Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня (первая часть)

Разделы: Логопедия


Мы представляем вашему вниманию небольшую часть работы логопедов округа “Центральный – Зеленая Роща” Советского района города Красноярска.

В округе с логопедическими группами 6 детских садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье представлены игры, составленные Купцовой Лидией Михайловной, Гиевской Галиной Ильиничной, Вешняковой Людмилой Владимировной, Соломоновой Светланой Валерьевной, Бойко Натальей Владимировной, Бабушкиной Галиной Борисовной.

Последние 4 года мы работаем над проблемой формирования речи у неговорящих детей.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что таких детей в наших группах становиться больше, а системного дидактического материала, особенно на тот период, практически не было. Поэтому, опираясь на работы Кузьминой, Рождественской, Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались выстроить определенную систему и создать дидактический материал.

Вышеназванные авторы предлагают проводить работу по формированию устной речи при ее недоразвитии поэтапно и выделяют следующие этапы:

I этап – однословное предложение. Предложения из аморфных слов – корней.

Основная задача логопедического воздействия: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширять объем понимания речи.

II этап – первые формы слов. Основная задача логопедического воздействия: формирование первых форм слов.

Составлением дидактического материала для этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема нашего округа звучала так: “Формирование произносительных и речевых навыков у детей с ОНР I уровня”.

Нами были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей, где мы опирались на последовательность звуков в соответствии с онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено музыкальное приложение “Логопедические распевки”. А также в продолжение работы – дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется особо подчеркнуть, что при составлении этого дидактического материала мы подбирали слова так, чтобы одновременно отработать и правильную слоговую структуру слов в соответствии с классификацией работы над слоговой структурой. Также, учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей, для вызывания интереса у детей, эмоциональной заинтересованности, в конспекты занятий были включены речедвигательные и звукоподражательные упражнения – несколько вариантов (так называемая “Фонетическая ритмика”).

Такова была наша работа над I и II этапом. И логическим продолжением явилось выход на III и IV этапы формирования устной речи. Это работа над структурой простого предложения, также с одновременным продолжением отработки слоговой структуры слов.

Дидактический материал мы стали составлять от простого двусоставного предложения (Мама идет). И далее работали в таком порядке:

  1. Сущ.(И.п.) + гл.
  2. Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к. Жукова дает эту форму для развития импрессивной речи, т.е. для различия и понимания.
  3. Затем идет знакомство с Винительной формой падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является наиболее легкой по сравнению с другими – (с прямым дополнением)
  4. Предложение: существительное + глагол +прямое дополнение в В.п. с окончанием “у”
  5. Далее переходим к 4-х словным предложениям и формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и корректным.
  6. И затем мы знакомим с формами падежей с предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”

Нужно сказать, то мы представили существительные в ед.числе. На этом же материале мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут), сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные понятия: настоящее и прошедшее время(т.е. уже с первых шагов формирования фразы мы обращаем внимание на фонему как на смыслоразличительную единицу).

В нашей статье представлены игры для формирования устной речи на III и IV этапах

Сказочные прятки

Возраст: 5-6 лет.

Цель: вырабатывать навык в употреблении грамматических конструкций: существительное в именительном падеже + согласованный глагол в прошедшем времени + существительное в винительном падеже, совпадающем с формой именительного падежа.

Оборудование: картина – таблица, игрушки-персонажи.

Презентация:

– У героев разных сказок (выставляются игрушки-персонажи: Буратино, Кот в сапогах, Дед Мороз, кот Леопольд, доктор Айболит, Белочка)

Рисунок 1

потерялись маленькие, но очень важные вещи (демонстрируется картина-таблица).

Рисунок 2

Помогите героям сказок их найти. (Дети находят предмет и составляют предложение, например, “ Буратино потерял ключик”).

Хороводная игра “Наш снеговик” или “Наш Бим”

Возраст: 5 – 7 лет.

Цель: основная: учить детей задавать вопросы и отвечать на них в форме родительного падежа у кого? косвенная: закрепить первоначальные умения понимать и воспроизводить предложения с предлогом -У с существительными в Р.п., ед.ч.

Материал: плакат, на котором изображен снеговик. (Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

Презентация: сейчас мы будем играть в хороводную игру. Водящий становится в круг. У него плакат.

Дети ходят вокруг водящего и хором произносят:

На дворе зима
Белый снег лежит
Наш веселый Бим
За окном стоит.

(Пауза. Жест детей в сторону плаката).

Хор: – У кого красный нос?

Водящий: – У Бима (показывает на красную морковку).

Хор: – У кого лопата есть?

Водящий: – У Бима!

Хор: – У кого одежды нет?

Водящий: – У Бима!

Хор: (удивленно) – Он мороза не боится?

Водящий:

– Нет! Нет! Он мороза не боится!
Этим очень он гордится!

Контроль: плакат “Наш Бим”

Словесно-логическая (настольно-печатная) игра “Помоги Маше”

Дидактические задачи: учить детей с общим недоразвитием речи верно строить предложения с наличием дополнений, выраженных существительными единственного числа в винительном падеже с окончанием “у” и существительными в дательном падеже (кому? что?).

Слова для проговаривания использовать в 1-2-3 слога доступные по структуре для ребенка на данном этапе. Ребенок начинает говорить фразы, поэтому предложения шаблонные. Произношение не учитывается.

Игровая задача: верно разложить подарки для гостей.

Демонстрационный материал: сюжетные картинки, сказка “Помоги Маше”

Раздаточный материал: предметные картинки:

жираф, мишка, муха, лягушка, белка, кот, зайка, петух, рыба, зерно, груша, трава, ветка, шишка, конфета, Маша, ёжик, пирог, Аня, лось, зебра, конь, торт, слон.

Автор игры: учитель-логопед МБДОУ № 213 Гиевская Галина Ильинична г.Красноярск

I вариант

Ход игры:

В игре участвует ребенок и логопед. Логопед говорит, что у Маши день рождения. Она пригласила гостей и приготовила им угощение. Вот как она разложила угощение. Чтение сказки от слов: “Как на Машин день рожденья” до слов: “Помоги им разобраться, кто же любит чем питаться?”.

Рассматривают картинку и проговаривают логопед и ребенок, кому что надо. Или кому что дала Маша.

Белке дам шишку.
Петуху дам зерно.
Ане дам торт.
Мишке надо дать рыбу.
Петуху дали зерно и т.д.

Как на Машин день рожденья
Позвала она гостей.
Вот какое угощение
Приготовила скорей.
Быстренько столы накрыла,
Угощенье разложила,
Очень сильно насмешила
Всех своих друзей.
Ёжику – конфетку,
Для жирафа – шишку,
А для кошки – ветку,
И крупу для мишки.
Грушу – петушку,
Анечке – траву,
Тортик зайцу на тарелке,
Рыбку свежую для белки.
Помоги им разобраться,
Кто же любит чем питаться?
И другие птицы, звери
К Маше в гости захотели.
Маша рада всех принять,
Чем же будет угощать?
Есть ли то, что любит слон?
Не останется голодным он?
Давай мы поможем Маше,
Расскажем, что любят звери наши.

(См. рисунок 7, 8, 9, 10,11)

 

Вопросы:

  1. Что любит слон?
  2. Что ест мышка?

И т.д.

12.jpg (50677 bytes)

Рисунок 12

II вариант

Ход игры: логопед читает вторую часть сказки от слов: “И другие птицы, звери” до слов: “Расскажем, что любят звери наши”.

Используем картинки, изображенные на рисунках 2 и 3.

Конь любит траву
Слон любит траву.
Лось ест траву и т.д.

Рисунок 13

Рисунок 14

III вариант

Настольно-печатная игра проводится так же, но используются предметные картинки. Они те же, что на рисунках. Ребенок говорит, перекладывая картинки размером 8 см x 8 см.

Игра “Проказы обезьянки Читы”

Возраст: 4 – 6 лет.

Цель основная: учить детей задавать вопросы и отвечать на них в форме родительного падежа у чего?

косвенная: закрепить первоначальные умения понимать и воспроизводить предложения с предлогом “-У” с существительнымими в Род.п., ед.ч.

Материал: Игрушки с недостающими частями по количеству детей, кукла обезьянка Чита. (Рисунок 15)

Презентация:

Педагог обращается к детям: “К нам в группу пришла веселая обезьянка Чита. Она любит проказничать. Ребята, у вас на стульчиках лежат поломанные игрушки. Решила Чита покататься на машине, да отлетело колесо. У чего нет колеса?”

Дети: У машины.

Педагог: “Собирала обезьянка Чита пирамидку, но потеряла колпачок. У чего нет колпачка”.

Дети: У пирамидки.

Педагог: “Поиграла обезьянка Чита с куклой, но оторвала ей руку. У чего нет руки?”

Дети: У куклы.

Педагог: “Поиграла обезьянка Чита с паровозом, но сломалась труба. У чего нет трубы?”

Дети: У паровоза.

Педагог: “Ребята, обезьянка Чита правильно обращалась с игрушками?”

Ответы детей.

Педагог: “Как нужно с игрушками обращаться?”

Ответы детей.

Обезьянка обещает нам с вами помочь все исправить.