Умения и навыки связной речи при их
спонтанном развитии не достигают того уровня,
который необходим для полноценного обучения
детей в школе. Эти умения и навыки, как при
нормальном, так и особенно при нарушенном
речевом развитии необходимо формировать
специально.
В связи с этим перед нами встала проблема
– неумение детей связно, логично высказывать
свои мысли, что ведет к несформированности
монологической речи.
На основании проведенного ранее
экспериментального исследования, автором
осуществлен оптимальный подбор методов, приемов
обучения и создана программа «Говорушечка». При
разработке использована базовая программа Т.Б.
Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе
детей с общим недоразвитием речи в условиях
специального детского сада», утвержденная
Министерством образования Российской Федерации.
Изучив имеющиеся в литературе методы и приемы
формирования связной речи, мы отобрали
наиболее приемлемые для использования в
коррекционной логопедической работе с детьми
логопатами.
Программа предполагает обучение в течение трех
лет (средняя, старшая, подготовительная группы).
Программа рассчитана на детей дошкольного
возраста 4-7 лет. Обучение ведется в течение
всего учебного года с сентября по май. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (6 человек)
по 20-25 минут в соответствии с лексическими
темами.
Данная программа адаптированная,
приспособленная к условиям логопедической
группы и учитывает возрастные особенности детей
и их возможности.
Материалы, на основании которых создана
программа апробировались в логопедической
группе в 2004-2007, 2007-2009 учебных годах и показали
положительную динамику в развитии связной
монологической речи детей с общим речевым
недоразвитием 4-7 лет. Речь детей обследуется в
начале, в середине и в конце учебного года.
Цель программы: развитие и совершенствование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Задачи:
- Формирование лексико-грамматических категорий.
- Развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие интеллектуальных способностей, прежде всего мышления.
- Развитие и закрепление навыков составления рассказов, пересказов.
- Обогащение знаний об окружающей действительности.
- Воспитание культуры речи.
При обучении по данной программе у детей формируются навыки:
- составления простых, распространенных предложений по демонстрации действий, по картинкам предметным, ситуационным;
- составления рассказов-описаний с опорой на план-схему, на вопросы, на картинки, на графический план;
- пересказа литературного произведения по опорным картинкам, таблицам, схемам.
- разучивания стихотворений по схемам-символам, предметным картинкам;
- составления рассказов по серии картинок;
- составления рассказов по сюжетной картине.
При составлении перспективного плана учитывалась предварительная работа воспитателя: рассматривание объектов и предметов, рассматривание сюжетных картинок, чтение литературных произведений, беседа на определенную тему, проведение экскурсий, проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, инсценировка фрагментов сказок.
Перспективно-тематический план по формированию монологической речи детей с ОНР (старшая группа).