Цели:
- закрепить навыки четкого произношения звука А;
- учить детей выделять позицию звука А в слове;
- учить выделять на слух звук А из ряда гласных звуков, из ряда обратных слогов, из ряда слов;
- учить детей делить слова на слоги, подбирать слова (картинки) к заданной схеме (развитие слогового анализа и синтеза);
- закреплять умение детей согласование числительных один, одна с существительными;
- развивать зрительное внимание и мыслительную операцию – обобщение.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Подведение к новой теме. Повторение звука У
Сегодня мы будем знакомиться с новыми звуками. Но сначала давайте вспомним, какой звук был у нас в гостях на прошлом занятии.
- У – гласный звук, так как этот звук поется, тянется воздух свободно проходит через рот.
Вспомните слова со звуком У.
Сегодня к нам опять приедет паровозик. Он уже подъезжает к садику.
Давайте, изобразим звук приближающегося поезда.
(Дети произнося звук У сначала тихо, потом громче).
Появляется паровозик.
Сейчас мы отправимся на поезде в страну звуков, где нас ждут новые приключения.
Под музыку дети имитируют езду на поезде.
III. Знакомство с темой.
Мы приехали в волшебную страну, чтобы познакомиться с новым звуком, а с каким, вы сейчас догадаетесь сами. Послушайте стихотворение и скажите, какой звук часто повторяется.
Август. Алеет за лесом закат.
Алые аисты к лесу летят.
Алые стали ручьи и пруды.
Алые астры покрыли сады.
Дети выделяют звук А, произносят его хором, наблюдают за артикуляцией. Дается характеристика звуку.
Звук А - гласный.
VI. Закрепление темы.
1. Выделение звука А на слух
- Мы находимся в стране звуков. Как вы думаете,
звуки мы слышим или видим?
- Слышим.
- Звуки прячутся от нас, мы их не видим, а только
слышим. Но сейчас мы будем немножко волшебниками.
Мы сможем превратить звук А в красный кружок. Но
для этого нужно очень внимательно меня слушать.
Как только вы услышите звук А, поднимите
красный кружок.
Игра “Поймай звук”
А, у,о,а,м,а; ап, ом, ус, ан, ак, ит, ах; азбука, индюк, ананас, утюг, умный, Аня, автобус, Англия, ослик, туфли, арбуз.
2. Выделение звука А в произношении по предметным картинкам
Наш веселый паровоз
На полянку нас привез.
(Дети имитируют езду на поезде).
Станция “Ромашкино”. Мы приехали на поляну, на которой растут необычные ромашки. У каждой из них на лепестках картинки. Давайте рассмотрим их и выберем только те, в названии которых мы услышим звук А.
Дети выбирают картинки со звуком А и определяют позицию звука в слове.
3. Согласование числительных один, одна с существительными.
Игра с мячом: “Один – Одна”.
А теперь, ребята, садимся в паровозик и отправляемся дальше путешествовать.
(Под музыку дети имитируют езду на поезде).
4. Слоговой анализ и синтез слов.
А)
Мы приехали в город потерянных слов. Здесь недавно побывал Незнайка. Он выпустил из домиков все слова, а собрать их не смог. И теперь слова не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им вернуться. Посмотрите, вдалеке стоят одинокие пустые домики. Дойти до них мы сможем, только прошагав потерянные слова. Слова услышат свои имена и вернуться с нами домой.
Детям предлагается прошагать слова: бант, банан, апельсин, автобус, тапки, аист, вата.
Кто вспомнит самое короткое слово. Кто догадался, в какой домик мы его поселим? Почему?
(“Бант” – в домик с одним окошком, так как в этом слове один слог).
- Кто вспомнит самое длинное слово. В каком
домике оно живет?
- Назовите слова, которые будут жить в домике с
двумя окошками.
Б)
Одну ошибку Незнайки мы исправили - вернули домой слова. Но у меня еще есть шкатулка, в которой лежат рассыпанные слова. Давайте их соберем. Я буду выпускать из шкатулки по одному звуку, а вы их ловите и собирайте в слова.
м, а, к, – мак;
а, и, с, т – аист;
у, т, к, а – утка;
и, в, а – ива.
V. Итог.
Наше путешествие подошло к концу. Паровозик привез нас обратно в садик. Я приготовила ему подарок на память о нашем путешествии – слова (картинки) со звуком А.
Аист, апельсин, утюг, автобус.
Посмотрите, ребята, я правильно выбрала картинки?
Какое слово (картинка) лишнее? Почему?
Какие слова со звуком А вы запомнили?
Прощание с паровозиком до новых встреч.