Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для старших школьников с задержкой психического развития

Разделы: Логопедия

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: задержка психического развития


Пояснительная записка

Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у школьников 5-9 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.

Создание данного коррекционного курса является актуальным, так как обучающиеся с ЗПР при переходе на уровень основного общего образования продолжают испытывать трудности освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык», связанные с особенностями речевого развития.

Поскольку категория детей с ЗПР многочисленна и неоднородна по своему составу, выраженность речевого нарушения у школьников одной возрастной группы может быть разной. У некоторых обучающихся с ЗПР может сохраняться нечеткость артикуляции и произношения, недостаточная автоматизированность отдельных звуков, недостаточность произвольности, объема и переключаемости артикуляционных движений. В речи могут встречаться нестойкие замены и пропуски звуков.

Трудности письма у школьников с ЗПР на уровне основного общего образования часто обусловлены недостатками фонематических процессов, нарушением языкового анализа и синтеза. Подростки с ЗПР продолжают затрудняться в выделении позиций и последовательности звуков в словах сложной слоговой структуры, допускают ошибки на смешение оппозиционных звуков, могут переставлять звуки в словах, пропускать на письме буквы в словах, малознакомых или сложных для фонематического восприятия.

У большинства обучающихся с ЗПР навыки словообразования формируются специфично и с некоторым запозданием, у них затруднены навыки словообразования приставочным и суффиксальным способами. Школьники могут применить изученный ранее способ преобразования на других словах формально, без опоры на лексическое и грамматическое значение слова, что приводит к ошибкам. Использование навыков словоизменения связано с трудностями понимания контекста в словосочетании и предложении: ученик может, изменить форму существительного, забыв при этом про форму прилагательного, и наоборот.

У подростков с ЗПР, как правило, недостаточно сформирован лексико-грамматический компонент речи, что приводит к затруднениям при формулировании собственных мыслей. В связной речи чаще используются упрощенные и обедненные речевые конструкции, заученные «штампы», допускаются семантические замены, наблюдаются затруднения в подборе слов, синонимов, что затрудняет коммуникацию в целом.

У обучающихся с ЗПР отмечается недостаточный уровень осознанной регуляции и самоконтроля при письме, что при повышении степени их самостоятельности приводит к увеличению количества ошибок. Как правило, они не замечают собственные ошибки, часто отвлекаются в процессе выполнения задания. У большинства школьников с ЗПР наблюдается замедленный темп письма.

На фоне специфических ошибок письма и чтения у обучающихся с ЗПР при отсутствии коррекционной работы возникает стойкая дизорфография, что значительно затрудняет овладение навыками грамотного письма в 5-9 классах и программным материалом по учебному предмету

«Русский язык». Трудности различения фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических и смысловых особенностей слов не позволяют школьникам понять и правильно применять орфографическое правило.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной логопедической помощи, которая реализуется в процессе освоения коррекционно-развивающего курса.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

Цель коррекционного курса «Логопедические занятия»:

  • коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР,
  • развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

Задачи курса:

  • коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
  • совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
  • совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
  • формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений; коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
  • коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
  • развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.

В процессе проведения курса «Логопедические занятия» осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.

Особенности построения курса

Примерная рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с ЗПР. Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.

При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы модуля интегрирует ее материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных модулей.

Содержание модулей включает:

  • Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика» направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
  • Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок.
  • Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
  • Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» направлен на развитие умения работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.

Специальные условия реализации коррекционного курса

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда выстраивается с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР и предусматривает постепенное усложнение речевого материала в соответствии с программой по предмету «Русский язык». Это отражается в календарном тематическом планировании коррекционного курса учителя-логопеда, в последовательности предъявления материала и коррекционно-развивающих заданий на логопедических занятиях.

Освоение программного материала курса осуществляется в соответствии с принципом доступности. По содержанию и объему материал должен быть посильным и понятным для обучающихся с ЗПР.

Учитель-логопед проводит отбор содержания используемого материала, ориентируясь на подбор или адаптацию текстов с ясным содержанием и сюжетной линией разных стилей и жанров, оптимальных по объему для изучения на занятии. Приоритет при выборе текста отдается содержанию, связанному с жизненным опытом школьника, кругом его интересов, способствующему формированию жизненных компетенций и практических навыков. На начальных этапах не следует использовать тексты, содержащие сложные рассуждения автора, большое число действующих лиц, изобилующие сложными синтаксическими конструкциями, затрудняющими понимание смысла прочитанного.

Задания должны быть разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.

Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры, таблицы родственных слов.

Процесс овладения материалом основывается на многократном применении полученных знаний на практике. Школьникам с ЗПР требуется больше времени на осмысление усваиваемых знаний, они нуждаются в закреплении и совершенствовании формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях (например, подписание почтового конверта, составление текста поздравления, написание смс-сообщения на заданную тему).

В целях повышения эффективности коррекционной работы и осмысления содержания данного курса на занятиях используются разнообразные виды деятельности обучающихся с ЗПР. Учителю- логопеду целесообразно комбинировать аудирование, говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы. Необходимо постоянно развивать у школьников с ЗПР умение работать с текстом и справочной литературой.

Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении сложного речевого материала. Обучающимся с ЗПР предлагаются алгоритмы правил, выделение шагов последовательных действий при работе над заданием.

Учитель-логопед проводит зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти и др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило и правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяют в тетради орфограммы зеленым цветом, при необходимости предварительно перед написанием орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и самокоррекцию.

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих логопедических занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, но не реже 1 раза в неделю. В зависимости от выраженности речевого нарушения на основании рекомендаций ППк количество еженедельных занятий может изменено.

Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:

  • групповое занятие - 40 минут;
  • подгрупповое занятие - 30-40 минут;
  • индивидуальное занятие - 20-40 минут.

Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом и дефектологом, что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.

Тематическое планирование коррекционного курса «Логопедические занятия» по годам обучения

Список литературы

  1. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования. Методические рекомендации. 2020.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005.
  3. Китикова А.В. Комплект рабочих тетрадей по коррекции дизорфографии у младших школьников.
  4. - М., 1-2Ч.
  5. Китикова А.В. Тетрадь для проверочных работ к программе: «Коррекция дизорфографии у младших школьников». - М., 2017.
  6. Князева Т.Н., Куимова Н.Н. К проблеме дифференциальной диагностики адаптивности младших подростков при переходе из начальной в основную школу // Вестник Вятского гуманитарного государственного университета. 2012. № 1-1. С. 157-161.
  7. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей: Методическое пособие. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010.
  8. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.В.Чиркиной. 3-е изд. доп. М.: АРКТИ, 2010.
  9. Нарушения речи и их коррекция у детей с задерж­кой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, СВ. Зорина.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004\_- 303 с.