Кол-во часов в неделю - 2
Общее количество часов - 58
Пояснительная записка
Рабочая программа по предупреждению нарушений письменной речи у обучающихся первого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, основной образовательной программы начального общего образования на основе «Проекта программы воспитания и обучения детей с ФФНР (7 год жизни)» и методического пособия для учителя-логопеда «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А.Каше. Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков звуковой стороны устной речи, предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся первого класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и создание условий для полноценного освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Цель коррекционной работы: коррекция нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи обучающихся 1-го класса, способствующая успешному усвоению общеобразовательной программы начального общего образования. Развитие и коррекция высших психических функций. Развитие коммуникативной функции речи. Развитие регулирующей функции речи в эмоционально-волевой сфере и учебно-познавательной деятельности.
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения:
- Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазанно.
- Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков; их закрепление на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. Использование всех поставленных звуков в различных формах устной речи: словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.
- Длительная работа, максимально направленная на формирование у обучающихся умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточнённые и исправленные). Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.
- Закрепление уровня звукового анализа, который доступен обучающемуся, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку.
- Обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха), общей координации движений и мелкой моторики.
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, наглядность, действенность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Основные направления работы
Формирование звуковой стороны речи:
- коррекция звукопроизношения, то есть постановка и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;
- последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе формирования фонематических процессов.
Развитие лексическо-грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, обобщающих понятий, относящихся к различным частям речи, так и развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнение значений используемых синтаксических конструкций:
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания и смысловой культуры высказывания;
- становление логики, программирование смысла высказывания: определение связности, последовательности, причинно-следственных отношений, скрытого смысла, переносного значения;
- точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (описание, повествование, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины, серии сюжетных картин).
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания; наблюдательности, особенно к языковым явлениям; способности к запоминанию, способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности, произвольности общения и поведения.
Курс коррекционно-развивающего обучения рассчитан на 1 учебный год и составляет 58 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по группам (6-8 человек) с 15 сентября по 15 мая. Продолжительность занятия – 35 минут. Комплектование группы – обучающиеся 1 класса, имеющие фонетико-фонематические нарушения речи или входящие в группу риска. Обследование речи обучающихся проводится в первые две недели сентября и последние две недели мая.
Планируемые результаты после прохождения курса коррекционно-развивающего обучения
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- все звуки и буквы родного языка;
- термины для обозначения основных понятий – речь, звук, артикуляция, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, гласный звук, ударный гласный звук, согласный звук: твёрдый, мягкий, звонкий, глухой;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные звуки и буквы 1-2 ряда;
- пары согласных звуков по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости;
- буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- правильно произносить все звуки родной речи;
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- производить звукобуквенный и слоговой разбор слов, определять ударный слог;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- строить звуковые схемы слогов и слов;
- пользоваться способами обозначения твёрдости согласных с помощью гласных I ряда и способами обозначения мягкости согласных с помощью гласных II ряда и мягкого знака;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
- восстанавливать предложения и текст с заданными буквами;
- самостоятельно писать слуховые диктанты (в конце года).
В области личностных УУД обучающиеся научатся:
- использовать приобретенные знания и умения в учении и повседневной жизни.
В области познавательных УУД (общеучебных) обучающиеся научатся:
- применять общеучебные умения (анализ, синтез, обобщение) для установления закономерностей;
- классифицировать слова по заданному основанию;
- ориентироваться в учебном материале: читать язык условных обозначений, находить нужный фрагмент текста, нужные предложения и слова, нужную дидактическую иллюстрацию.
В области коммуникативных УУД обучающиеся получат возможность научиться:
а) в рамках инициативного сотрудничества:
- работать с соседом по парте (договариваться о распределении работы между собой и соседом; выполнять свою часть работы; пробовать проверять часть работы, выполненную соседом);
- выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;
- умение с достаточной полнотой и достоверностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
- выполнять работу над ошибками с помощью взрослого;
- планировать ход рассуждений и последовательность несложных практических действий;
- осуществлять пошаговый контроль правильности практических действий, составлять ответы-рассуждения.
Виды контроля:
- самоконтроль.
- взаимоконтроль.
Содержание программы
Содержание коррекционной работы условно делится на три этапа. Учитель-логопед вправе исключать или добавлять темы логопедических занятий, количество часов для повторения если это необходимо.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на чёткие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи.
Особенности работы на логопедических занятиях
- Работа проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми.
- Чрезвычайная расчленённость усваиваемого обучающимися материала и его тщательная отработка на каждом из новых этапов обучения.
- Материал, на котором строятся упражнения по совершенствованию лексико-грамматического строя, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточнённые в произношении звуки в стадии их закрепления.
- По возможности раздвигается во времени знакомство с буквами, обозначающими близкие по артикуляционным или акустическим признакам звуки ([т]-[д], [с]-[з], [с]-[ш] и др.), так как нередко многие из этих звуков в речевом потоке произносятся неотчётливо, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б], [в]-[ф] и т.д.) или являются заместителями каких-либо отсутствующих звуков ([п] - [б], [с] - [ш], [л′]-[л] и т п.)
- При ознакомлении с новой буквой из материала упражнений временно исключаются буквы, обозначающие близкие к изучаемому звуки. Так, например, при усвоении буквы «Б» не включаются некоторое время слова с буквой «П» (буква «П» пройдена раньше).
- Обучающимися усваивается навык анализа, выкладывания, письма и чтения предложений, а несколько позднее – чтение небольших текстов. Особое внимание обращается на правильность понимания предлагаемого для чтения материала.
- Работа с обучающимися с данным нарушением требует очень постепенного усложнения предлагаемого для усвоения материала и большого количества упражнений в каждом периоде обучения, для этого используются разные методические приёмы и различные пособия.
- В первом периоде основное внимание уделяется, во-первых, осознанному овладению обучающимися наиболее лёгкими с точки зрения произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов. Одновременно дети знакомятся с некоторыми звуками, овладевают первоначальными навыками чтения и письма. В качестве опоры при развитии фонематического слуха в этот период обучения служат зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляция логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие теряет своё значение. В процессе отработки звуков обучающиеся вначале учатся отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставленных (у-а-и); постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о-у, к-х, ль-й и др.). Каждый правильно произносимый звук сравнивается изолированно, в составе слогов и слов не только с другими правильно произносимыми звуками, но и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.
Виды деятельности, применяемые на логопедических занятиях:
- Звуковой анализ слогов и слов.
- Звукобуквенный анализ слогов и слов.
- Дидактические игры.
- Устное составление словосочетаний и предложений.
- Пересказ небольших текстов с наглядной опорой.
- Чтение слогов, слов, предложений, текстов.
- Запись печатными буквами слогов, слов (2-3 четверть).
- Письмо слогов, слов, предложений (4 четверть).
- Устное сочинение по 3-4 опорным картинкам (2-4 четверть).
- Зрительный диктант (3 четверть).
- Слуховой логопедический диктант (конец 4 четверти).
Здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Голосовые упражнения.
- Логопедическая ритмика.
- Гимнастика для глаз.
- Пальчиковая гимнастика, игротренинг.
- Самомассаж, взаимомассаж.
I. Подготовительный этап
- Развитие мелкой ручной моторики, моторики артикуляционного аппарата, зрительного знозиса, мнезиса, оптико-пространственных, временных представлений, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления), свойств внимания, памяти.
- Практическое знакомство с текстом, предложением, словом; словами-предметами, словами-действиями, словами-признаками.
II. Коррекционно-развивающий этап
На каждом занятии ведётся работа как по коррекции нарушений звуковой стороны речи, так и по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматического строя и совершенствованию связной речи.
Коррекционно-развивающий этап условно разделён на 4 периода.
Первый период (16 часов):
Гласные звуки
Узнавание и выделение из слов гласных звуков. Выделяются гласные звуки [у], [а], [и], [э], [о], [ы] из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки [у], [а], [и], [о], [ы] из середины слова и из конца слова под ударением. Отрабатывается артикуляция гласных звуков как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении.
Упражнение в различении гласных звуков на слух. Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы.
Смыслоразличительная роль русского ударения. Фиксация на схеме слова гласного звука с помощью красного кружка.
Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.
Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука.
Согласные звуки
Противопоставление согласных звуков [п], [к], [м], [т], [н] по твёрдости-мягкости; обозначение их твёрдости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, ы» для твёрдых (па, по, пу, пы) и «и» для мягких (пи). Приём последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой.
Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде.
Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, пыл — пил, ныл – Нил.
Чтение закрытых неприкрытых слогов (ап, ум, ик) и открытых слогов-слияний (ма, ну, пи) с твёрдыми и мягкими согласными звуками.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»
Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [м’э]- ме).
Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: конь, ноль, коньки. Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, показывается разница между твёрдыми и мягкими согласными звуками. Выкладываются схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показывается буква Ь в нужном месте слова, таким образом преобразовывается звуковая схема в звукобуквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой, в которой, естественно, нет места букве Ь, как не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют чётко понятия «звук» и «буква». Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова.
Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ с мягкими и твёрдыми согласными. При чтении слогов обращается внимание на буквенный состав читаемого слога.
Второй период (13 часов)
Парные звонкие и глухие согласные звуки
Дифференциация глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Отличие звонких и глухих звуков [ф]-[ф’], [в]-[в’], [б]-[б’], [с]-[с’], [з]-[з’], [д]-[д’], [г]-[г’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’, з-с, з’-с’, д-т, д’-т’, г-к, г’-к’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твёрдости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.
Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].
Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.
Чтение исходных и преобразованных слов путём замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевёртышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.
Третий период (15 часов)
Наиболее артикуляционно сложные звуки
Постановка наиболее артикуляционно сложных звуков и дифференциация сонорных [л]-[л’], [р]-[рь’], [л]-[р], [л’]-[рь’], [л’]- [й’] и свистящих-шипящих согласных звуков [с]-[ш], [з]-[ж] в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме.
Гласные Я, Ё, Ю, Е в начале слова и после гласных звуков
Функция букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан] — баян, [р’исуй’у] — рисую).
Гласные Я, Ё, Ю, Е после разделительных «ь» и «ъ» знаков
В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Ё, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв: обозначать два звука, один из которых – согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и, таким образом, развивать фонематический слух обучающихся. Знакомство с буквами Ь и Ъ. Весь речевой материал состоит из слов и первых коротких предложений.
Четвёртый период (8 часов)
Непарные глухие мягкие и твёрдые звуки [х, х’, ц, щ’, ч’]
Отработка артикуляции звуков [х, х’, ц, щ’, ч’] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении; дифференциация аффрикат [ч’]-[ц], [ч’]-[щ’]. Характеристика этих звуков по признаку твёрдости-мягкости. Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки.
II. Оценочный этап
- Проведение итоговых проверочных работ (зрительный и слуховой диктанты).
Учебно-тематическое планирование (Приложение)
Учебно-методический комплекс
1. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
2. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст]: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
3. Каше, Г.А. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г.А. Каше, Г.В. Чиркина - М.: Просвещение, 1986. - 43 с.
4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
5. Козырева, Л.М. Загадки звуков, букв, слогов [Текст]: тетрадь № 1 для логопедических занятий / Л.М. Козырева Л.М. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 48 с.
6. Козырева, Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные [Текст]: тетрадь № 3 для логопедических занятий / Л.М. Козырева Л.М. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 64 с.
7. Козырева, Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие [Текст]: тетрадь № 4 для логопедических занятий / Л.М. Козырева Л.М. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 80 с.
8. Коноваленко, В.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П [Текст]: Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
9. Коноваленко, В.В. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т [Текст]: Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
10. Коноваленко, В.В. Парные звонкие-глухие согласные Г-К [Текст]: Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
11. Коноваленко, В.В. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш [Текст]: Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.
12. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Милостивенко. - Санкт-Петербург, фирма Стройлеспечать,1995. - 64с.
13. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. - М.: «Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС», 1997. - 256 с.
14. Юрова, Е.В. 200 упражнений для развития устной речи [Текст] / Е.В. Юрова. - М.: Аквариум, 2000. - 208с.
15. Ястребова, А.В., Спирова, Л.Ф., Бессонова, Т.П. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 1996. - 176с.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
5. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.
№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
6. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».