Итоговое занятие для детей подготовительной группы "Путешествие по стране Эфирии"

Разделы: Логопедия


Цель: выявить у детей знания о строении и функциях органов дыхания, а также закрепить сформированные умения и навыки по управлению физиологическим и речевым дыханием.

Коррекционные задачи:

  • закреплять умение подбирать прилагательные к слову “воздух”;
  • автоматизировать в словах и фразовой речи звуки: “Ш”, “Ж”, “Р”;
  • обогащать словарный запас по теме: “Органы дыхания и его функции”.

Развивающие задачи:

  • развивать память, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать умение правильно пользоваться речевым дыханием,
  • отрабатывать глубокий вдох и длительный выдох;
  • развивать интерес к экспериментальной работе и моделированию.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать коммуникативные навыки и желание получать новые знания;
  • воспитывать интерес к дыхательным упражнениям, желание быть здоровыми.

Материал и оборудование:

Демонстрационныйвоздушный мяч, воздушные шарики для оформления, макет солнышка, тучки и радуги, мягкая игрушка “бычок”, 2 силуэта деревьев, 2 сумочки, 6 голубых шариков с липучками, 6 серых шариков, обруч, 3 картинки к “Светофору дыхания”, 2 детских столика для атрибутов.

Раздаточный: салфетки, духовые трубочки, стрелы, шапочки разных цветов, воздушные шарики по количеству детей.

Словарная работа:

Активный словарь: Йоник, воздух, легкие, брюшные мускулы, правильное дыхание, осанка, питание, расширяются, сжимаются, очищается, увлажняется, согревается, чистый, грязный, свежий, прозрачный, влажный, бесцветный, ароматный, теплый, холодный, полезный, вредный, горячий.

Пассивный словарь – страна Эфирия, диафрагма, светофор дыхания, Блоуспорт, мычалки, духовые трубочки, стрелы, массаж.

Ход занятия

(звучит аудиозапись песенки Йоника по программе М.Л.Лазарева “Здравствуй!”,
появляется логопед в костюме Йоника и встречает детей)

Йоник:

Здравствуйте ребята, здравствуйте друзья!
В стране моей Эфирии рад всех увидеть я.
Волшебник я здоровья, из воздуха весь я.
Путешествовать по Эфирии, приглашаю вас, друзья?

Йоник: Страна Эфирия - это волшебная страна и мы сегодня встретимся с разными видами волшебства.

- Но сначала нам необходимо настроиться, успокоиться и зарядиться энергией перед нашим путешествием. Садимся на стулья, глазки закрываем и расслабляемся. (Релаксация под спокойную музыку).

- Представьте, что вы вдыхаете аромат очень красивого волшебного цветка.

Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом…Вдох… Выдох… Глаза открываются… Вам стало хорошо, у вас хорошее настроение.

- Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю вас играть!

Играть будем в игру “Волшебный мячик”.

(Дети встают в круг, передают воздушный мяч и произносят слова)

- Ты беги волшебный мячик
Быстро, быстро по рукам.
У кого волшебный мячик
Тот подскажет слово нам.

Йоник: Надо назвать каким может быть воздух? (Чистым, грязным, свежим, прозрачным, бесцветным, невидимым, приятным, ароматным, теплым, холодным, легким, вредным, полезным, горячим, влажным).

Дыхательная гимнастика с самомассажем. (Йоник раздает детям салфетки)

Йоник:

Прежде чем нам поиграть
Будем носик очищать.

(дети выполняют длительный выдох в салфетку из каждой ноздри, при выдохе из одной ноздри другая прижимается указательным пальцем)

Носик, носик баловник!
Он шалить у нас привык.

(дети на вдохе – поглаживают указательными пальцами крылья носа, на выдохе стучат ими по крыльям носа)

Тише, носик, не спеши,
Ароматом подыши.

(дети зажимают пальцем сначала правую ноздрю и делают 4 вдоха и выдоха, затем тоже самое с левой ноздрей)

Хорошо гулять в саду
И поёт нос: “Ба – бо – бу”.

(на выдохе дети постукивают указательными пальцами по крыльям носа и поют)

Носом животик мы надуваем,
А рукою проверяем.

(дети делают вдох носом и надувают живот, выдыхают носом – втягивают живот)

Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.

(поглаживание крыльев носа)

Йоник: Вы дышали носом, значит, произошло первое волшебствоволшебство носового дыхания.

- А сейчас поиграем в игру-викторину “Волшебный цветок”.

Вот волшебный мой цветок
Ярко – синий василек.
Лепестки мы отрываем,
На вопросы отвечаем.

1 лепесток: У меня такой вопрос: для чего нам нужен нос?

(Нос защищает нас от пыли и микробов, различает запахи. В носу воздух очищается, увлажняется, согревается.)

2 лепесток: Как диафрагма помогает легким дышать?

(Диафрагма – это брюшные мышцы, которые, опускаясь, расширяют легкие - происходит вдох. Когда они поднимаются, легкие сжимаются – происходит выдох)

3 лепесток: Откуда берется чистый воздух?

(Воздух нам очищают листочки деревьев. На этих листочках есть маленькие дырочки, в которые заходит грязный воздух, там очищается и выходит чистый воздух)

4 лепесток: Почему нельзя дышать ртом?

(Через рот попадает много микробов и пыли, если дышать ртом на улице зимой – заболит горло, а летом во рту станет сухо и захочется пить)

5 лепесток: Какие правила дыхания вы знаете?

(1 правило – дышать только носом;

2 правило – при дыхании не поднимать плечи;

3 правило – в дыхании активно участвует живот;

4 правило – правильное дыхание – правильная осанка;

5 правило – правильное дыхание – правильное питание.)

Йоник:

Выходите на лужок и вставайте все в кружок.
Пришел в гости к нам бычок, очень мягенький бочок,
- Ты уж не бодайся, с нами занимайся.

(Дети встают в кружок, Йоник показывает им игрушку бычка)

- Ребята, давайте поиграем с ним в “Мычалки”.

А для этого надо набрать в легкие побольше воздуха, закрыть рот и как можно дольше тянуть звук: “М-М-М”.

(Дети набирают воздух и длительно произносят звук: “М-М-М…..”)

- Вот и произошло второе волшебствоволшебство долгого звука.

- Поиграем в “Блоуспорт” и поставим все рекорд.

Воздуха много набираем – далеко стрелу пускаем.

Сначала свои таланты покажут мальчики, а потом девочки.

(Встав в одну линию, и взяв “воздушные трубочки со стрелами, мальчики стреляют по цветным меткам, расположенным на полу.

Затем тоже самое проделывают девочки)

- Вот и произошло третье волшебствоволшебство сильного выдоха.

Йоник: А давайте сегодня покажем сказку о дыхании.

(Дети подходят к столику с атрибутами, надевают шапочки и берут все необходимое им для сказки)

- В некотором царстве, воздушном государстве
Две частицы дружно жили, всегда в воздухе кружили,
Над деревьями летали, воздух чистить помогали.

Деревья:

Эй, частицы подлетайте, чистый воздух забирайте.
Грязный воздух нам найдите и скорее принесите.

(Две девочки-“частицы” подлетают к двум детям-“деревьям” и забирают у них по 6 голубых шариков – “чистый воздух”)

Йоник: Взяли частицы чистый воздух и полетели к воротам носа.

Частицы:

Вы скорее нас пустите и дорогу укажите,
К легким мы попасть хотим, чистый воздух нужен им.

Ворота носа:

Подождите, не спешите!
Вас почистим, увлажним, от микробов защитим,
Мы согреем вас немного и укажем вам дорогу.

(Дети имитируют чистящие, увлажняющие согревающие движения)

Йоник:

Почистили частиц, увлажнили, согрели и пропустили к легким.
Но попасть в них они не смогли, потому что легкие были сильно сжаты.

Частицы:

Воздух поменять нам надо , а вы легкие так сжаты,.
Как же мы в вас попадем, грязный воздух как возьмем?

Легкие:

Есть у нас друзья большие – это мышцы брюшные,
Рядом с нами день и ночь, нам они должны помочь.

Йоник: И полетели частицы к брюшным мышцам.

Частицы: Мышцы помогите, пожалуйста, легким.

Брюшные мускулы:

Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно,
Легкие надуть нам нужно: “Ш-Ш-Ш…..”

(Дети-“мускулы” тянут за обруч детей-“легкие”)

Йоник: - Мышцы диафрагмы опускаются – наши легкие раздуваются. – Вдох.

А частицы время даром не теряют, грязный воздух на чистый скорей заменяют.

- Мышцы диафрагмы поднимаются – наши легкие сжимаются. – Выдох.

А частицы с грязным воздухом отправляются в обратный путь – к деревьям. Отдают им грязный воздух и снова берут у них чистый.

И так они трудятся постоянно, с каждым новым вдохом и выдохом.

Вот и сказке нашей конец, а кто слушал – молодец.

Йоник: Давайте встанем рядом со стульчиками и споем песенку о дыхании.

(Дети убирают атрибуты, встают полукругом и поют песенку “Дыхание”)

Носиком дышу, дышу свободно,
Громче или тише как угодно!
Выполню задание: наберу дыхание….
И пойму я мудрое сказание.

Припев:

Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты!...

(Дети снимают шапочки и садятся на стульчики)

Йоник: Молодцы, и ещё все на прощанье рассмотрим светофор дыхания.

- Что означает каждый сигнал этого светофора?

“Зеленый” - правильное дыхание, правильная осанка, дышит носом.

“Желтый” - не совсем правильное дыхание, дышит ртом и носом, стоит не прямо – одно плечо выше другого.

“Красный” - неправильное дыхание, неправильная осанка, дышит ртом, неправильно питается, потому что большой живот.

Йоник: На память о нашей встрече в стране Эфирии я дарю вам воздушные шарики. Внутри них находится воздух, про который мы сегодня

очень много говорили.

- Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю вам: “До свидания!”,
До веселых, новых встреч!

(Дети получают шарики, прощаются с Йоником и возвращаются в группу).

Используемая литература:

  1. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе. – М.: Просвещение, 2007. – 47 с.
  2. Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 64 с.
  3. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика. №1, 2007, стр.29-32.
  4. Оздоровительно-развивающая программа “Здравствуй!” для дошкольных образовательных учреждений. /М.Л.Лазарева. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с.
  5. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002. – 192 с.

Приложение