Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах, к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Это касается и работы учителей-логопедов. Хорошим помощником в данной области служит внеурочная деятельность школьников.
Многочисленными исследованиями отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (В.И. Городилова, О.С. Орлова, Е.И. Радина, Ф.Ф. Pay), в особенности, формирования произношения звуков, выработки правильного речевого выдоха и т.д. (А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Н.И. Жинкин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, О.В. Правдина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Эта проблема является междисциплинарной и охватывает различные области знания. Анатомия и физиология человека раскрывают механизм психофизического становления межфункциональных связей центральной нервной системы (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Психология, нейролингвистика и психолингвистика рассматривают формирование сложной структуры речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Залевская, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, P.M. Фрумкина). Логопедия определяет причины отклонений речевого развития, классификацию речевых расстройств, методы и приемы коррекции различных речевых нарушений. Применительно к русскому языку наиболее разработанным является вопрос преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей и методы коррекции произношения (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Статистика нарушений речи с каждым годом увеличивается. Эта проблема очень актуальна. Ежегодно в нашу гимназию поступают от 35% до 48% учащихся с нарушениями речи. У учащихся возникает проблема не только в говорении, но и в элементарном общении. Многие дети не умеют выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас, нарушена лексика, грамматика, дикция. Первоклассники не умеют обобщать предметы по определенным признакам, неправильно употребляют предлоги в речи, не умеют составлять рассказы и т.д. Это касается не только детей, имеющих нарушения речи.
Вряд ли приходится сомневаться в том, что дети наши, когда вырастут взрослыми, будут знать, понимать и уметь гораздо больше, чем мы сегодня. Оно и понятно – жизнь не стоит на месте, развивается. Каждый день появляются новые машины, технологии, методы, науки. А вместе с ними нарождаются и новые слова, понятия и категории.
Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности. Одним из главных критериев личностного развития детей младшего школьного возраста является максимально индивидуальный подход к каждому ребёнку в соответствии с периодом его активного самостоятельства. Предлагаемые занятия, предназначены для работы с детьми 1 классов, так как именно в этом возрасте они принесут наиболее эффективный результат. Программа предполагает групповые занятия (не менее 12 человек в группе), один раз в неделю, продолжительностью 35 минут.
Цели и задачи программы
Рабочая программа внеурочной деятельности “Учимся правильно говорить” разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, который представляет особые требования к результатам освоения общеобразовательных и дополнительных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Программа “Учимся правильно говорить” опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой. В программе учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на “зону ближайшего развития”.
Цель программы – формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи.
- Выявить индивидуальные речевые нарушения учащихся.
- Определить пути преодоления выявленных нарушений.
- Обогатить словарный запас у учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.
- Формировать речевой выдох.
- Развивать фонематический слух.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи (дикция, орфоэпия).
- Обучать учащихся правилам работы со скороговорками.
- Развивать у детей самоконтроль за собственной речью.
В основу программы заложены следующие принципы.
Принцип речевой направленности.
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает оречивленность упражнений, т.е. степень, меру их подобия речи. Все они должны быть упражнениями не в проговаривании, а в говорении, когда у говорящего есть определенная задача и когда им осуществляется речевое воздействие на собеседника. Принцип речевой направленности предполагает также использование коммуникативно ценного речевого материала. Использование каждой фразы должно быть оправдано соображениями коммуникативной ценности для предполагаемой сферы общения (ситуации) и для данной категории учащихся.
Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта.
Индивидуализация учитывает все свойства ученика как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностные свойства. Индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и активности. Свое отношение к среде человек выражает в речи. А т.к. это отношение всегда индивидуально, то индивидуальна и речь. При обучении иноязычной речи индивидуальная реакция возможна в том случае, если стоящая перед учеником речевая задача будет отвечать его потребностям и интересам как личности. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным.
Принцип функциональности.
Любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, т.к. не происходит переноса (при предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей).
Функциональность определяет, прежде всего, адекватный процессу коммуникации отбор и организацию материала. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Необходимо также единство лексической, грамматической и фонетической сторон говорения.
Принцип новизны.
Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций.
Принцип патриотической направленности.
Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы общественно значимых явлений и предметов; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности.
Предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” учащегося в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел – реализация – рефлексия.
Работа с учащимися проводится в группе, все участники группы объединены общими целями и задачами. А именно совершенствовать и обогащать свою устную речь. Групповая форма работы помогает участникам:
- приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;
- преодолевать трудности речевого общения;
- развивать формы словесного говорения, которые будут функционировать в реальной жизни;
- развитие ценностных ориентиров (коммуникабельности, предприимчивости, самостоятельности, организационной и управленческой компетентности, конвенциональности, законности).
В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Главная задача занятий помочь учащимся говорить правильно через игру.
Важно оговорить с участниками заранее основные принципы занятий:
- активность на занятии;
- доверительность при речевом высказывании;
- добровольность;
- равенство позиций;
- одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга.
Содержание изучаемого курса
Содержание программы “Учимся правильно говорить” создает возможность для воспитания ученика, умеющего грамотно разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Все занятия обобщены по лексическим темам. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например “Сорока-ворона…”. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. В данной программе задания на развитие движений рук включены обязательно.
Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Скороговорка - род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Это уникальное явление языковой культуры любого народа. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой, красивой и правильной речи. Следует отметить, что каждое занятие объединено лексической темой (смотри календарно-тематическое планирование Приложение1). Например: “Мебель”, “Профессии”, “Инструменты”, “Школьные принадлежности” и т. д . Это вызвано в первую очередь тем, что при обследовании первоклассников почти все дети не могут обобщать и классифицировать предметы по определенным признакам. Наиболее трудно усваиваемые обобщения включены в содержание данного курса.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя четыре этапа:
1. Вступление, направленное на подготовку речевой моторики к более продуктивному действию-говорению.
2. Основная часть, состоящая из непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.
3. Заключение, включающее в себя различные упражнения по восстановлению дыхания.
4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.
В процессе занятий используютя различные формы работы и методические приёмы:
- групповая дискуссия;
- беседа;
- ролевая игра;
- импровизация;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
- практические,
- наглядно-демонстрационные,
- игровые,
- методы ролевого моделирования типовых ситуаций,
- словесные.
Материальное обеспечение занятий: проектор, Экран. Компьютер. Магнитофон. Зеркала. Блокнот. Цветные карандаши. Мультимедийное пособие “Учимся говорить правильно”. Шарики Су Джок. Тетрадь по лексическим темам.
Планируемые результаты и их оценка
В результате работы по данной программе у обучающихся будут сформированы следующие навыки:
- расширение словарного запаса;
- осознание значимости правильного говорения для личного развития;
- потребность грамотного и четкого изложения своих мыслей;
- умение планировать грамотную речь,
В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:
1. Личностные.
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2. Коммуникативные.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);
- постановка вопросов (поиск и сбор информации);
- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение критично относиться к собственному мнению;
- управление поведение партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).
3. Регулятивные.
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
- прогонозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
4. Познавательные.
- умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку;
Оценка результатов
Первичное, промежуточное и итоговое обследование первоклассников (лексика, грамматика, устная речь).
Входной мониторинг (кол-во хорошо читающих детей, слабо читающих, нечитающих детей).
Участие и результативность в конкурсах, связанных с устной речью.
Кол-во и название мероприятий (что, где, когда?, активность детей, родителей).
Индивидуальные консультации родителям.
Методическая литература
1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч.1.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
4. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2011.
6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2009 г.
7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010 г.
8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.