Конспект занятия по звукопроизношению для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)

Разделы: Логопедия


Цели:

  • закрепить навыки четкого произношения звука А;
  • учить детей выделять позицию звука А в слове;
  • учить выделять на слух звук А из ряда гласных звуков, из ряда обратных слогов, из ряда слов;
  • учить детей делить слова на слоги, подбирать слова (картинки) к заданной схеме (развитие слогового анализа и синтеза);
  • закреплять умение детей согласование числительных один, одна с существительными;
  • развивать зрительное внимание и мыслительную операцию – обобщение.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Подведение к новой теме. Повторение звука У

Сегодня мы будем знакомиться с новыми звуками. Но сначала давайте вспомним, какой звук был у нас в гостях на прошлом занятии.

- У – гласный звук, так как этот звук поется, тянется воздух свободно проходит через рот.

Вспомните слова со звуком У.

Сегодня к нам опять приедет паровозик. Он уже подъезжает к садику.

Давайте, изобразим звук приближающегося поезда.

(Дети произнося звук У сначала тихо, потом громче).

Появляется паровозик.

Сейчас мы отправимся на поезде в страну звуков, где нас ждут новые приключения.

Под музыку дети имитируют езду на поезде.

III. Знакомство с темой.

Мы приехали в волшебную страну, чтобы познакомиться с новым звуком, а с каким, вы сейчас догадаетесь сами. Послушайте стихотворение и скажите, какой звук часто повторяется.

Август. Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Алые стали ручьи и пруды.
Алые астры покрыли сады.

Дети выделяют звук А, произносят его хором, наблюдают за артикуляцией. Дается характеристика звуку.

Звук А - гласный.

VI. Закрепление темы.

1. Выделение звука А на слух

- Мы находимся в стране звуков. Как вы думаете, звуки мы слышим или видим?
- Слышим.
- Звуки прячутся от нас, мы их не видим, а только слышим. Но сейчас мы будем немножко волшебниками. Мы сможем превратить звук А в красный кружок. Но для этого нужно очень внимательно меня слушать. Как только вы услышите звук А, поднимите красный кружок.

Игра “Поймай звук”

А, у,о,а,м,а; ап, ом, ус, ан, ак, ит, ах; азбука, индюк, ананас, утюг, умный, Аня, автобус, Англия, ослик, туфли, арбуз.

2. Выделение звука А в произношении по предметным картинкам

Наш веселый паровоз
На полянку нас привез.

(Дети имитируют езду на поезде).

Станция “Ромашкино”. Мы приехали на поляну, на которой растут необычные ромашки. У каждой из них на лепестках картинки. Давайте рассмотрим их и выберем только те, в названии которых мы услышим звук А.

Дети выбирают картинки со звуком А и определяют позицию звука в слове.

3. Согласование числительных один, одна с существительными.

Игра с мячом: “Один – Одна”.

А теперь, ребята, садимся в паровозик и отправляемся дальше путешествовать.

(Под музыку дети имитируют езду на поезде).

4. Слоговой анализ и синтез слов.

А)

Мы приехали в город потерянных слов. Здесь недавно побывал Незнайка. Он выпустил из домиков все слова, а собрать их не смог. И теперь слова не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им вернуться. Посмотрите, вдалеке стоят одинокие пустые домики. Дойти до них мы сможем, только прошагав потерянные слова. Слова услышат свои имена и вернуться с нами домой.

Детям предлагается прошагать слова: бант, банан, апельсин, автобус, тапки, аист, вата.

Кто вспомнит самое короткое слово. Кто догадался, в какой домик мы его поселим? Почему?

(“Бант” – в домик с одним окошком, так как в этом слове один слог).

- Кто вспомнит самое длинное слово. В каком домике оно живет?
- Назовите слова, которые будут жить в домике с двумя окошками.

Б)

Одну ошибку Незнайки мы исправили - вернули домой слова. Но у меня еще есть шкатулка, в которой лежат рассыпанные слова. Давайте их соберем. Я буду выпускать из шкатулки по одному звуку, а вы их ловите и собирайте в слова.

м, а, к, – мак;
а, и, с, т – аист;
у, т, к, а – утка;
и, в, а – ива.

V. Итог.

Наше путешествие подошло к концу. Паровозик привез нас обратно в садик. Я приготовила ему подарок на память о нашем путешествии – слова (картинки) со звуком А.

Аист, апельсин, утюг, автобус.

Посмотрите, ребята, я правильно выбрала картинки?

Какое слово (картинка) лишнее? Почему?

Какие слова со звуком А вы запомнили?

Прощание с паровозиком до новых встреч.