Сценарий развлечения в логопедической группе "Увлекательное путешествие в страну транспорта"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели: 

Систематизировать знания детей о разных видах транспорта (двухколесный, общественный, пассажирский, грузовой, космический, железнодорожный, специальный, водный, воздушный). Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Закреплять и активизировать в речи детей обобщающее слово “Транспорт”.

Коррекционно-развивающие цели:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевую активность, фонематический слух. Развивать зрительное восприятие, внимание, творческое воображение, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитание культуры общественного поведения, в процессе общения с дорогой.

Предварительная работа: показ презентации стихотворения С.Михалкова “От кареты до ракеты”; показ презентации “Виды транспорта”, отгадывание загадок “Виды транспорта”, экскурсия по улицам, экскурсия на автовокзал и железнодорожную станцию. Рассматривание иллюстраций “Машины-помощники”. Составление рассказов о специальных машинах.

Оборудование (наглядные пособия, дидактический материал): на центральной стене музыкального зала расположено 9 листов - оформление мероприятия (разные виды транспорта, формат А3), на которых с обратной стороны написано слово транспорт. Картинки: велосипед, самокат, мотоцикл, автобус, трамвай, троллейбус. Игрушечные машины: экскаватор, бульдозер, трактор, грузовик. Разрезные картинки: скорая помощь, пожарная машина, полицейская.

Ход мероприятия

Учитель-логопед: Сегодня я вас приглашаю отправиться в увлекательное путешествие в необычную страну. А на чем мы с вами отправимся, вы узнаете из загадки.

В бак бензин шофер нальет,
И помчит людей вперед.
Каждому при этом,
Нужно быть с билетом. (Автобус)

Учитель-логопед: Чтобы приобрести билет на наш волшебный автобус поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть слово в единственном числе, и бросать вам мяч, ваша задача вернуть мне мяч и сказать это же слово во множественном числе. Например: один автобус – много автобусов (автомобиль, самосвал, трамвай, велосипед, мотоцикл, троллейбус, поезд, самолет, вертолет, корабль, лодка, ракета, электричка, самокат, каток, мусоровоз, скорая).

Дети получают билеты и садятся в “автобус” (стульчики, поставленные в два ряда).

После этого неожиданно появляются два хулигана.

1 хулиган:

Мы картинки разбросаем,
Беспорядок наведём.

2 хулиган:

Все игрушки раскидаем,
И сундук ваш заберём!

1 хулиган:

Раз вы нас не пригласили
Цифры все перемешаем!

2 хулиган:

Приложите же все силы
Чтобы слово отгадать.

1 хулиган (показывает на таблицы)

Слово длинное такое,
Что его не прочитать!

2 хулиган:

Ну, а если все загадки и задания разберете
Все слова вы подберете
И не струсите совсем.

1 хулиган:

То тогда сундук волшебный
К вам вернется непременно
И вы сможете увидеть, что же спрятано там в нем! (Убегают с сундуком)

Учитель-логопед: Что делать? Надо позвонить в полицию, пусть найдут хулиганов! (Логопед звонит в полицию…)

Учитель-логопед: Путешествие отменять не будем. Ребята, как называются люди, которые едут в автобусе? (Пассажиры). Правильно.

Учитель-логопед: Мы с вами стали пассажирами волшебного автобуса. Во время нашей поездки мы будем играть, и выполнять разные задания и в конце пути обязательно узнаем, как называется эта необычная страна. Вы готовы отправиться в путешествие? Поехали! (Звучит музыкальная заставка) А пока мы едем, потренируем язычок – сделаем гимнастику.

“Артикуляционная гимнастика”

Жил-был на свете веселый язычок и был у него домик – его рот (положить широкий язык на нижнюю губу, посчитать до 5). Посмотрел язычок налево – направо (выполняются движения язычком налево, направо). Увидел качели и решил на них покачаться (движение языком вверх-вниз). Затем язычок пошел в магазин и купил вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губы) и конфету “чупа-чупс” (водить языком за правой, левой щекой). Домой язычок поехал на лошадке (цокать языком под счет). Подняла лошадка ногу (присосать язычок к верхнему небу) и фыркнула (произнести звукосочетание “тррр”).

Я совсем забыла вас предупредить! Путешествие наше волшебное, страна необычная. И, чтобы узнать название страны, надо выполнить разные задания. Если мы, верно, выполняем задания, то обязательно буквы из названия загадочной страны будут постепенно открываться.

1. Остановка “Загадочная”

Учитель-логопед: На этой остановке нам надо отгадать загадки.

Не похож я на коня
А седло есть у меня
Спицы есть.
Они, признаться,
Для вязанья не годятся
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять на месте не могу. (Велосипед)

Два колеса, одна доска
Конструкция его легка.
Он без сиденья и без рам
И мчится по дороге сам. (Самокат)

Кто так громко тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость – просто чудеса,
А всего два колеса! (Мотоцикл)

(После этого открываются две буквы из названия страны)

Педагог: Дети как вы думаете, что общего у всех этих средств передвижения?

Дети: у самоката, велосипеда и мотоцикла два колеса и руль.

Педагог: Ребята, расскажите, где можно ездить на велосипеде, самокате, мотоцикле.

1. У кого велосипед –
Говорят: “Проблемы нет:
Сел, педалями крути,
Где захочешь – там кати!”
Все не просто, все не так –
Езди там, где этот знак:
Круг окрашен в синий цвет,
А в кругу – … (Велосипед!)

(Знак “Велосипедная дорожка”) ребенок показывает знак.

2. В день рожденья подарили
Скоростной велосипед.
Научили, объяснили -
Ездить там, где знака нет.

(“Знак велосипедное движение запрещено”) ребенок показывает знак.

3. На самокате можно ездить по дорожке беговой, Но нельзя по тротуару и нельзя по мостовой.

4. На мотоцикле можно ездить по дороге прямо, Соблюдая строго правила, чтоб не волновалась мама.

5. Чтобы сесть на мотоцикл, мало правила учить – Права на управление сначала надо получить!

Педагог: А мы дадим простой совет: Права на управление транспортным средством Можно получить с 18 лет.

Учитель-логопед: Садитесь на свои места. Наше путешествие продолжается (звучит музыка). А в пути можно поиграть в игру “Хлопки”. Сколько слогов в слове ве-ло-си-пед (4), давайте прохлопаем, в слове са-мо-кат (3), мо-то-цикл (3). Молодцы!

2. Остановка “Картинная”

Педагог показывает иллюстрации городского общественного транспорта автобус, трамвай, троллейбус, такси, метро. Дети рассказывают о каждом стихи.

Бежит по рельсам домик важный,
Полно в нём окон и дверей.
Уютный и одноэтажный,
Он возит взрослых и детей.
"Взынь-взынь! Взынь-взынь!"
звонит Трамвай.
А ну, прохожий, не зевай!

Метро
Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень быстро в час любой,
Провезу вас под землей.

Троллейбус
Ему нелегко, вероятно.
Он ездит туда и обратно,
Вперед и назад, и кругами,
Цепляясь за провод рогами.

Если Вы спешите очень,
если ехать нужно срочно, -
Вас, куда ни попроси,
Быстро довезет такси.

Автобус.
Весь день домой и на работу,
Возить людей его забота.

Автобус вышел утром рано,
Сверкая лаком и стеклом.
Внутри, на стенках, на диванах,
Нет ни пылиночки кругом.
Идет он чистенький, умытый,
Бензином сытый,
Маслом сытый.
На мостовой – ряды полос,
От свежевымытых колёс.
У остановки ждет народ.
- Автобус что-то не идёт!
- Вы не волнуйтесь, я иду-у!
Гудит автобус на ходу.
- Сейчас я двери сам открою,
Дверную ручку вам подам,
Всех усажу и всех устрою,
Чтоб поудобней было вам.
Входите, все входите!
Поехали, водитель.

Учитель-логопед: Все эти транспортные средства перевозят кого? (Людей). А как называют людей, которые едут в такси, метро, автобусе, трамвае, троллейбусе? (Пассажиры). Правильно все перечисленные транспортные средства называются городским общественным транспортом.

(После выполнения задания открываются ещё две буквы из названия “загадочной” страны).

Учитель-логопед: А мы продолжаем с вами наше путешествие по загадочной стране. А в пути можем поиграть в игру “Закончи предложение, и повтори его целиком”.

По дороге едет … автобус.
В небе летит … самолет.
Мод землей мчится … метро.
По рельсам спешит … поезд.
Мой друг двухколесный … велосипед.

3. Остановка “Игрушечная”

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите какие здесь машины. Давайте назовем их. (Дети называют игрушки, педагог просит повторить всем вместе) Экскаватор, бульдозер, трактор, грузовик.

Давайте рассмотрим грузовик, из каких частей он состоит?

Дети: Кабина, кузов, колеса.

Учитель-логопед: Хорошо. Ребята, как вы думаете, из чего делают кабину?

Дети: Из железа, металла.

Учитель-логопед: Значит кабина, какая? Дети: железная, металлическая.

Учитель-логопед: Из чего делают колеса?

Дети: Из резины. Колеса резиновые.

Учитель-логопед: Из чего делают кузов? (Из железа, железный).

Учитель-логопед: Да, сейчас кузов делают из металла, а раньше у грузовых машин кузов был какой, кто знает. (Деревянный)

(После этого снова открываются две буквы из названия страны)

Учитель-логопед: Ребята, а мы с вами продолжаем наше путешествие, садимся в наш волшебный автобус. А пока мы едем, предлагаю поиграть в игру “Назови правильно”. Как называется машина перевозящая грузы? (Грузовая машина)

Как называются знаки, которые можно увидеть на дороге? (Дорожные знаки)

Как называется переход через дорогу, там, где дорогу могут перейти пешеходы? (Пешеходный переход)

Как называется вокзал, от которого отправляются поезда? Поезда передвигаются по железной дороге (железнодорожный вокзал).

4. Остановка “Тревожная”

Учитель-логопед: Дети, на этой остановке нам нужно собрать разрезные картинки. (Дети собирают картинки, на которых изображен специальный транспорт: скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина)

Если мама заболеет
Не волнуйся и не плач.
Набери 03 скорее
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится
Помощь скорая примчится

Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по дороге.
А зачем ей так спешить?
Как зачем? Пожар тушить!

Хочет в полицию тот, кто дерётся,
Тот, кто орет и ко всем пристаёт,
Тот, кто царапается или плюётся,
Всё отнимает и маленьких бьёт.
Всё же придётся ему прокатиться.
В машине с решёточкой вместо окна.
Она отвезёт его прямо в полицию.
Очень такая машина нужна.

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Эти службы вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?

0-1 Пожарная команда, 0-2 Полиция, 0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина – красный, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

Учитель-логопед: Вот и подходит к концу наше необычное путешествие. Осталось открыть последнюю букву из названия страны. Ребята, вы наверно уже догадались, какое слово было спрятано? Правильно транспорт! Все средства передвижения, о которых мы с вами сегодня говорили, можно назвать одним, вот таким длинным словом Транспорт, значит мы побывали в стране Транспорта.

Давайте посчитаем, сколько в слове транспорт букв, звуков? (Девять букв и девять звуков)

Фонетический разбор.

Сколько слогов в слове транспорт? (Два)

Назвать ударную гласную (“а”), безударную (“о”).

Назвать твердые согласные (“т”, “р”, “н”, “с”, “п”, “р”, “т”).

Назвать звонкие согласные (“р”, “н”), глухие (“т”, “с”, “п”, “т”).

Итог мероприятия.

Для чего нужен нам транспорт? Какую пользу он приносит людям? Вреден ли транспорт для человека, животных, растений? Почему? (При сгорании бензина в двигателе машины из выхлопной трубы выделяется угарный газ.) Представьте, что все машины исчезли. Что будет? На чем мы будем передвигаться на дальние расстояния?

Учитель-логопед: А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Давайте по пути споем песенку про автобус.

Песня “Веселый автобус” сл. С. Еремеева, муз. М. Еремеевой

Легко и весело автобус покатил
Никто в салоне не грустит и не грустил.
В пути приятнее всего смотреть в окно,
Как будто за окном идет кино.

Сейчас готовы мы объехать белый свет,
У нас другого настроенья просто нет!
И нам приятнее всего смотреть в окно,
Как будто за окном идет кино!

Летят весна и лето, осень и зима.
Хотят поехать за автобусом дома!
Нигде такого не бывает все равно,
Но разве что в каком-нибудь кино!

Появляется полицейский с хулиганами.

Полицейский: Здравствуйте, это вы звонили в полицию? Мы поймали нарушителей дорожного движения, ехали с превышением скорости, без ремней безопасности, по описанию они похожи на ваших хулиганов. А вы, ребята, соблюдаете правила дорожного движения? (Да). Сейчас проверим. На каком сиденье вы сидите, когда едете с папой в машине? (На заднем). А у кого есть детское кресло? А кого есть адаптер? Хорошо, молодцы? Обязательно соблюдайте эти правила. Они нужны для вашей безопасности. А нарушителей мы забираем в полицию! Сундук ваш? Возвращаем. До свидания! (Уводит хулиганов)

Учитель-логопед из сундука каждому ребенку в подарок вручает эмблему страны Транспорта и машинку. В группу альбом “Транспорт”.