Логопедия
-
Конспект занятия по звукопроизношению для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст) 2012
В данном конспекте занятия по звукопроизношение представлен материал по знакомству детей со звуком [а]. Даны игры и упражнения на развитие фонематического слуха, формирование слогового анализа и синтеза слов, развитие мыслительной операции – обобщение. Данный материал будет полезен в работе логопедов и воспитателей логопедических групп.
-
Словарная работа на уроках русского языка и логопедических занятиях 2012
Работа проводится по теме «Безударные гласные» и строится поэтапно от простого к сложному. С одной стороны, дети работают с безударными гласными, проверяемыми ударением, в группе родственных слов. С другой стороны – со словами, написание которых не проверяется. На уроке даётся набор приёмов работы с такими словами, а также варианты заданий для закрепления слов с непроверяемым написанием.
-
Лексико-грамматическое занятие для детей среднего возраста с общим недоразвитием речи 2012
Занятие направлено на коррекцию общего недоразвития речи детей среднего возраста. Предусмотрена интеграция таких образовательных областей, как познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Авторы предлагают игры и задания для систематизации знаний о домашних животных, развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания, формирования и совершенствования грамматического строя речи, мелкой моторики, координации речи с движением.
-
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков [c]–[щ]" 2012
Логопедическое занятие для учащихся начальных классов включает в себя задания и упражнения, корректирующие и развивающие фонематическое восприятие и слух, звуковой анализ, лексико-грамматический строй и психологическую основу речи.
-
Последовательность работы по формированию представлений о себе и развитие речи ребенка раннего возраста 2012
Изображение, используемое в качестве дидактического материала по развитию речи и мышления, поистине уникально, так как является, если можно так выразиться, двойной знаковой системой: с точки зрения зрительного восприятие изображение – знак предмета; с точки зрения слова изображение – "сигнал сигналов". А это способствует развитию символической функции мышления, формирование интеллекта, так как информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме.
-
Логопедические игры. В помощь практикующему логопеду 2012
В статье излагаются способы создания и использования логопедических игр для развития у учащихся начальной школы речевого дыхания, фонематического слуха, формирования мелкой моторики рук. Данные игры можно изготовить самостоятельно или с помощью родителей учащихся.
-
Фронтальное занятие по звукопроизношению. Тема: "Звуки [м], [н]" 2012
Логопедическое занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией (ОНР, ФФНР, ФНР), направлено на различение звуков [м]-[н]. Занятие построено в виде игры-соревнования, что позволяет не только совершенствовать знания детей по теме, но и учить работать в мини-группах.
-
Итоговое логопедическое занятие по теме "Зима. Зимующие птицы" 2012
Задачи занятия: расширять знания о зимующих птицах; формировать навык аналитического слушания (узнавать птицу по голосу, определять звук на фоне других звуков), фонематический слух; развивать слуховое восприятие, внимание и память, лексико-грамматический строй речи; тренировать в подборе подходящих по смыслу определений к названиям птиц.
-
Занятие в старшей логопедической группе "Дикие животные" 2012
Развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста расширить и углубить представления об окружающем помогут игры и упражнения, которые также способствуют развитию речи, моторики. Представленное занятие может использоваться воспитателями дошкольных общеобразовательных учреждений, логопедами, родителями.
-
Последовательность в работе над слоговой структурой слова 2012
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности. Своевременная профилактика и коррекция звуко-слогового наполнения слов способствует успешному обучению детей в школе.
-
Логоритмическое занятие во второй младшей группе "Прогулка по зимнему лесу" 2012
Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
-
Открытое подгрупповое занятие в старшей группе. Автоматизация звука [c] в словах и словосочетаниях с использованием лексической темы "Посуда" 2012
На уроке учащиеся закрепляют правильное выполнение артикуляционных упражнений, произношение звука [с]. У детей развивается фонематическое восприятие и слухо-речевая память. Совершенствуется грамматический строй речи. Ребята учатся образовывать качественные прилагательные и приобретают навыки слогового анализа слов.
-
Интегрированное логопедическое занятие по теме "Систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова" для учащихся с общим недоразвитием речи 2012
Занятие способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, усвоению лексико-грамматического строя речи и основывается на нахождении новых связей между аналогами, которые подтверждают или углубляют наблюдения учащихся начальных классов.
-
Программа курса "Путешествие в страну Чистоговорию" 2012
Сегодня все большее количество детей приходит в школу, имея недостаточный уровень развития устной речи, что неизменно тормозит формирование грамматически правильной письменной речи. Решению этой проблемы и посвящена программа дополнительного образования.
-
Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе" 2012
Материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности.
-
Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня (первая часть) 2012
Представлена работа логопедов Советского района города Красноярска. Последние 4 года коллектив авторов совместно работает над проблемой формирования речи у неговорящих детей. На I и II этапах ими были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей. На III и IV этапах – игры и занятия по формированию структуры простого предложения. В статье представлены игры для формирования устной речи на III и IV этапах.
-
Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня (вторая часть) 2012
В статье представлена небольшая часть работы логопедов Советского района города Красноярска. Коллективом авторов были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей, где они опирались на последовательность звуков в соответствии с онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено музыкальное приложение.
-
Нарушения словообразования у детей прешкольной группы с общим недоразвитием речи 2012
Дети с различными нарушениями речи в условиях общеобразовательной школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Представленная статья – исследование развития речевой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста с целью выявления речевых недостатков, влияющих на качество обучения в дальнейшем.
-
Занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья по теме "Путешествие с Лунтиком" 2012
Одна из эффективных форм логопедических занятий с дошкольниками – применение игровых технологий, связанных с любимыми героями сказок и мультфильмов. Выбор занятия в форме путешествия обусловлен тем, что на нем формируется интерес к процессу обучения; повышается уровень самоконтроля за речью, преодолевается застенчивость; дети учатся работать в коллективе. Цель урока: активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
-
Открытое логопедическое занятие "Урок для рыбки о весне" 2012
Занятие развивает связную монологическую речь, обобщает у детей представления о весне, типичных весенних явлениях живой и неживой природы, обогащает лексику прилагательными и глаголами.
-
Учим школьников с речевыми нарушениями понимать текст 2012
Работа над пониманием текста – одна из главных проблем обучения чтению младших школьников с речевой патологией. Изложенные приемы по улучшению запоминания и понимания прочитанного текста формируют у детей положительную мотивацию к чтению, развивают логическое мышление, воображение, память. Их можно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках чтения.
-
Взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп 2012
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
-
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема:"Одежда" 2012
Расширяется словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Одежда». Предлагаются упражнения для усвоения знаний, упражнения в составлении предложений, распространенных однородными членами и т. д.
-
Авторская коррекционно-оздоровительная программа "Школа волшебного дыхания" 2012
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения очень важна в логопедической практике.
-
Итоговое занятие для детей подготовительной группы "Путешествие по стране Эфирии" 2012
У детей выявляются знания о строении и функциях органов дыхания, а также закрепляются умения и навыки управления физиологическим и речевым дыханием.
-
Сценарий развлечения в логопедической группе "Увлекательное путешествие в страну транспорта" 2012
В целях совершенствования образовательного процесса по обучению воспитанников правилам безопасного поведения на дороге разработан совместный проект «Транспорт и дорожная безопасность». Представлен конспект итогового мероприятия в логопедической группе «Увлекательное путешествие в страну транспорта».
-
"Праздник правильной речи" 2012
Праздник правильной речи проводится в конце учебного года. Его участниками являются дети, занимавшиеся в течение учебного года на логопункте. Целью данного мероприятия является подведение итогов логопедической работы за учебный год, закрепление приобретённых произносительных умений, совершенствование правильной, эмоционально насыщенной речи.
-
Сценарий литературной гостиной "Мы расскажем вам стихи" 2012
Предлагается сценарий литературной гостиной, которая проводится с детьми дошкольного возраста под девизом: «Нравиться нам выступать и для всех стихи читать….» с целью совершенствования художественно-речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений, вызывания радостного, эмоционального настроя и чувства юмора.
-
Профилактика оптической дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте 2012
Недоразвитие зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений приводит к оптической дислексии и дисграфии. Выявление их предпосылок возможно уже в дошкольном возрасте. Профилактика на логопедических занятиях сводится к развитию зрительно-пространственных функций и формированию зрительного анализа и синтеза с помощью игр.
-
Оформление речевой карты 2012
Логопеды сталкиваются с необходимостью заполнения речевых карт, что занимает много дополнительного времени. Разработанный материал намного облегчит эту работу. В "Ключе к карте обследования ребенка с общим недоразвитием речи" даны варианты ответов (речевые клише), которые значительно упрощают заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность, помогают педагогу более эффективно организовать свою работу, рационально используя свое рабочее время.