Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ ЗПР. Вариант 7.2

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: ОВЗ, ЗПР


Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с ОВЗ ЗПР. Вариант 7.2 разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, АООП образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

Данная программа составлена в соответствии с задачами коррекционно-педагогической работы, предусматривающей развитие взаимосвязанных форм и функций речи, применима прежде всего к учащимся, имеющим выраженные формы речевой патологии и обучающимся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи: обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.).

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей не основе рекомендаций ТПМПК.

Вариант 7.2. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

Материально-технические средства, необходимые для реализации рабочей программы «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ ЗПР»

  1. Персональный компьютер, оснащенный современными компьютерными программами (MS Office) с возможностью выхода в интернет.
  2. Принтер.
  3. Доска с набором магнитов.
  4. Логопедическое зеркало.
  5. Серии сюжетных картинок.
  6. Логопедические зонды.
  7. Тетради, ручки, карандаши.
  8. Наборы предметных картинок для работы с лексико-грамматическим строем речи.
  9. Учебно-дидактический материал.

Основное содержание коррекционного курса

Звукопроизношение

Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.

Второй этап - развитие фонематического восприятия - очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Третий этап - этап интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.

Заключительный этап - автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными - посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными - посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Просодика

Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определённые речевые отрезки.

Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.

Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)

Фонематические процессы

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.

Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Усвоение и использование в речи слов различной звуко-слоговой структуры.

Лексико-грамматический строй

Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами, обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.

Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Развитие связной речи и речевого общения

Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.

Календарно-тематическое планирование

Всего 40 часов, количество занятий в неделю - 2 занятия (по 30 минут).

Календарно-тематическое планирование. 1 класс

Литература, использованная при составлении рабочей программы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - М: Просвещение, 2018.
  2. Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. - М., 2006.
  3. Бессонова. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения. - М: АРКТИ; Издательство ГНОМ, 2016.
  4. Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников с общим недоразвитием речи. - М: АРКТИ, 2016.
  5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие. - М: Айрис дидактика, 2005.
  6. Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников - М: Редкая птица, 2017.
  7. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А. и др. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. - М: Издательство Форум, 2015.
  8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М: Изд-во Нац. Книжный центр, 2015.
  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. - М: Эксмодетство, 2017.
  10. Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов. - М: Владос, 2014.
  11. Ивановская О.Г., Куликова Н.С., Хвостова О.А., Щукина Д.А. Преодоление артикуляторно-акустической дисграфии у школьников. - М: Издательство Форум, 2015.
  12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М: Владос, 2009.
  13. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. - М: Владос, 2005.
  14. Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы - М: Просвещение, 2014.
  15. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы.
  16. Ишимова О.А., Алмазова А.А. Тетрадь-помощница для учащихся. Развитие Речи. - М: Просвещение, 2014.
  17. Ишимова О.А., Деребина Е.В. Тетрадь-помощница для учащихся. Письмо. - М: Просвещение, 2014.