 | |
7.2 | Сравнение картин | 3 | 3 | |
7.3 | Рассказ описание по картине. | 3 | 3 | |
7.4 | Рассказ описание сюжетной картинки. | 3 | 3 | |
7.5 | Рассказ по серии картин | 5 | 5 | |
8. | Итоговое занятие. Тестирование. | 1 | 1 | |
Итого. | 72 | 5 | 67 |
Содержание программы первого года обучения:
Тема №1. Введение в образовательную программу. Тестирование.
Теория. Краткое содержание программы. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к обучающимся.
Практика. Проведение испытаний с целью выявить стартовый уровень детей. Игра: "Звуки речевые и неречевые"
Тема №2. Обогащение словаря.
Практика. Овощи, фрукты, одежда, обувь, домашние и дикие животные, посуда, мебель, инструменты, транспорт. Подбор картинок по теме, их называние. Отгадывание загадок, заучивание стихотворений, соотнесение сказанного с картинкой, сравнение картинок. Ответы на вопросы, лепка, аппликация, рассказы о себе и своей семье, доме. Игры: "Подбери пару", "Подбрось мяч и назови детеныша", "В зоопарке", "Какая посуда понадобится", "Четвертый лишний", "Чудесный мешочек".
Тема №3. Знакомство с речевым аппаратом.
Теория. Устройство речевого аппарата.
Практика. Рассматривание в зеркало органов речевого аппарата, знакомство с их основными движениями тоже в зеркало. Игры: "Часики", "Качели", "Лошадки", "Вкусное варение", "Качели", "Футбол", "Кораблики", "Что ты слышишь?", "Делай как я" и т.п.
Тема №4. Гласные звуки.
Теория. Какие органы речи участвуют в образовании гласных.
Практика. Выделение звуков, при произнесении которых воздух выходит без преграды, с опорой на зеркало. Определение общего звука в словах (сам, сад, пар; сом, хор, дом; сук, суп, дуб). Хоровое заканчивание предложений (Я мыла окн:, Я поливаю цвет:). Сколько раз в слове воздух проходит свободно (вода, ухо, молоко). Назови слово с заданным звуком, придумай с ним предложение. Притяжательные местоимения (мой, моя:), притяжательные прилагательные, форма множественного числа имени существительного. Единственное и множественное число глаголов в настоящем времени. Составление простого нераспространенного и мало распространенного предложения.
Тема №5. Согласные звуки.
Теория. Место и способ образования согласного, органы артикуляции, которые участвуют в образовании гласных и согласных.
Практика. Упражнения в произнесении звуков речи. Изучение артикуляционного уклада согласных с помощью зеркала. Повторение звуковых и слоговых дорожек. Слова с оппозиционными звуками. Выделение изучаемого звука их потока других. Повторение слов с оппозиционными звуками. Составление слов с заданным звуком. Составление простого распространенного предложение со словом, содержащим заданный звук. Притяжательные прилагательные, ответь на вопрос по картинке, составь предложение по картинке. Подсчет слов в предложении. Игры: "Хлопни на заданный звук", "Повтори чистоговорку", "Опусти слово с нужным звуком в сумку", "Определи общий звук в словах", "Найди на картинке слова с нужным звуком", "Сложи разрезанную картинку", "Для чего можно использовать утюг:"
Тема №6. Твердость и мягкость согласных.
Теория. Понятие о твердости и мягкости согласных. Сказка о тонкоголосом друге
Практика. Пары согласных: услышь разницу. Повторение слоговых дорожек, слова, отличающиеся мягкостью одного из звука. Игры: "Хлопни на заданный звук", "Покажи нужную карточку", "Измени слово по образцу", "Найди на картинке слово с мягким звуком", "Составь предложение с заданным словом", "Повтори чистоговорку", "Придумай веселые стихи".
Тема №7. Обучение рассказыванию.
Теория. Предложение и текст.
Практика. Определение границ предложений в сплошном тексте. Ответы на вопросы по тексту. Восстановление последовательности предложений в деформированном рассказе. Рассматривание картин с изображением овощей и фруктов. и ответы на вопросы по картинам. Составление мини рассказов-описаний. Сравнение похожих изображений, выделение общих черт и отличий. Описание картинки-портрета сказочного персонажа. Устные рассказы по наблюдениям на тему "Домашние животные". Упражнения в использовании в речи предложно-падежных конструкций разной сложности.
Учебный план.
Первый год обучения.
№ п/п | Наименование разделов. | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение в образовательную программу. Тестирование. | 1 | 1 | |
2 | Гласные. | 9 | 1 | 8 |
3 | Согласные. | 33 | 1 | 32 |
4 | Словообразование. | 10 | 1 | 9 |
5 | Обучение рассказыванию. | 18 | 18 | |
8 | Итоговое занятие. Тестирование. | 1 | 1 | |
Итого | 72 | 3 | 69 |
Учебно-тематический план.
Второй год обучения.
№ п/п | Тема. | Общее количество часов. | Теория. | Практика. |
1 | Вводное занятие. Тестирование. | 1 | 1 | |
2 | Гласные. | 9 | 8 | |
2.1 | Гласные звуки | 1 | 1 | |
2.2 | Гласные первого ряда. | 4 | 4 | |
2.3 | Гласные второго ряды | 4 | 4 | |
3 | Согласные. | 33 | 32 | |
3.1 | Место и способ образования согласных | 1 | 1 | |
3.2 | Звуки С и Ш | 4 | 4 | |
3.3 | Звуки З и Ж | 3 | 3 | |
3.4 | Звуки С иЦ | 3 | 3 | |
3.5 | Звуки Ш иЩ | 3 | 3 | |
3.6 | Звуки Сь и Щ | 3 | 3 | |
3.7 | Звуки Ть и Ч | 3 | 3 | |
3.8 | Звуки Ч и Щ | 3 | 3 | |
3.9 | Звуки Р И Л (Рь и Ль) | 4 | 4 | |
3.10 | Звуки Л и Й (Ль и Й) | 3 | 3 | |
3.11 | Звуки К и Х (Г и Х) | 3 | 3 | |
4 | Словообразование. | 10 | 1 | 9 |
5.1 | Словообразование и словоизменение. | 1 | 1 | |
5.2 | Суффиксальное словообразование имен существительных | 3 | 3 | |
5.3 | Суффиксальное словообразование имен прилагательных | 2 | 2 | |
5.4 | Префиксальное словообразование глаголов | 3 | 3 | |
5.5 | Различные способы образования новых слов (разные части речи) | 1 | 1 | |
6 | Обучение рассказыванию | 18 | 18 | |
6.1 | Рассказ по сюжетной картинке | 8 | 8 | |
6.2 | Рассказ по серии картинок | 10 | 10 | |
7 | Итоговое занятие. Тестирование. | 1 | 1 | |
Итого. | 72 | 3 | 69 |
Содержание программы второго года обучения:
Тема №1. Введение в образовательную программу. Тестирование.
Теория. Краткое содержание программы. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к обучающимся.
Практика.Проведение испытаний с целью выявить стартовый уровень детей.
Тема №2. Гласные.
Теория. Гласные звуки и буквы. Гласные первого и второго ряда.
Практика. Гласные звуки А.О,У,Ы,Э. Уточнение артикуляции, фонематического образа. Звуковой анализ слов содержащих только твердые согласные и гласные первого ряда. Подбор слов к готовой схеме. Составление предложений, поиск слов в тексте и на картине. Чтение слогов. Игра "Подними соответствующую букву", "Измени слово, изменив букву".
Гласные И, Я,Е,Ё,Ю. Йотированные гласные и их фонетический образ, мягкость согласных и гласные второго ряда. Звуковой анализ слов типа юла, ёрш, еда. Подбор слов к готовой схеме. Составление предложений, поиск слов в тексте и на картине. Чтение слогов и запись их под диктовку. Игра "Подними соответствующую букву", "Измени слово, изменив букву"
Тема №3. Согласные.
Теория. Согласные буквы и звуки. Место и способ образования согласных.
Практика. Выделение звука в любой позиции. Самостоятельное придумывание слов со звуком в заданной позиции. Дифференциация сов паронимов. Повторение чистоговорок, заучивание скороговорок, упражнение в произнесении слов со сложной слоговой структурой, слоговой анализ слов со сложной слоговой структурой. Звуковой анализ слов разной сложности. Составление предложений, используя различные пространственные предлоги. Игра "Подними соответствующую букву". "Измени слово, изменив букву".
Тема №4. Словообразование.
Теория. Изменение слова, образование новых слов. Способы слово изменения. Способы словообразования.
Практика. Единственное и множественное число существительных. Изменение прилагательных по родам и числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Уменьшительно ласкательные формы слов. Образование существительных и прилагательных от глаголов. Образование прилагательных от других частей речи. Глаголы и изменение их значения с помощью приставок. Другие способы образования новых слов, слова-шутки.
Тема №6. Обучение рассказыванию.
Практика. Ответы на вопросы по серии картин. Составление рассказов- наблюдений ("Классная комната", "В живом уголке", "В столовой", "В библиотеке"). Пересказ прослушанного текста по вопросам, по плану. Пересказ прочитанных рассказов по своему плану. Сочинение по серии картин. Дополнение прослушанного текста новой концовкой. Пересказ текста от лица одного из персонажей. Самостоятельное сочинение на заданную или свободную тему.
Условия реализации программы.
Реализация программы предусматривает использование педагогических технологий:
- группового обучения;
- игрового обучения;
- проблемного обучения.
В процессе обучения используются различные формы занятий: рассказ, беседа, объяснение, игра, наглядный метод обучения, в зависимости от формы занятия.
Для занятий по программе "Путешествие в страну Чистоговорию" имеется светлый кабинет, мебель по росту детей.
В кабинете имеются необходимый наглядный материал.
Методическое обеспечение программы.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Разделы программы. | Формы занятий по каждому разделу. | Приемы, методы организации учебного процесса. | Техническое оснащение занятий. | Формы подведения итогов по каждому разделу. |
Обогащение словаря. | Рассказ, игра, выполнение задания по образцу. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, серии картин. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
Знакомство с речевым аппаратом. | Работа с зеркалом. Повторение под зрительным самоконтролем. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Индивидуальные зеркала на каждого учащегося. | Игровое исследование. |
Гласные звуки. | Рассказ, игра, выполнение задания по образцу Работа с зеркалом. Повторение под зрительным самоконтролем. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, серии картин, индивидуальные зеркала на каждого учащегося. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
Согласные звуки. | Рассказ, игра, выполнение задания по образцу Работа с зеркалом. Повторение под зрительным самоконтролем. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, серии картин, индивидуальные зеркала на каждого учащегося. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
Твердость и мягкость согласных. | Рассказ, игра, выполнение задания по образцу Работа с зеркалом. Повторение под зрительным самоконтролем. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, серии картин, индивидуальные зеркала на каждого учащегося. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
Обучение рассказыванию. | Рассказ, игра, выполнение задания по образцу. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, серии картин. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Разделы программы. | Формы занятий по каждому разделу. | Приемы, методы организации учебного процесса. | Техническое оснащение занятий. | Формы подведения итогов по каждому разделу. |
Гласные. | Рассказ, игра, выполнение задания по
образцу. Работа с зеркалом. Повторение под зрительным самоконтролем. |
Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, серии картин, индивидуальные зеркала на каждого учащегося. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
Согласные. | Рассказ, игра, выполнение задания по
образцу. Работа с зеркалом. Повторение под зрительным самоконтролем. |
Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные
картины, серии картин, индивидуальные зеркала на каждого учащегося. |
Игровое исследование, игра-соревнование. |
Словообразование. | Рассказ, игра, выполнение задания по образцу. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, картинки. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
Обучение рассказыванию. | Рассказ, игра, выполнение задания по образцу. | Словесные, наглядные, игровые, практические. | Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, серии картин. | Игровое исследование, игра-соревнование. |
Литература:
- В.В. Гербова "Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет". М., 1981
- "Игры в логопедической работе с детьми". Под редакцией В.В.Селиверстова. М., 1985
- В.С. Мухина "Шестилетний ребенок в школе". М., 1986
- С.А. Миронова "Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях". М., 1981
- Н.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М., 1989
- Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи". М., 1983