Программа "Говорушечка"

Разделы: Логопедия


Умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Эти умения и навыки, как при нормальном, так и особенно при нарушенном речевом развитии необходимо  формировать специально.
В связи с этим перед нами встала проблема – неумение детей связно, логично высказывать свои мысли, что ведет к несформированности монологической речи.
На основании проведенного ранее экспериментального исследования, автором осуществлен оптимальный подбор методов, приемов обучения и создана программа «Говорушечка». При разработке использована базовая программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», утвержденная Министерством образования Российской Федерации.
Изучив имеющиеся в литературе методы и приемы формирования связной речи, мы отобрали наиболее  приемлемые для использования в коррекционной логопедической работе с детьми логопатами.
Программа предполагает обучение в течение трех лет (средняя, старшая, подготовительная группы).
Программа  рассчитана на детей дошкольного возраста  4-7 лет. Обучение ведется в течение всего учебного года с сентября по май. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (6 человек) по 20-25 минут в соответствии с лексическими темами.
Данная программа адаптированная, приспособленная к условиям логопедической группы и учитывает возрастные особенности детей и их возможности.
Материалы, на основании которых создана программа апробировались в логопедической группе в 2004-2007, 2007-2009 учебных годах и показали положительную динамику в развитии связной монологической речи детей с общим речевым недоразвитием 4-7 лет. Речь детей обследуется в начале, в середине и в конце учебного года.

Цель программы:  развитие и совершенствование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Задачи:

  • Формирование лексико-грамматических категорий.
  • Развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие интеллектуальных способностей, прежде всего мышления.
  • Развитие и закрепление навыков составления рассказов, пересказов.
  • Обогащение знаний об окружающей действительности.
  • Воспитание культуры речи.

При обучении по данной программе у детей формируются навыки:

  • составления простых, распространенных предложений по демонстрации действий, по картинкам предметным, ситуационным;
  • составления рассказов-описаний с опорой на план-схему, на вопросы, на картинки, на графический план;
  • пересказа литературного произведения по опорным картинкам, таблицам, схемам.
  • разучивания стихотворений по схемам-символам, предметным картинкам;
  • составления рассказов по серии картинок;
  • составления рассказов по сюжетной картине.

При составлении перспективного плана учитывалась предварительная работа воспитателя: рассматривание объектов и предметов, рассматривание сюжетных картинок, чтение литературных произведений, беседа на определенную тему, проведение экскурсий, проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, инсценировка фрагментов сказок.

Перспективно-тематический план по формированию монологической речи детей с ОНР (старшая группа).