Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. Авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевой патологией нарушено (Л.С.Волкова, В.И.Селиверстов, А.Г.Ипполитова, З.А.Репина, М.Е.Хватцев).
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Поэтому так важна роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Разработанные методики А.Г.Ипполитовой, Н.А.Рождественской и Е.Л.Пеллингер, К.П.Бутейко, А.Н.Стрельниковой, М.Норбекова используются логопедами частично, и их приходится адаптировать к логопедической практике, так как тренинговые комплексы неинтересны детям, трудны для них и малопонятны. Значительная часть этих методик не учитывает положения А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия о мотивации как главного фактора, определяющего качественное порождение речевого высказывания.
В настоящее время в детских учреждениях практически нет методик, программ группового обучения детей навыкам регуляции дыхания. Известные комплексы лечебной физкультуры предполагают, как правило, выполнение упражнений, направленных на глубокое дыхание, гипервентиляцию легких, упражнений с удлиненным и усиленным выдохом. Это в определенной степени противоречит тенденции к экономизации дыхания, характерной для детского возраста.
Основные положения программы “Школа волшебного дыхания”
В основу данной программы были положены следующие принципы:
- принцип доступности и осознанности управления своим дыханием;
- принцип наглядности и последовательности овладения дыхательными упражнениями и дыхательной диагностикой;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип комплексного подхода, проявляющийся во взаимодействии специалистов педагогического и медицинского профиля.
Пути реализации программы:
- для педагогов и родителей: лекции , семинары-практикумы, показ открытых занятий, домашнее задание.
- для детей : занятия, логотренинги, психологические тесты в виде загадок и рисунков, опыты, дыхательная гимнастика, игры и упражнения.
Этапы программы:
1 этап – подготовительный (сентябрь);
2 этап – изучение процесса дыхания (октябрь, ноябрь, декабрь);
3 этап – практическое обучение навыкам регуляции дыхания в покое, в движении и в процессе речи (январь, февраль, март, апрель, май).
Предполагаемый результат программы:
Рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровье сбережения ребенка, а речевое — какфундамент для формирования устной речи, мы удовлетворим потребности детей в двигательной активности в различных формах деятельности, сообразной их природе, а также сформируем паттерн дыхания в сжатые сроки и без ущерба для психофизического здоровья детей. Закрепим у детей энергетически экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания, обеспечим комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание.
1 этап. Подготовительный
Задачи.
- Ознакомить персонал учреждения и родителей с теоретическими и методическими основами программы.
- Изучить заболеваемость детей (для медработника), выявить детей имеющих аденоиды, бронхиты, переболевших пневмонией, часто и длительно болеющих..
- Провести анализ состояния здоровья и заболеваемости среди персонала и родителей.
- Обучить персонал учреждения и родителей основам диафрагмального дыхания, элементам метода экономного дыхания.
- Провести дыхательную диагностику.
Формы работы
Форма работы | Направление работы | |||
родители | педагоги | медработники | дети | |
Научно-популярнаялекция, семинар | + | + | + | |
Индивидуальная беседа | + | + | + | + |
Изучение состояния здоровья | + | |||
Практическое занятие | + | + | + |
Функции логопеда – проведение с детьми коррекционных занятий и специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие физиологического и речевого дыхания, организация семинаров – практикумов для родителей и персонала.
Функции педагогов – закрепление знаний и практических навыков в процессе повседневных игр и занятий, общение с родителями по вопросам оздоровительного дыхания.
Функции родителей – внимательное и ответственное отношение к выполнению домашних заданий. Регулярное проведение занятий в домашних условиях, поощрение детей за прилежное обучение, поддержка интереса к выполнению дыхательных упражнений и улучшению своего здоровья.
2 этап. Изучение дыхания
Задачи.
- Обратить внимание детей на важнейшее значение дыхания для жизни и здоровья.
- Сформировать понятие правильной осанки.
- Изучить основные элементы дыхательной системы (нос, легкие, диафрагма), их значение.
- Изучить основные фазы дыхания – вдох, выдох, пауза.
- Изучить правильное (спокойное, ритмичное) и неправильное (глубокое, неритмичное) дыхание.
- Познакомить детей с правилами дыхания.
- Провести дыхательную диагностику.
Формы работы
Форма работы | Направление работы | |||
родители | педагоги | медработники | дети | |
Семинар | + | + | + | |
Индивидуальная беседа | + |
+ |
+ | + |
Изучение состояния здоровья | + | |||
Групповые занятия | + |
Перспективный план работы на 2 этапе
Тема занятия,знания | Умения инавыки | Упр-я и игры | ||
Октябрь | 1 | “Йоник из страны Эфирия” Знать, что дыхание – основа жизни. Познакомить с понятием “воздух”, дать представление о том, какую роль он играет в жизни человека. |
Освоить технику психологического дыхательного настроя и первичные приемы дыхательной гимнастики. | “Пузырьки”, “Осенние цветочки”, “Клубок для котенка” |
2 | “Воздушный океан. Свойства
воздуха” Уточнить и расширить знания о воздухе и его свойствах. Рассказать об основных причинах загрязнения воздуха и откуда берется чистый воздух. |
Научить дышать через нос и правильно выполнять дыхательную гимнастику | “Узнай овощ”, “Сдуй мотылька с цветка”, “Носик и ротик поучим дышать” | |
3 | “Волшебство дыхания носом.
Микробы” Знать, что существуют микробы и как они попадают в организм. Познакомить со строением носа и его функциями |
Закрепить носовое дыхание. Учить делать вдохи каждой ноздрей по отдельности и двумя одновременно. | “Узнай фрукт”, “Расколдуй картинку”, “Бегущие утята” | |
4 | “Гигиена носа. Передача
инфекции” Знать, что микробы вызывают заболевания. При чихании они могут перейти от больного человека к здоровому. Знать способы защиты от инфекции. |
Научить детей правильно освобождать нос от слизи, каждую полость носа отдельно. Закрепить умение закрывать лицо рукой при чихании. | “Ароматные коробочки”, “Подуй на свечу”, “Ворона” | |
Ноябрь | 1 | “Музыка дыхания. Волшебство
долгого звука” Знать, что силу выдоха можно тренировать с помощью звукового дыхательного теста. |
Уметь проводить звуковой дыхательный тест. Научиться долго держать звук: м-м-м, а для этого набирать очень много воздуха. | “Мычалки”, “Чей паровоз громче и дольше гудит?”, “Выровняй дорогу” |
2 | “Волшебство сильного выдоха” Знать, что силу выдоха можно тренировать с помощью игры “Воздушная стрельба” |
Научить играть на различных духовых инструментах. Уметь хорошо стрелять из воздушного ружья. | “Блоуспорт”, “Воздушные шары”, “Ветерок” | |
3 | “Правила дыхания” Познакомить детей с основными правилами дыхания: дышать только носом; не поднимать плечи; в дыхании активно участвовать живот. |
Закрепить носовое и диафрагмальное дыхание. Уметь надувать воздушные шарики. | “Кто больше сдует одуванчиков”, “Страшный сон мышонка”, “Эхо” | |
4 | “Волшебство больших легких” Ознакомить детей с положением легких. Изучить движение воздуха при дыхании. Познакомить с двухфазным и трехфазным дыханием. |
Изучить глубокое (неэкономное) дыхание и тихое (экономное). | “Чья мельница вертится быстрее”, “Вьюга”, “Погрей ладошки” | |
Декабрь | 1 | “Волшебство диафрагмы” Ознакомить детей с положением диафрагмы, с принципами дилафрагмаьного дыхания. |
Научить правильному дыханию животом (диафрагмальному) и тихому (экономичному) дыханию через нос. | “Медвежонок в берлоге”, “Дятел”, “Шарик” |
2 | “Правильная осанка” Ознакомить детей с понятием “правильная осанка”. Изучить правильную и неправильную осанку. Ознакомить с отрицательным влиянием неправильной осанки на здоровье. |
Научить контролировать правильную осанку в покое и в движении. Уметь сравнивать осанки у “хороших” и “плохих” героев сказки. | Игра на дудочках и губной гармошке. “Сдуй снежинки”, “Водное поло” | |
3 | “Правильное питание” Ознакомить с понятием “правильное питание”. Ознакомить детей с отрицательным влиянием жирного питания на здоровье. |
Научить детей не переедать, следить за своим питанием, заниматься спортом. Закрепить носовое и диафрагмальное дыхание. | “Ах, какой аромат!”, “Каша кипит”, “Дровосек”, “Секрет” | |
4 | “Светофор дыхания” Закрепить с детьми основные правила дыхания с помощью специальных рисунков. |
Учить детей следить за правильной осанкой в покое и в движении. Закрепить носовое и диафрагмальное дыхание. | “Цветные мотыльки”, “У кого пузырей больше?”, “Пила” |
3 этап. Практическое обучение навыкам регуляции дыхания
Задачи.
- Обучение детей регуляции дыхания в покое и во время разговора.
- Обучение детей регуляции дыхания в покое и в движении.
- Учить детей регулировать дыхательный ритм.
- Закреплять энергетически экономный, диафрагмальный тип дыхания.
- Провести сравнительную дыхательную диагностику.
Формы работы
Форма работы | Направление работы | |||
родители | педагоги | медработники | дети | |
Семинар | + | + | + | |
Индивидуальная беседа | + | + | + | + |
Изучение состояния здоровья | + | |||
Групповые занятия | + |
Перспективный план работы на 3 этапе
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Январь | Обучать регуляции дыхания в покое | ||||||||
“Охота” “Больной зуб” “Чей кораблик уплывет дальше?”, |
“Капризуля” “Жук жужжит” “Сдуть колобка с пенька” |
“Самолет” “Кто выше” “Паровоз гудит” |
“Вьюга” “Поиграем животиком” “На турнике” |
||||||
Февраль | Обучать регуляции дыхания во время разговора | ||||||||
“Прялица” “Пальчики здороваются” “Покатай карандаш” | “Трубачи” “Часики” “Петушок кричит” |
“Колыбельная” “Чудо-лесенка” “Считай до пяти” |
“Бабка сеяла горох” стихи и поговорки на выдохе | ||||||
Март | Обучать регуляции дыхания в покое и в движении (методика Стрельниковой) | ||||||||
“Ладошки” “Погончики” “Китайский болванчик” |
“Кошка” “Обними плечи” “Игрушка - неваляшка” |
“Повороты головы”,
“Перекаты” “Рок-н-ролл” |
“Носочки-пяточки” “Маятник головой”, “Насос” |
||||||
Апрель | Учить детей регулировать дыхательный ритм | ||||||||
“Пила” “Повороты” “Обезьянка” |
“Перекаты” “Хлопки” “Насос на четвереньках |
“Стирка”, “Ищем землянику”, “Рок-н-ролл на четвереньках” |
“Зарядка” “Одуванчик” “Попрыгунчик” |
||||||
Май | Закреплять энергетически экономный, диафрагмальный тип дыхания | ||||||||
“Надуй шарик” “Часики” “Водолазы выглядывают из воды” |
“Щука” “Наклоны” “Водолазы выходят из воды” |
“Шагают ножки” “Вдох – выдох” “Пожарники” |
“Ветер дует” “Деревце качается” “Сильный живот” |
Заключение
Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. Физиологическая, вегетативная функция – дыхание, доступна для самопроизвольной регуляции у детей уже с 3-4 летнего возраста. В речи вдох короткий, а выдох длинный, поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. И только регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Результаты логопедического эксперимента показывают: работа, направленная на развитие дыхания детей старшего дошкольного возраста, дает положительный эффект — увеличивает длительность и силу внеречевого выдоха, оказывает влияние на воспитание речевого дыхания, возможность дольше воспроизводить звуки речи, больше слов произносить на одном выдохе. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.
Своевременное и систематическое обучение детей навыкам регуляции дыхания способствует гармоничному развитию ребенка, повышению физиологических резервов его организма. Наличие достаточных резервов дыхательной системы обеспечивает высокий уровень двигательной активности ребенка, правильное развитие речевой функции. Способность ребенка к произвольной регуляции дыхания является физиологическим базисом для формирования более сложных навыков психофизиологической саморегуляции в подростковом возрасте. Это позволяет поддерживать состояние здоровья детей на достаточно высоком уровне, успешно проводить профилактическую и коррекционную работу.
Методическое обеспечение программы:
- Андреев Ю.А. Твое волшебное дыхание. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2008 – 160 с.
- Белякова Л. И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. ВАКО, 2005. – 240 с.
- Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе. – М.: Просвещение, 2007 -
- 47 с.
- Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. – М.: Медицина, 1989.
- Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания. – М.: Айрис-пресс, 2007 – 64 с.
- Зубко И.Л . О правильном дыхании.// Логопед. 2007, стр.114-119.
- Кривцова Т.А. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет. //Логопед №6, 2007, с. 38-55.
- Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Культура дыхания: комплексы упражнений для школьников. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
- Леонова С.В. Веселая разминка.// логопед №6, 2004.стр. 83–89.
- Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика. №1, 2007, стр. 29-32.
- Нурмухаметова Л.Р. Дыхательная гимнастика в детском саду. // Логопед
- №3, 2008, стр. 116-119.
- Оздоровительно-развивающая программа “Здравствуй!” для дошк. образоват. учреждений /М.Л.Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004 – 39 с.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. – М., Линка-Пресс, 2002. – 192 с.
- Сайкина Е.Г. Фитбол – аэробика для детей. //Дошкольная педагогика. 2005. №5.
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 112.