Цель: дифференцировать звуки [м] – [н].
Задачи:
- уточнить знания детей о звуках [м], [н], упражнять в дифференциации звуков [м] – [н] изолированно, в слогах, в словах, предложении, продолжать учить составлять распространённые предложения с заданными словами,
- развивать логическое мышление на основе замены звуков и уточнения лексического запаса слов, продолжать развивать творческое воображение детей на основе элементов ТРИЗ;
- воспитывать интерес к занятиям соревновательного типа, продолжать учить работать в команде.
Словарь: согласный, звонкий, твёрдый, мягкий, моль, Дон.
Материал: игрушки: Маша, Нюша, картинки со звуками [м], [н]; картинки с изображением частей тела, цифры 1, 2.
Ход занятия
I. Организационный момент
Игровое упражнение «Подбери картинку к цифре»
(Каждому ребёнку выдаётся картинка с изображением части тела человека (нос, рот, голова, нога, рука, глаз, туловище)
– На столах цифры – 1 и 2, посмотрите на свою картинку, подумайте и положите её к той цифре, к которой вы считаете нужным.
– Сядьте за этот стол.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
– Сегодня у нас соревнование и вы разделились на 2 команды. За каждый правильный ответ команда будет получать смайлика, в конце занятия мы подведём итог.
2. Упражнение «Угадай»
– Капитанами команд будут герои мультфильмов. Эти герои решили с вами пошутить. Они прислали свою фотографию и покажутся только тогда, когда вы отгадаете, кто они.
(Каждой команде выдаётся по изографу).
– Обсудите командой и дайте правильный ответ.
(Герой одной команды Маша из мультфильма «Маша и медведь», другой – Нюша из Смешариков).
3. Характеристика звуков.
– Маше и Нюше нравятся разные картинки. Найдите, какие картинки нравятся Маше (Нюше)
(На наборное полотно ставятся картинки)
Посмотрите на картинки. Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня поговорим?
([м], [н])
– Дайте характеристику звука [м] ([н]).
– Докажите, что звук согласный (звонкий).
4. Игровое упражнение «Дразнилки»
– Маша и Нюша очень любят дразниться. Давайте с ними поиграем.
(Педагог проговаривает слоги, дети повторяют за ним.)
ма-ма-на
ну-му-ну
мни-мне-мня и т.п.
5. Игровое упражнение «Поймай звук»
а) изолированно – «Колокольчики»
(Педагог произносит звуки, дети должны прозвенеть колокольчиком, команда Маши на звук [м], команда Нюши на звук [н].
б) в слогах – «Хлопни»
(Вместо колокольчиков хлопают в ладоши.)
в) в словах – «Подними руки»
(Поднимают руки на звуки [м] или [н].)
6. Динамическая пауза
Вот зарядка Маши, Нюши: Встают прямо.
Разотрём мы наши уши, Растирают уши, пальцами обхватывая мочки.
Мы погладим нашу шею, Поочерёдно поглаживая ладонями.
Надо делать всё скорее.
Плечи вверх мы поднимаем, Поднимают плечи на каждый слог.
Руки в стороны, качаем. Руки вытягивают и качают вверх-вниз.
Руки вниз и шагом марш! Маршируют.
Вот зарядка Нюш и Маш.
7. Упражнение «Картинки для Маши и Нюши»
– Маша и Нюша играли и перепутали картинки, помогите Маше выбрать картинки со звуками [м] и [м’], Нюше со звуками [н] и [н’].
(Вносятся картинки: марка, мост, мышка, лимон, бегемот, дом, ком, медведь, миска, мел, пирамидка, скамейка, носорог, носки, нос, банка, карандаш, батон, кулон, Незнайка, нитки, синица, коньки, конь.)
8. Игра «Да-нетка»
Перед детьми картинки: маска, магнит, муха, магнитофон, панама, конфета, ножик.
– Я задумала слово, постарайтесь задать такой вопрос, чтобы убрать как можно больше картинок.
(Например:
– В этом слове есть звук [м]?
– В этом слове нет звука [м]. Убрать все картинки, в названии которых есть звук[м]. Аналогично, до тех пор, пока не останется одна картинка, которую задумал педагог).
9. Упражнение «Составь предложение» со словами
(Выставить на доску картинки «самолёт», «слон»)
– Команда Маши составляет предложение со словом самолёт, а команда Нюши со словом слон.
10. Игровое упражнение «Живое предложение»
– Распределите между собой слова из вашего предложения, составьте «живое» предложение, «прочитайте» его. Сделайте шаг вперёд те, в чьём слове есть звуки [м] ([н]).
11. Упражнение «Измени слово»
(Вносится схема)
М |
– Что обозначает зелёная полоска?
– Я буду называть разные слова. Вам надо звук [м] заменить на звук [н] и произнести новое слово.
(Расположение буквы М меняется в зависимости от того, где находится звук [м] – в начале, в середине или в конце слова.)
Маша – наша | Том – тон |
Мыть – ныть | мочка – ночка |
Мытьё – нытьё | яма – Яна |
Моль – ноль | слом – слон |
Рамы – раны | сом – сон |
Дима – Дина | ком – кон |
Дом – Дон | зима – Зина |