Цель: выявить у детей знания о строении и функциях органов дыхания, а также закрепить сформированные умения и навыки по управлению физиологическим и речевым дыханием.
Коррекционные задачи:
- закреплять умение подбирать прилагательные к слову “воздух”;
- автоматизировать в словах и фразовой речи звуки: “Ш”, “Ж”, “Р”;
- обогащать словарный запас по теме: “Органы дыхания и его функции”.
Развивающие задачи:
- развивать память, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение правильно пользоваться речевым дыханием,
- отрабатывать глубокий вдох и длительный выдох;
- развивать интерес к экспериментальной работе и моделированию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки и желание получать новые знания;
- воспитывать интерес к дыхательным упражнениям, желание быть здоровыми.
Материал и оборудование:
Демонстрационный – воздушный мяч, воздушные шарики для оформления, макет солнышка, тучки и радуги, мягкая игрушка “бычок”, 2 силуэта деревьев, 2 сумочки, 6 голубых шариков с липучками, 6 серых шариков, обруч, 3 картинки к “Светофору дыхания”, 2 детских столика для атрибутов.
Раздаточный: салфетки, духовые трубочки, стрелы, шапочки разных цветов, воздушные шарики по количеству детей.
Словарная работа:
Активный словарь: Йоник, воздух, легкие, брюшные мускулы, правильное дыхание, осанка, питание, расширяются, сжимаются, очищается, увлажняется, согревается, чистый, грязный, свежий, прозрачный, влажный, бесцветный, ароматный, теплый, холодный, полезный, вредный, горячий.
Пассивный словарь – страна Эфирия, диафрагма, светофор дыхания, Блоуспорт, мычалки, духовые трубочки, стрелы, массаж.
Ход занятия
(звучит аудиозапись песенки Йоника по
программе М.Л.Лазарева “Здравствуй!”,
появляется логопед в костюме Йоника и встречает
детей)
Йоник:
Здравствуйте ребята, здравствуйте друзья!
В стране моей Эфирии рад всех увидеть я.
Волшебник я здоровья, из воздуха весь я.
Путешествовать по Эфирии, приглашаю вас, друзья?
Йоник: Страна Эфирия - это волшебная страна и мы сегодня встретимся с разными видами волшебства.
- Но сначала нам необходимо настроиться, успокоиться и зарядиться энергией перед нашим путешествием. Садимся на стулья, глазки закрываем и расслабляемся. (Релаксация под спокойную музыку).
- Представьте, что вы вдыхаете аромат очень красивого волшебного цветка.
Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом…Вдох… Выдох… Глаза открываются… Вам стало хорошо, у вас хорошее настроение.
- Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю вас играть!
Играть будем в игру “Волшебный мячик”.
(Дети встают в круг, передают воздушный мяч и произносят слова)
- Ты беги волшебный мячик
Быстро, быстро по рукам.
У кого волшебный мячик
Тот подскажет слово нам.
Йоник: Надо назвать каким может быть воздух? (Чистым, грязным, свежим, прозрачным, бесцветным, невидимым, приятным, ароматным, теплым, холодным, легким, вредным, полезным, горячим, влажным).
Дыхательная гимнастика с самомассажем. (Йоник раздает детям салфетки)
Йоник:
Прежде чем нам поиграть
Будем носик очищать.(дети выполняют длительный выдох в салфетку из каждой ноздри, при выдохе из одной ноздри другая прижимается указательным пальцем)
Носик, носик баловник!
Он шалить у нас привык.(дети на вдохе – поглаживают указательными пальцами крылья носа, на выдохе стучат ими по крыльям носа)
Тише, носик, не спеши,
Ароматом подыши.(дети зажимают пальцем сначала правую ноздрю и делают 4 вдоха и выдоха, затем тоже самое с левой ноздрей)
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: “Ба – бо – бу”.(на выдохе дети постукивают указательными пальцами по крыльям носа и поют)
Носом животик мы надуваем,
А рукою проверяем.
(дети делают вдох носом и надувают живот, выдыхают носом – втягивают живот)
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
(поглаживание крыльев носа)
Йоник: Вы дышали носом, значит, произошло первое волшебство – волшебство носового дыхания.
- А сейчас поиграем в игру-викторину “Волшебный цветок”.
Вот волшебный мой цветок
Ярко – синий василек.
Лепестки мы отрываем,
На вопросы отвечаем.
1 лепесток: У меня такой вопрос: для чего нам нужен нос?
(Нос защищает нас от пыли и микробов, различает запахи. В носу воздух очищается, увлажняется, согревается.)
2 лепесток: Как диафрагма помогает легким дышать?
(Диафрагма – это брюшные мышцы, которые, опускаясь, расширяют легкие - происходит вдох. Когда они поднимаются, легкие сжимаются – происходит выдох)
3 лепесток: Откуда берется чистый воздух?
(Воздух нам очищают листочки деревьев. На этих листочках есть маленькие дырочки, в которые заходит грязный воздух, там очищается и выходит чистый воздух)
4 лепесток: Почему нельзя дышать ртом?
(Через рот попадает много микробов и пыли, если дышать ртом на улице зимой – заболит горло, а летом во рту станет сухо и захочется пить)
5 лепесток: Какие правила дыхания вы знаете?
(1 правило – дышать только носом;
2 правило – при дыхании не поднимать плечи;
3 правило – в дыхании активно участвует живот;
4 правило – правильное дыхание – правильная осанка;
5 правило – правильное дыхание – правильное питание.)
Йоник:
Выходите на лужок и вставайте все в кружок.
Пришел в гости к нам бычок, очень мягенький бочок,
- Ты уж не бодайся, с нами занимайся.
(Дети встают в кружок, Йоник показывает им игрушку бычка)
- Ребята, давайте поиграем с ним в “Мычалки”.
А для этого надо набрать в легкие побольше воздуха, закрыть рот и как можно дольше тянуть звук: “М-М-М”.
(Дети набирают воздух и длительно произносят звук: “М-М-М…..”)
- Вот и произошло второе волшебство – волшебство долгого звука.
- Поиграем в “Блоуспорт” и поставим все рекорд.
Воздуха много набираем – далеко стрелу пускаем.
Сначала свои таланты покажут мальчики, а потом девочки.
(Встав в одну линию, и взяв “воздушные трубочки со стрелами, мальчики стреляют по цветным меткам, расположенным на полу.
Затем тоже самое проделывают девочки)
- Вот и произошло третье волшебство – волшебство сильного выдоха.
Йоник: А давайте сегодня покажем сказку о дыхании.
(Дети подходят к столику с атрибутами, надевают шапочки и берут все необходимое им для сказки)
- В некотором царстве, воздушном государстве
Две частицы дружно жили, всегда в воздухе кружили,
Над деревьями летали, воздух чистить помогали.
Деревья:
Эй, частицы подлетайте, чистый воздух забирайте.
Грязный воздух нам найдите и скорее принесите.
(Две девочки-“частицы” подлетают к двум детям-“деревьям” и забирают у них по 6 голубых шариков – “чистый воздух”)
Йоник: Взяли частицы чистый воздух и полетели к воротам носа.
Частицы:
Вы скорее нас пустите и дорогу укажите,
К легким мы попасть хотим, чистый воздух нужен им.
Ворота носа:
Подождите, не спешите!
Вас почистим, увлажним, от микробов защитим,
Мы согреем вас немного и укажем вам дорогу.
(Дети имитируют чистящие, увлажняющие согревающие движения)
Йоник:
Почистили частиц, увлажнили, согрели и пропустили к легким.
Но попасть в них они не смогли, потому что легкие были сильно сжаты.
Частицы:
Воздух поменять нам надо , а вы легкие так
сжаты,.
Как же мы в вас попадем, грязный воздух как
возьмем?
Легкие:
Есть у нас друзья большие – это мышцы брюшные,
Рядом с нами день и ночь, нам они должны помочь.
Йоник: И полетели частицы к брюшным мышцам.
Частицы: Мышцы помогите, пожалуйста, легким.
Брюшные мускулы:
Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно,
Легкие надуть нам нужно: “Ш-Ш-Ш…..”
(Дети-“мускулы” тянут за обруч детей-“легкие”)
Йоник: - Мышцы диафрагмы опускаются – наши легкие раздуваются. – Вдох.
А частицы время даром не теряют, грязный воздух на чистый скорей заменяют.
- Мышцы диафрагмы поднимаются – наши легкие сжимаются. – Выдох.
А частицы с грязным воздухом отправляются в обратный путь – к деревьям. Отдают им грязный воздух и снова берут у них чистый.
И так они трудятся постоянно, с каждым новым вдохом и выдохом.
Вот и сказке нашей конец, а кто слушал – молодец.
Йоник: Давайте встанем рядом со стульчиками и споем песенку о дыхании.
(Дети убирают атрибуты, встают полукругом и поют песенку “Дыхание”)
Носиком дышу, дышу свободно,
Громче или тише как угодно!
Выполню задание: наберу дыхание….
И пойму я мудрое сказание.
Припев:
Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты!...
(Дети снимают шапочки и садятся на стульчики)
Йоник: Молодцы, и ещё все на прощанье рассмотрим светофор дыхания.
- Что означает каждый сигнал этого светофора?
“Зеленый” - правильное дыхание, правильная осанка, дышит носом.
“Желтый” - не совсем правильное дыхание, дышит ртом и носом, стоит не прямо – одно плечо выше другого.
“Красный” - неправильное дыхание, неправильная осанка, дышит ртом, неправильно питается, потому что большой живот.
Йоник: На память о нашей встрече в стране Эфирии я дарю вам воздушные шарики. Внутри них находится воздух, про который мы сегодня
очень много говорили.
- Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю вам: “До свидания!”,
До веселых, новых встреч!
(Дети получают шарики, прощаются с Йоником и возвращаются в группу).
Используемая литература:
- Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе. – М.: Просвещение, 2007. – 47 с.
- Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 64 с.
- Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика. №1, 2007, стр.29-32.
- Оздоровительно-развивающая программа “Здравствуй!” для дошкольных образовательных учреждений. /М.Л.Лазарева. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002. – 192 с.