Учим школьников с речевыми нарушениями понимать текст

Разделы: Логопедия


Психолингвистические исследования, проведенные в 90-ых годах в разных городах России, показали, что из 1000 школьников полноценно понимают прочитанный текст только 35-40%. Среди учащихся, испытывающих серьезные трудности с пониманием текста, большую часть составляют дети с речевыми нарушениями. Этот факт вызывает тревогу, потому что непонимание текста приводит к неправильным выводам, суждениям.

Известные психолингвисты А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и психологи Н.И.Жинкин, А.Н.Соколов рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности, результатом которой является понимание прочитанного. В структуре чтения они определяют следующие уровни.

Первый уровень – мотивационный (наличие мотивов и цели чтения): получение информации или удовольствия от чтения.

Второй уровень - ориентировочно-исследовательский (аналитико-синтетический), уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности: просмотр текста, заголовка, определение темы, прогнозирование содержания.

Третий уровень – исполнительский: производится смысловая обработка текста: выделяет важные мысли, объединяет их; определяет личностное отношение к событиям, путем анализа выделяет главную мысль. Результатом чтения становится понимание его смысла.

В смысловом восприятии текста психолингвисты различают четыре этапа.

Первый – смысловое прогнозирование, угадывание последующих частей.

Второй – «вербальное сличение», то есть опознание графических образов (знаков препинания, грамматических форм, а на уровне обучения чтению - букв), умение дифференцировать грамматические формы. Главное умение – делить тексты на синтагмы – словосочетания, то есть расчленение речевого потока.

Третий этап – определение смысловых связей, который зависит от наличия в опыте ребенка ассоциаций, понятий.

Последний этап – результат всей проделанной смысловой работы: понимание читающим подтекста, перевод авторского кода на личностный (пересказывает мысли своими словами).

Механизмы осмысления текста описаны психологами А.А.Смирновым, А.Н.Соколовым, Н.И.Жинкиным. Оно происходит тремя путями:

  • расчленение материала на темы, группировка текста по смыслу;
  • выделение смысловых опорных пунктов (предложений, частей текста, слов);
  • замена текста какими-либо образами – словами-эквивалентами, визуальными образами, знаком, схематическим рисунком, графической моделью и т.д. Происходит фиксирование текста по «вехам», которые помогают запомнить, понять и воспроизвести текст. Если эти механизмы осмысления текста не сформированы у школьников, то качество понимания содержания прочитанного будет низким.

Кроме того, понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточивать внимание, подключать воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл и т.д. Как показывает опыт, научиться понимать прочитанное намного сложнее, чем овладеть техникой чтения.

Учитывая психолингвистический аспект процесса чтения, необходимо формировать у младших школьников специальные приема работы с текстом с целью его полноценного восприятия.

Многие тексты, в том числе и учебные, отличаются тем, что содержат явные или скрытые вопросы, возможность предугадывать развитие событий. Поэтому необходимо научить школьника видеть в тексте вопросы; удерживать вопросы и ответы до тех пор, пока не появится ответ в тексте. (Метод вопросов и ответов). Данный метод активизирует процессы мышления, память, внимание, воображение.

Большую роль в понимании текста играет прогнозирование. Ведь читатель всегда сознательно или неосознанно, правильно или неправильно в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь дальше. (Метод выдвижения гипотез).

Немаловажную роль в запоминании и понимании текста играет воображение. Если воображение работает во время чтения, то пересказ всегда отличается полнотой, последовательностью и точностью. Если у младших школьников недостаточно развито воображение, то на первых этапах можно использовать пиктограммы, рисунки, иллюстрации, а на последующих - внутреннюю визуализацию.

В процессе работы над пониманием текста необходимо создавать у школьников с речевой патологией установку на то, чтобы он переносил усвоенные приемы работы на любой текст, который читает на уроке или дома.

Приемы, повышающие качество понимания материала

Работая над текстом, можно использовать несколько приемов:

1. «Выдвижение предположений, гипотез».

Прочитав заглавие текста, учащиеся, опираясь на личный жизненный опыт, наблюдения и на собственные прогностические способности выдвигают предположения, о чем будет текст. А по мере чтения идет проверка гипотез.

2. «Пиктограммы».

Этот приём очень хорошо использовать со школьниками, которые еще не умеют писать и читать, а воспринимают текст устно, или с детьми с билингвизмом.

Учащиеся, слушая текст, условно зарисовывают смысл фразы с помощью пиктограмм. Затем пересказывают с опорой на пиктограммы.

Яблонька (1-2кл.)

Около дома росла яблоня. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать ее. Коля принёс колья. Мальчик подвязал яблоню. Ночью выпал снег. Пушистый мех укутал деревце.

3. «Визуализация».

После использования приема запоминания при помощи пиктограмм, постепенно переходим к приему визуализации.

Закрыв глаза, ученик слушает текст, который прочитывается логопедом, и представляет услышанное в виде образов, «живой картинки». Затем ребенок самостоятельно прочитывает и пересказывает текст.

4. «Опорные слова».

При чтении подчеркиваются опорные (ключевые) слова для лучшего запоминания и смыслового понимания содержание текста. Затем по этим ключевым словам как можно точнее пересказывается содержание текста

5. «Графическая модель».

При работе с текстовым материалом составляется графическая модель. Выделяются важные смысловые звенья, определяется связь между ними, составляется графическая схема текста. Эта схема служит опорой для понимания прочитанного и дальнейшего пересказа.

6. «Опорные сигналы».

Предлагается учащимся прочитать текст, а затем законспектировать, но в конспекте не должно быть слов и предложений, а только рисунки, схемы, символы. Затем идёт демонстрация опорных сигналов и сравнение результатов.

7. «Прием постановки вопросов».

Учащиеся читают учебный текст и составляют к нему как можно больше

вопросов. Затем одни зачитывают вопросы, а другие как можно полнее отвечают на них. Этот прием очень хорош для детей с речевой патологией, так как они учатся не только вчитываться в текст, понимать текст, но и формулировать к нему вопросы.

8. «Прием эвристических вопросов».

Предполагается поиск сведений о каком-либо событии или исследуемом объекте в процессе ответов на ключевые вопросы. Задаются ключевые вопросы: Кто? Что? Когда? Зачем? Где? Чем? Как? Почему? Ответы на эти вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Этот метод возник в Америке и широко использовался в американских школах. Чтобы повысить качество обучения, чтение должно быть эффективным, поэтому учащимся необходимо было ответить на 6 простых вопросов: КТО делает, ЧТО, КОГДА, ПОЧЕМУ, ГДЕ и КАК? - и назывался он «Читайте и отвечайте на вопросы: метод 6 вопросов».

9. «Прием выделения (маркировки) текста».

Этот прием имеет несколько вариантов. Учащимся предлагается при чтении текста подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

1 вариант (для учащихся 1-2 кл.): желтым маркером выделить знакомый им материал, а красным – новый, неизвестный.

2 вариант (учащимся 3- 8 кл.): галочкой пометить то, что им уже известно; знаком минус - то, что не известно; восклицательным знаком - то, что является для них интересным; вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

3 вариант: предлагается учащимся быстро и внимательно прочитать учебный текст, затем выбрать и подчеркнуть главную мысль или подходящее слово, характеризующее данный текст; затем сравниваются все ответы учащихся и выбирается лучший вариант.

10. Прием «Сказка».

Учащимся предлагается прочитать учебный текст и придумать сказку с любыми героями и любым сюжетом таким образом, чтобы её основная мысль отражала существо учебного текста. Зачитываются и выбираются лучшие.

11. «Прием снежного кома».

Для лучшего запоминания и понимания текста, а также повышения качества техники чтения учащимся предлагается чтение текста в следующей последовательности: сначала читают 1-ое предложение, затем 1+2 предложение, потом 1+2+3 и т.д.

12. «Пересказ по кругу».

На логопедическом занятии учащиеся дважды читают новый текст, затем воспроизводят (пересказывают) текст по часовой стрелке по одной фразе. Затем ещё раз прочитывают текст, исправляют ошибки, если они были, или дополняют его, если было что-то упущено. Самостоятельно пересказывают текст.

13. «Прием наращивания текста».

Учащиеся прочитывают текст, заучивают по 1 предложению. Затем воспроизводят текст, повторяя предложения, сказанные предыдущими учениками, и добавляя свое предложение.

14. Приём «Объясни другому».

Текст разрезается на абзацы. Каждый учащийся читает только один абзац и осмысливает его. Потом дети по порядку пересказывают товарищам, таким образом в процессе пересказа восстанавливается весь текст. Затем учащиеся прочитывают весь текст и оценивают свою работу.

15. «Приём восстановления текста».

Учащимся предлагается прочитать части разрезанного учебного текста и коллективно (методом штурмовой атаки) восстановить его последовательность. Затем результат работы сравнивают с образцом.

16. «Приём отсечения».

При чтении текста учащиеся должны выделить второстепенные к основному содержанию мысли и факты и зачеркнуть.

Перечитать оставшиеся фрагменты текста и пересказать.

17. «Приём чередования чтения с осмыслением».

После того как учащийся прочитал абзац, важно остановиться и осмыслить прочитанное. При необходимости можно отметить важную информацию любым способом. Аналогичная работа проводится после прочтения каждого абзаца.

18. «Американский метод: стратегия для серьёзного чтения».

Следующий метод тоже широко используется в США со времен второй мировой войны. К этому методу прибегали для быстрого развития способностей к учебе. Его цель – «дать возможность учиться лучше, быстрее, с большей эффективностью». Метод оказался настолько полезным, что вошёл в учебные программы многих колледжей и университетов США. Как утверждают психологи, он даёт припоминание 80% материала спустя 8 часов против обычных в среднем 20%.

Этот метод противодействует забыванию, заостряя внимание на сути изучаемого материала. В нем предусмотрен ряд этапов:

-беглое ознакомление,

-постановка вопросов,

-отметки при чтении,

-пересказ,

-повторный просмотр.

Бегло просмотрите текст с целью ознакомления и выявления его главной мысли.

Поставьте вопросы, т.е. переформулируйте подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста ищите на них ответы.

Сделайте в тексте отметки, выявляющие его структурную композицию, и при этом постарайтесь найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы.

Перескажите эти идеи одна за другой. Сделайте краткие заметки (можно использовать ключевые слова, значки, пиктогаммы и т.д.).

Тотчас повторно просмотрите текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. на внутренней структуре текста. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили.

И, наконец (это очень важно), сделайте собственные комментарии и критические замечания. Удалось ли вам найти ответы на все поставленные вопросы? Дайте оценку позиции автора.

При обучении учащихся с ОНР (1 кл.) пониманию и пересказу текста можно предложить следующий алгоритм:

  1. Слушаю (читаю) текст.
  2. Определяю действующих лиц.
  3. Выстраиваю действия по порядку.
  4. Пересказываю текст.

Алгоритм работы с текстом. (2- 6 кл.)

  1. Просмотрите весь материал и выделите то, что необходимо запомнить.
  2. Все свое внимание сосредоточьте на тех предметах, явлениях, фактах, объектах, которые необходимо запомнить.
  3. Найдите связь между фразами в материале - это поможет качественнее запомнить материал.
  4. Для лучшего запоминания материала сокращайте информацию до предела. Можно упустить детали, нежели главный смысл.
  5. Используйте удобные приемы запоминания информации: приемы опорных слов, визуализацию, пиктограммы и т.д.
  6. Повторяйте материал правильно и вовремя.

Психологами установлено, что через 30 минут забывается - 40% информации, на следующий день – еще 34%, через месяц - еще 21%. С учетом этого необходимо повторять:

  • первый раз после прочтения;
  • второй раз через полчаса;
  • третий раз через день;
  • четвертый раз через 2-3 недели.

Рекомендации для учащихся по улучшению запоминания и понимания прочитанного материала. (2- 4кл.).

Использование только приемов для запоминания недостаточно. Необходимо более глубокое осмысление получаемой информации.

Работая с новой информацией необходимо, чтобы учащийся задавал себе следующие вопросы:

  • что я уже знаю об этом предмете или факте?
  • что я нового могу узнать?
  • каково мое представление об этом предмете или факте в настоящий момент;
  • кому это нужно и зачем?
  • где и как это мне пригодится?

Рекомендации для учащихся по улучшению запоминания и понимания прочитанного материала. (5-8кл.)

- Главное условие хорошего запоминания - это пониманиематериала.

Для этого необходимо:

  • разбить текст на смысловые части;
  • выделить главное и второстепенное;
  • определить логические связи между частями;
  • составить схему, план, алгоритм и т.д.

- Степень осмысления и запоминания материала зависит от понимания логических связей между частями.

- Основное значение при запоминании имеет способность находить в вещах различие и сходство (особенно различие).

- При запоминании материала должны участвовать все виды памяти (аудиальная, кинетическая, кинестетическая, визуальная и т.д.). Чем больше видов памяти учащиеся будут использовать при запоминании, тем точнее сохранится материал, легче будет воспроизводиться, глубже будет понимание его содержания.

- Нейролингвисты утверждают, что при запоминании текста лучше всего запоминается начало и конец, поэтому необходимо особое внимание при обработке материала уделять середине.

- Постановка и осознание учащимися задачи на понимание и запоминание формируют у детей положительный, энергетически сильный мотив на необходимость запомнить, понять учебный материал.

Данные приемы работы с текстом школьники с речевой патологией могут использовать не только на логопедических занятиях, но и самостоятельно при работе в классе, при выполнении домашних заданий и т.д.

Список литературы

  1. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.-М.:Просвещение,1956.-223с.
  2. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – М.: Дрофа,2001.-128с.
  3. Психология: Учеб. Пособие для начальной школы/ Под ред. проф. И.В.Дубровиной. – М.:Гардарика, 1998. -176с.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития», 1907. -240с.
  5. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:ТЦ СФЕРА, 2005. – 256с.
  6. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. –Ярославль: «Академия развития», 1997. -240с.