Мы представляем вашему вниманию небольшую часть работы логопедов округа “Центральный – Зеленая Роща” Советского района города Красноярска.
В округе с логопедическими группами 6 детских садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье представлены игры, составленные Шкирко Мариной Викторовной, Бруновой Ольгой Григорьевной, Архангельской Инной Валерьевной, Крицкой Эльвирой Сергеевной, Качан Еленой Александровной, Смоленчук Еленой Семёновной.
Последние 4 года мы работаем над проблемой формирования речи у неговорящих детей.
Актуальность этой проблемы вызвана тем, что таких детей в наших группах становиться больше, а системного дидактического материала, особенно на тот период, практически не было. Поэтому, опираясь на работы Кузьминой, Рождественской, Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались выстроить определенную систему и создать дидактический материал.
Вышеназванные авторы предлагают проводить работу по формированию устной речи при ее недоразвитии поэтапно и выделяют следующие этапы:
I этап – однословное предложение. Предложения из аморфных слов – корней.
Основная задача логопедического воздействия: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширять объем понимания речи.
II этап – первые формы слов. Основная задача логопедического воздействия: формирование первых форм слов.
Составлением дидактического материала для этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема нашего округа звучала так: “Формирование произносительных и речевых навыков у детей с ОНР I уровня”.
Нами были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей, где мы опирались на последовательность звуков в соответствии с онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено музыкальное приложение “Логопедические распевки”. А также в продолжение работы – дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется особо подчеркнуть, что при составлении этого дидактического материала мы подбирали слова так, чтобы одновременно отработать и правильную слоговую структуру слов в соответствии с классификацией работы над слоговой структурой. Также, учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей, для вызывания интереса у детей, эмоциональной заинтересованности, в конспекты занятий были включены речедвигательные и звукоподражательные упражнения – несколько вариантов (так называемая “Фонетическая ритмика”).
Такова была наша работа над I и II этапом. И логическим продолжением явилось выход на III и IV этапы формирования устной речи. Это работа над структурой простого предложения, также с одновременным продолжением отработки слоговой структуры слов.
Дидактический материал мы стали составлять от простого двусоставного предложения (Мама идет). И далее работали в таком порядке:
- Сущ. (И.п.) + гл.
- Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к. Жукова дает эту форму для развития импрессивной речи, т.е. для различия и понимания.
- Затем идет знакомство с Винительной формой падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является наиболее легкой по сравнению с другими – (с прямым дополнением)
- Предложение: существительное + глагол +прямое дополнение в В.п. с окончанием “у”
- Далее переходим к 4-х словным предложениям и формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и корректным.
- И затем мы знакомим с формами падежей с предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”
Нужно сказать, то мы представили существительные в ед.числе. На этом же материале мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут), сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные понятия: настоящее и прошедшее время (т.е. уже с первых шагов формирования фразы мы обращаем внимание на фонему как на смыслоразличительную единицу).
В нашей статье представлены игры для формирования устной речи на III и IV этапах.
Дидактическая игра “В гостях у гнома”.
Задачи: упражнять в составлении предложений, включающих в себя существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение (существительное в винительном падеже с окончанием – У).
Оборудование: домик (плоскостной или объёмный), гномик, круг с липучками, изображения животных: медведь, корова, кошка, белка, собака, коза, заяц, лиса; тарелочки (цветные кружки на липучках) с изображением малины, травы, шишки, косточки, капусты, морковки, рыбы, мышки. (См. Рисунок 1)
Ход игры
Логопед:
– Стоит в лесу тесовый дом,
А в нём живёт весёлый гном.
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый (Логопед с ребёнком “выводят” гнома, рассматривают его, придумывают ему имя)
– Скучно гному одному, он часто приглашает к себе гостей.
Играет он с зайчишками,
И с маленькими мишками,
С кукушками – болтушками,
И с мышками – норушками.
Вот и сегодня он пригласил к себе в гости друзей и посадил за большой стол. (Раскладывает с ребёнком картинки вокруг круга с липучками)
Кого позвал гном? (Логопед берёт изображение одного животного, проговаривает предложение)
– Гном позвал козу. (Ребёнок по данному образцу формирует фразы)
– Гном позвал лису (и т.д.)
Гном поставил для всех угощение. (Рассматривают “тарелочки” с едой) Кто поможет ему расставить тарелочки с едой? Только нужно не ошибиться, каждому гостю поставить его любимое блюдо. Давай вспомним, кто что любит. Что любит лиса? Коза? …
– Лиса любит рыбу.
– Коза любит капусту. И т.д. – рассказывает про каждого животного. И на круг прикрепляет соответствующую тарелочку с едой напротив картинки с животным.
В конце занятия ребёнок и логопед благодарят гнома за игру.
Дидактическая игра “Семья”
Цель: Активировать словарь детей по теме “Семья”, закреплять в речи использование предложных конструкций в форме творительного падежа; развивать логическое мышление, зрительное внимание.
Оборудование: карточки с изображением членов семей, карточки с изображением различных предметов. (См. Рисунок 2, 3, 4, 5, 6)
Ход игры
Перед игроками раскладываются карточки с
изображением членов семьи, логопед предлагает
установить родственные связи между ними, логопед
задает вопросы –
Чем папа работает?
Например: Папа пилит бревно пилой.
Папа рубит дрова топором.
Папа забивает гвозди молотком.
Ребенок подбирает подходящие предметные картинки, ориентируясь на логику, проговаривает предложения.
Например: Дочка рисует красками.
Мама шьет иголкой.
– Мама гладит утюгом.
– Мама чистит одежду щеткой.
Дидактическая игра “В гостях у НАФ-НАФА”
Цель: Учить строить предложные конструкции, используя существительные в форме творительного падежа, активизировать словарь детей, формировать связную речь. (См. Рисунок 7, 8)
Ход игры
Участникам предлагается игровая ситуация: “Наф-Наф встречает гостей – разных животных”. Участники игры объясняют, чем Наф-Наф угостит друзей.
Дидактическая игра “Лото”
Цель: Продолжать закреплять образование форм творительного падежа, развивать зрительное внимание, логическое мышление. (Рисунок 9,10)
Ход игры:
Участникам предлагаются предметные картинки, которые делятся на две группы, ребенок подбирает недостающую смысловую пару. Например: Чем открывают замок? Чем мальчик моет руки?
Дидактическая игра “Что кому?”
Цель: формирование фразы следующей структуры — существительное в именительном падеже + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа)
Оборудование: картонная коробка с тремя прозрачными кармашками на откидной крышке; два набора карточек с предметными картинками (1 – персонажи, 2 – предметы ближайшего окружения) (Рисунок 11, 12, 13)
Ход игры
Орг. момент. – Любишь ли ты дарить подарки? Давай поможем нашим героям выбрать подарки или угощение для близких и друзей.
- Кому папа купил цветы? (Папа купил цветы маме.)
Выбираем картинки (папа, цветы, мама) и последовательно расставляем в кармашки. Предлагаем ребенку еще раз проговорить фразу.
Далее – выбираем следующий персонаж и помогаем ребенку выстроить фразу с помощью наводящих вопросов.
Следующий этап — предлагаем ребенку самостоятельно воспроизвести весь алгоритм упражнения с персонажами по его выбору.
Дидактическая игра “Что бывает?” (предмет и его действие)
Цель: формирование фразы следующей структуры – существительное в именительном падеже + глагол настоящего времени в единственном числе.
Оборудование: два картонных круга, скреплённых между собой в центре и вращающихся относительно друг друга в противоположном направлении – нижний круг с предметными картинками, расположенными по периметру; верхний круг с вырезанным круглым окошечком и прозрачным кармашком, расположенным справа от окошка; коробка из двух ячеек с карточками схематичных изображений действий, расположенными в левой ячейке. (Рисунок 14, 15, 16, 17)
Ход игры
Игра предполагает предварительную подготовку детей — знакомство со схематичным изображением действий.
Орг. момент. – Предлагаем ребенку прокрутить круг и рассмотреть в окошке все предметные картинки. Затем выбираем из левой ячейки карточку-действие и располагаем в кармашке на круге. Вращая круг, выбираем в окошке тот предмет, который может совершать этот действие. Проговариваем фразу, например: “Девочка бежит”.
Далее предлагаем ребенку самостоятельно вращать круг и выбрать все подходящие к этому действию предметы, проговаривая соответствующую фразу. Отработанную карточку-действие располагаем в правой ячейке коробочки.
Затем предлагаем ребенку выбрать из левой ячейки карточку-действие и продолжить весь алгоритм игры самостоятельно.