Цели.
Коррекционно-образовательные.
- Расширение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме “Одежда”.
- Упражнение в образовании относительных прилагательных.
- Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Употребление существительных в косвенных падежах.
- Упражнение в составлении предложений, распространённых однородными членами.
Коррекционно-развивающие.
- Развитие фразовой речи.
- Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные.
- Расширять кругозор детей.
- Воспитывать у детей бережное отношение к своей одежде.
Оборудование: картинки с изображениями одежды, виды ткани, мяч, карточки одежды с недорисованными деталями.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет вещи, которые одеты на
вас.
Как можно назвать всё это одним словом? (Одежда)
2. Рассматривание картинок одежды и называние их.
а) Дети существуют разные виды одежды: для дома, для праздника, для улицы, для мальчиков и девочек. Сейчас мы с вами назовем эту одежду.
Какую одежду люди носят дома? (Домашнюю)
Как называют одежду, которую мы одеваем на праздник? (Праздничная)
Как называем одежду, которую носим каждый день? (Повседневная)
Какую одежду мы носим летом, зимой? (Летнюю, зимнюю)
А одежду, которую носим весной и осенью, между летними и зимними сезонами называют демисезонная.
Какую одежду носят дети (Детскую), а взрослые? (Взрослую)
б) Знакомство детей с деталями одежды.
Покажи и назови детали своей одежды. (Карман, спинка, рукав, воротник, пуговицы и т.д.)
в) Знакомство с тканями.
На столе лежат кусочки ткани разного материала.
Внимательно посмотрите кусочки ткани из разного материала: потрогайте, пощупайте, погладьте, растяните, сомните их.
3. Игра “Спрошу – ответь”.
Портной сшил одежду из разных материалов. Закончи предложения.
Платье сшили из шелка. Оно какое? (Шелковое)
Шубу сшили из меха. Она какая? (Меховая)
Футболку сшили из трикотажа. Она какая? (Трикотажная)
Пиджак сшили из шерсти. Он какой? (Шерстяной)
Куртку сшили из кожи. Она какая? (Кожаная)
4. Игра с мячом. “Что можно сделать с одеждой?”.
Одежду можно шить, стирать, гладить, покупать, носить, рвать, зашивать, вешать, складывать, продавать, дарить и т.д.
5. Дидактическая игра “Что любит и чего не любит одежда”.
На доске висят два платья, одно “веселое”, другое “грустное”. На столе лежат предметные картинки: стиральная машинка, утюг, порванное платье, грязная рубашка, нитка с иголкой, рубашка с оторванными пуговицами, свисающая со стула на пол куртка, грязные пятна, порошок.
Детям предлагается повесить картинки к соответствующим силуэтам и сказать предложение. (Одежда любит, чтобы ее стирали. Одежда не любит, когда ее пачкают.)
6. Физкультминутка. “Помощники”.
Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре. Потянулись, Наклонились. Хорошо мы потрудились. |
Встают, наклонившись; Руками двигают влево-вправо. Тянутся, будто вытирают правой рукой пот со лба. Снова полощут. Вытирают руку об руку. |
7. Игра “Закончи слово”.
Логопед начинает слово, а ребенок добавляет слово “шить”, затем проговаривает получившееся слово полностью.
За…шить, пере…шить, у…шить, до…шить, при…шить, под…шить, с…шить, на…шить.
8. Упражнение “Составь предложение”.
Логопед предлагает детям составить предложения об одежде, используя в своих предложениях детали одежды, материал из которого она сделана и действия, которые можно совершать с одеждой.
Например: Мама постирала шерстяное платье в стиральной машине.
9. Задание “Дорисуй”.
Дети сидят за столами, логопед раздает карточки с изображением предметов одежды с недорисованными деталями: свитер без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без штанин, сарафан без лямок, юбка с недорисованным карманом.
Что у тебя на картинке? (Свитер). Чего не хватает у свитера? (Рукава). Твой свитер без чего? (Без рукава).
10. Итог занятия.
Оценка работы детей на занятии.