ЦЕЛЬ: учить детей находить и использовать приставки пространственного значения в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах.
ЗАДАЧИ:
коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление, сукцессивные функции;
- развивать межполушарные взаимодействия;
- развивать глазодвигательные мышцы;
- развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
образовательные:
- формировать умение находить и использовать приставки пространственного значения в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах;
- расширять словарный запас за счёт приставочных глаголов;
- формировать навыки языкового анализа и синтеза;
- закреплять правило написания приставок с глаголами.
воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (помощь другу, трудолюбие).
здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- соблюдать режим охраны зрения;
- чередовать статические и динамические задания.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: создать условия для нахождения и использования приставок пространственного значения в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах; для формирования навыков языкового анализа и синтеза:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: создать условия для развития глагольного словаря, фонематических процессов, мелкой и общей моторики, межполушарных взаимодействий, глазодвигательных мышц; внимания, памяти, логического мышления; диалогической речи через формирование ответа полным предложением.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: создать условия для развития интереса к изучению данной темы, для формирования умения слушать и слышать собеседника, для развития самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости, для воспитания нравственных качеств (помощь другу, трудолюбие), для формирования умения выражать своё отношение к героям, сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация «Приставки пространственного значения», индивидуальные карточки, смайлики для рефлексии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Орг. момент, введение в тему занятия
(слайд 1 – заставка)
МАГИЯ ПРИСТАВОК (слайды 2–3 – коридор)
Как-то раз, прогуливаясь после уроков по коридорам школы, Маша и Витя оказались в отдалённом уголке, в который никогда раньше не заглядывали. Тут они остановились, потому что увидели дверь с непривычной надписью «Магия языка».
Около дверей стояли необыкновенные человечки. На рубашечке одного из них было написано «В», на футболке другого – «ЗА».
Мимо Маши и Вити прошел в сторону кабинета ученик. Оба человечка приветливо заулыбались и радостно бросились к нему.
– Позвольте ввести Вас в кабинет! – затараторил человечек с «В» на рубашечке, цепляясь за его руку.
Мальчик, растерявшись от такого внимания к своей персоне, позволил человечку с В взять себя за руку, и они вошли в кабинет.
Спустя секунду, человечек выскочил из кабинета, довольно хихикая, и встал около дверей.
А спустя ещё несколько секунд ученик появился в дверях кабинета, сопровождаемый девочкой с «ВЫ» на платьице.
Выпроводив ученика из кабинета, девочка, довольная, скрылась внутри.
– Что-то я ничего не пойму… - ученик растерянно обратился к стоящим. – Тут ведь должен проходить урок по Магии языка. В расписании так написано.
– Да, тут, - отозвались человечки, стоящие у дверей.
– Заходите, пожалуйста, – и человечек, теперь уже с «ЗА» на футболке, вежливо завёл ученика в кабинет.
Но спустя несколько секунд ученика также вежливо опять вывели из кабинета.
Возможно, это продолжалось бы ещё долго, если бы к кабинету не подошла учитель словесности. (Уточняется значение слова.)
Увидев происходящее, она улыбнулась, а потом обратилась к недоумевающим ученикам:
– Не обижайтесь на них. Им не так часто выпадает удобный случай поиграть, вот они и решили оторваться на вас, пока меня не было.
Человечки, заслышав голос учителя, моментально распахнули двери: «Входите! Заходите!» Стоящая с другой стороны дверей девочка с «ВЫ» на платьице отскочила вглубь комнаты, и все смогли войти в кабинет. (слайд 4 – класс)
Вот так Маша и Витя попали на урок Магии языка.
2. Объяснение и усвоение нового материала
1. Формулировка темы занятия
Логопед: – Думаю, многие уже догадались, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?
Дети: – О приставках?
Л. – Правильно, о них. С магической силой корня мы уже знакомы, а теперь попробуем узнать побольше о приставках. Помните, мы говорили на уроке, что в корне заключен смысл всех родственных слов?
Л. – С помощью магии корня между всеми родственными словами образуется волшебная связь, и только образованному магу под силу найти всех родственников данного семейства, которые любят путешествовать, и поэтому разбредаются по всему миру.
– А что приставки? Какая в них заключена магия? – спрашивают Маша и Витя.
Л. – Чтобы в этом разобраться, нам предстоит путешествие в магические владения волшебниц Приставок. [маг – Корень, чародей – Суффикс]
Маша и Витя, а вместе с ними и мы, отправляемся изучать магию приставок.
Учитель взмахивает волшебной палочкой и произносит заклинание:
– Трижды вправо повернись, во владениях волшебниц Приставок окажись! (слайд 5 – карта)
2. Приставки пространственного значения в словах. Наблюдение над изменением значения слов
Первый пункт назначения.
Л. – Маша и Витя подошли к замку. Только они дотронулись до двери, как очутились в библиотеке хозяйки, волшебницы Приставки 1. (слайд 6 – библиотека 1)
Волшебница Приставка 1: – Знаю, зачем пожаловали. Но вам придётся потрудиться. На первый взгляд в приставках нет никакого смысла. Ну что может значить отдельно «в» или «вы»? А так или это? Или всё-таки приставки имеют какое-то значение?
Л. – Чтобы ответить на вопрос волшебницы Приставки, давайте выполним следующее задание.
Задание 1. (слайды 7 – 9)
Л. – К глаголам бегать, ползать, пускать, носить, водить, тащить добавьте приставки В- и ВЫ-. Выделите корни и приставки.
Дети работают по карточкам. Параллельно каждый ребёнок по очереди выходит к доске, дописывает приставки, выделяет корень и приставку и объясняет значение получившихся слов. (Пример: бегать – перемещаться бегом, вбегать – перемещаться бегом внутрь чего-либо, выбегать – перемещаться бегом откуда-нибудь наружу...)
Вбегать – |
Выбегать |
Л. – Сколько новых слов вы образовали от каждого глагола? (Два.)
– Почему вы так считаете? (Каждое слово имеет своё значение.)
– Каким способом образовались новые слова? (Путём прибавления новых приставок.)
– Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД 1: Приставки образуют слова с новым значением. (вывод выводится на экран)
Л. – Есть ли общее в значениях слов первого столбика? / второго столбика?
(– Приставка В - в глаголах первого столбика указывает на направление движения внутрь, а приставка ВЫ- в глаголах второго столбика указывает на направление движения изнутри.)
– Теперь вы можете ответить на вопрос волшебницы Приставки, имеют ли приставки значение? (Да.)
– Приставка - это самостоятельная часть речи или часть слова? (Часть слова.)
– Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД 2: Приставка – это часть слова, которая имеет значение, т.е. значимая часть слова. (вывод выводится на экран)
Л. – Т.к. приставка – часть слова, то она неотделима от него, т.е. всегда пишется слитно со словом. (вывод выводится на экран)
Запомните! Перед глаголами не бывает предлогов, только приставки!
Л. – Где же находится приставка по отношению к корню? (Перед корнем.)
ВЫВОД 3: Приставка находится перед корнем. (вывод выводится на экран)
Л. – Давайте обобщим (результат обобщения выводится на экран):
- Что такое приставка? (Значимая часть слова.)
- Где она находится? (Перед корнем.)
- Что образует? (Новое слово.)
Л. – Попробуйте сформулировать правило про приставку с опорой на наши выводы.
Правило. Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. (правило выводится на экран)
Волшебница Приставка 1 (слайд 10 – библиотека 1)
– Теперь вам пора отправиться к моей сестре. (слайд 11 – карта)
3. Автоматизация навыка нахождения и использования приставок пространственного значения
Второй пункт назначения.
Л. – Маша и Витя коснулись двери и оказались в кабинете другой волшебницы Приставки. (слайд 12 – кабинет)
Волшебница Приставка 2 – Цель вашего визита мне известна. Я подготовила задание.
а). Приставки пространственного значения в словах.
Задание 2. (слайд 13)
Л. – Используя магию приставок, составьте как можно больше новых слов от данных глаголов.
Работают устно в парах / группах с раздаточным материалом (более сильным парам/группам можно дать по два слова, слабым – по одному; приставки даются и те, от которых нельзя образовать новые слова с этими глаголами).
в(во)- |
летать; |
Проводится проверка с анализом значения получившихся слов.
Л. – Несмотря на то, что приставки придавали словам разные значения, можно ли объединить их в группу по общему смыслу? (Да.)
Л. – А как можно назвать их значения общим выражением? (Со значением перемещения в пространстве, т.е. пространственного значения)
Волшебница Приставка 2 (слайд 14 – кабинет) – А сейчас вас ждет еще одна наша сестра. (слайд 15 – карта)
Третий пункт назначения.
Л. – Не успели Маша и Витя оказаться у следующего дворца, как двери открылись, и ребят встретила третья волшебница Приставка. (слайд 16 – библиотека 2)
Волшебница Приставка 3 – Рада вас видеть! Вижу, вы утомились, отдохните немного.
б). Физминутка.
Задание 3. (слайд 17)
Расширение сенсомоторного репертуара.
ПРИСТАВКА
А приставка перед корнем (ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон влево)
Любит место занимать, (маршировка)
Впереди его проворно (ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон вперёд)
Норовит всегда вставать. (маршировка)
У приставки дело важное - (ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон вправо)
Изменяет слово каждое, (маршировка)
Новый смысл дает словам: (ноги на ширине плеч, руки в замок, поднять вверх и потянуться)
Делал, сделал, переделал, │(маршировка, локоть правой руки дотрагивается
Ехал, въехал и заехал, │ до левого колена, а левой руки – до правого)
Вертит слово так и сяк (поворот вокруг своей оси влево и вправо)
И работа не пустяк. (маршировка+хлопки )
Развитие мелкой моторики
Две руки ребёнка лежат на столе. Пальцы слегка раздвинуты. Ребёнок одновременно поднимает мизинец правой руки и большой палец левой, затем безымянный палец правой руки и указательный левой, затем средний палец правой руки и средний палец левой, затем указательный палец правой руки и безымянный левой, и большой палец правой руки и мизинец левой.
Глазодвигательные упражнения
Слежение глазами за небольшим предметом на 3-х уровнях: на уровне вытянутой руки, на уровне руки чуть согнутой в локте, около носа. (слайд 18 – библиотека 2)
Волшебница Приставка 3 – Теперь спокойно могу вас отправить к ещё одной моей сестре. (,) (слайд 19 – карта)
Четвёртый пункт назначения.
Л. – Через несколько секунд после прибытия к четвёртому замку Маша и Витя попали в библиотеку очередной волшебницы Приставки. (слайд 20 – библиотека 3)
Волшебница Приставка 4 – Заждалась… Приятно познакомиться! И у меня для вас припасено задание.
в). Приставки пространственного значения в словосочетаниях.
Задание 4. (слайды 21–22)
Работают устно в двух группах на доске (используется раздаточный материал или интерактивная доска), а затем письменно индивидуально в тетрадях (двое – на доске, по одному от каждой группы).
Л. – Примените магию приставок для образования глаголов со значением приближения (первая группа), со значением удаления (вторая группа).
Даны приставки: под-, у-, при-, от-.
- У первой группы слова: тащить, водить, бежать, лететь.
- У второй группы слова: ползти, плыть, ходить, возить.
Результат устной работы выводится на экран:
под |
тащить |
при |
тащить |
от |
ползти |
у |
ползти |
Л. – Теперь запишите словосочетания, раскрывающих значение полученных новых слов.
Волшебница Приставка 4 (слайд 23 – библиотека 3) – Задание было не из лёгких, но вы справились, и вас ждёт пятая сестра. (слайд 24 – карта)
Пятый пункт назначения.
Л. – Двери пятого дворца открылись так же быстро, как и предыдущие. Очередная волшебница Приставка поспешила навстречу ребятам. (слайд 25 – библиотека 4)
Волшебница Приставка 5 – Наконец вы добрались до меня. Очень хочется посмотреть как вы выполните моё задание.
г). Приставки пространственного значения в предложениях.
Задание 5. (слайды 26–27)
Л. – Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу глаголы, используя слова для выбора. Обозначьте, если есть, приставки в этих словах. (Работа по индивидуальным карточкам. Несколько человек могут работать у доски.)
Мальчишка … через небольшую лужу.
Собака радостно … на зов хозяина.
От мебельного магазина … грузовая машина.
Коршун … с горы в глубокий овраг.
Осенью стаи журавлей … в тёплые края.
Заяц … от преследования охотничьих собак.
(слова для выбора: перепрыгнул, прыгнул, убегает, бегает, спустился, пустился, примчалась, мчалась, улетают, летают, отъехала, ехала)
Проверка работ.
Л. – Объясните, почему вы использовали глаголы с приставкой. (Они более точно передают смысл предложения и делают его понятным.)
Волшебница Приставка 5 (слайд 28 – библиотека 4) – Молодцы! Вы уже многому научились, и вас ждут во дворце «Магия приставки». (слайд 29 – карта)
Шестой пункт назначения.
Л. – Дворец «Магия приставки» встретил Машу и Витю фейерверком. Он гостеприимно раскрыл свои двери для ребят. (слайд 30 – библиотека 5)
Волшебница Приставка 6 – Мои дорогие, ваше путешествие подходит к концу. Вам осталось выполнить финальное задание.
д). Приставки пространственного значения в текстах.
Задание 6. (слайд 31)
Л. – Прочитайте текст. (Читают вслух по предложению.)
Л. – Найдите и подчеркните в рассказе главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое? (Работу выполняют с комментированием.)
Л. – В глаголах найдите и обозначьте корень, приставку и понаблюдайте за изменением значений этих слов. (Работают самостоятельно с последующей проверкой.)
Л. – Можно ли все глаголы из этого текста назвать родственными словами? (Да.) Почему? (Все слова говорят о том, что птица летает) Какую роль играют приставки в этих словах? (Приставки более точно рассказывают об особенностях перемещения синицы в пространстве).
!!!(Слабым обучающимся для письменной работы предлагаются первые 3 –4 предложения текста).
Синичка
В форточку влетела синичка. Сначала онаосторожно полетела по комнате. Потом уже смело птичка залетела в кухню, перелетела через стол, пролетела над плитой. Затем синичка опять прилетела в комнату. Она облетела её несколько раз и подлетела к окну. Птичка вылетела в форточку и быстро улетела вдаль.
Волшебница Приставка 6 (слайд 32 – библиотека 5) – Вы успешно справились с заданиями и пора возвращаться (взмах волшебной палочки):
«Трижды влево повернись, из владений волшебниц Приставок возвратись!» (слайд 33 – класс)
Итог. Рефлексия
(слайд 34)
Л. – Для чего нужны приставки? (Приставки нужны для образования слов.)
Л. – Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.)
Л. – Как действует магия приставок? (Берётся слово, и к началу прибавляется приставка. Раз - и слово получается другое!)
Л. – Со словами какой части речи вы сегодня работали? (С глаголами.)
Л. – Магия приставки не слишком велика. Приставки могут изменить значение слова, но не в состоянии превратить слово в другую часть речи. Если был глагол изначально, то, сколько ни используй по отношению к нему магию различных приставок, глаголом он так и останется.
Суффиксы в этом отношении всё же более могущественные, но мы об их магии поговорим на следующих уроках.
Л.
– Кто уверен, что после нашего занятия научился находить и использовать приставки пространственного значения в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах, поднимает улыбающийся смайлик.
– Тот, кто при нахождении и понимании значения этих приставок, испытывает небольшие трудности, поднимает задумчивый смайлик.
– Кому требуется дополнительное занятие по этой теме, поднимает очень задумчивый смайлик.
– Волшебницы Приставки награждают вас за достижения на уроке грамотами (или медалями) «Ученик Мага языка начальной степени». (слайд 35)
ПРИМЕЧАНИЕ. Материал рассчитан на 1–2 занятия в зависимости от особенностей группы обучающихся.