Пояснительная записка
«Дитятко – что тесто:
как замесил, так и выросло.»
(Народная мудрость.)
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
- Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
- Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Именно это и послужило мотивацией к разработке данной программы.
Цели программы:
- Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
- Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.
Данные цели привели к постановке следующих задач:
- Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.
- Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.
- Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.
- Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.
- Вырабатывать правильное речевое дыхание.
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Реализацию данных целей я буду осуществлять посредством артикуляционной гимнастики предметом и объектом которой являются:
Предмет: программа работы с детьми.
Объект: дети дошкольного возраста.
Настоящая программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:
- Закон Российской Федерации об образовании.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Положение о ДОУ присмотра и оздоровления.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: одготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Содержание программы
Чтобы все нас понимали, что говорим мы
разбирали,
есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
язычок мы укрепим и тогда заговорим
очень чисто, очень внятно, чтобы всем было
понятно!
(Неуймина Т.Б.)
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Свои занятия с дошкольниками МДОУ я простраиваю следующим образом.
В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, такая структура позволяет решить ряд других задач, а именно:
- улучшить координацию движений пальцев рук;
- выработать правильное речевое дыхание;
- развить интонационную выразительность голоса;
- научить выражать свои чувства и эмоции;
- совершенствовать пластику движений.
Способствуют выработке нужных артикуляционных укладов и развивают переключаемость движений органов артикуляционного аппарата задания с участием сказочных персонажей.
При работе придерживаемся следующих аспектов:
- В нашем детском саду артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились и становились более прочными. 2 раза в неделю занятия проводит логопед и 3 – воспитатели.
- Продолжительность видов деятельности на
занятии:
- 2 минуты – развитие мелкой моторики;
- 2 минуты – самомассаж;
- 6 минут – арт. гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика проводится в группе сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Артикуляционная гимнастика, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к занятиям включает в себя 9 комплексов. Каждый месяц (с сентября по май) к детям приходит новый сказочный персонаж. А также используется язычок в форме варежки, которая надевается на ведущую руку взрослого; при этом рука и язык выполняют синхронные движения. То есть рука (варежка) помогает движению языка и проведению комплексов артикуляционной гимнастики. А комплекс самомассаж меняется раз в квартал (по временам года).
Календарно-тематический план.
Средняя группа | ||
№ п/п | Название артикуляционных гимнастик | Месяц |
1. | «Сказки о Язычке» | Сентябрь |
2. | «Весёлый Язычок» | Октябрь |
3. | «Зоологическая сказка», «Микки Маус» (стат. и динам. упр.) | Ноябрь |
4. | «Бельчонок Музик» | Декабрь |
5. | «Котята» | Январь |
6. | «Утёнок» | Февраль |
7. | «Зайчонок» | Март |
8. | «Галчонок» | Апрель |
9. | «Лягушки» | Май |
Старшая группа | ||
№ п/п | Название артикуляционных гимнастик | Месяц |
1. | «Сказки с Буратино», «Леопольд и мыши» | Сентябрь |
2. | «Лунтик» (биоэнергопластика) | Октябрь |
3. | «Коты» | Ноябрь |
4. | «Карлсон» | Декабрь |
5. | «Смешарики» | Январь |
6. | «Заморская лиса» | Февраль |
7. | «Обезьянка – иностранка» | Март |
8. | «Дракоша» | Апрель |
9. | «Игрушки» | Май |
Оценка эффективности программы
Арт. гимнастике – привет,
лучшее её в мире нет!
Что укрепит лучше рот
и поможет речи?
Арт. гимнастике – почёт,
вы уж мне поверьте!
(Неуймина Т.Б.)
Оценка эффективности программы строится на основе использования для интерпретации качественного анализа данных Речевого профиля группы (Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова) адаптированного на контингент детей МДОУ присмотра и оздоровления.
Оценка звукопроизношения осуществляется 2 раза в год: в сентябре первичная, а в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год.
Задачи:
- Изучить динамику изменения звукопроизношения.
- Выявить детей, подлежащих зачислению на логопункт.
Библиография.
- Т.В. Верясова. «Система упражнений по развитию ручного праксиса».
- А. В. Ястребова. «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности (биоэнергопластика; рука, движение и речь).
- И.Л. Лебедева. «Колдовская разминка на Ш».
- З.А. Репина. «Игра – рассказ о язычке».
- «Динамические и статические упражнения» (автор стихов не известен).
- Т.А. Куликовская. «Арт. гимнастика «Весёлый язычок».
- В.Н. Чернякова. «Сказки о язычке».
- Комплекс упражнений на звук «Р», «С-Ш».
- М.А. Поваляева. «Дидактический материал по логопедии».
- Е.А Пожиленко. «Артикуляционная гимнастика»
- Рабочий журнал логопеда дошкольного образовательного учреждения. Автор-составитель О.А. Степанова