Итоговое логопедическое занятие по теме "Зима. Зимующие птицы"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Задачи:

  • уточнять, обогащать и активизировать словарь по заданной теме:
  • расширять знания о зимующих птицах;
  • продолжать формировать навык аналитического слушания (узнавать птицу по голосу, определять звук на фоне других звуков);
  • продолжать формировать фонематический слух;
  • развивать слуховое восприятие, внимание и память;
  • развивать лексико-грамматический строй речи (предложно-падежные связи, согласование сущ., числит и прилагат., словообразование при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов);
  • упражнять в подборе подходящих по смыслу определений к названиям птиц;
  • развивать моторику, пространственную ориентировку;
  • развивать эмоциональную сторону речи;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, заботливое отношение к птицам.

Логопед: Послушай звуки (Ребенок слушает звуки зимы)

Логопед: Что ты услышал?

Ребенок:

Я услышал шаги по снегу.
Я услышала, как вьюга воет.
Я услышал треск деревьев.
Я услышал, пургу. И т.д.

Логопед: В какое время года можно услышать эти звуки?

Ребенок: Эти звуки можно услышать зимой.

Логопед: Припомни, что ты знаешь о зиме. (Составление рассказа с опорой на картинно-графический план)

Ребенок: Зимой холодно. Солнце светит, но не греет. Зимой дует холодный ветер и часто идет снег. Реки покрыты льдом.

Зимой деревья и кусты стоят голые. Ветки покрыты снегом. Зелеными остались только ели и сосны.

Зимой люди одеваются тепло. Зимой дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Дети лепят снеговиков и играют в снежки. Зимой люди мастерят кормушки для птиц.

Логопед: Узнай птиц по голосу?

Ребенок слушает и узнаёт голоса птиц.

На слайд выводится изображение птиц.

Логопед: Ты правильно узнал голоса птиц. Воробей, дятел, синица, голубь, ворона - не улетают осенью, а остаются у нас зимовать. Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие птицы)

Логопед: Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам пережить суровую зиму. Для этого они делают кормушки и подкармливают птиц. Давай смастерим кормушку для зимующих птиц.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)

Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье:
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко.
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.
пилящие движения ребром ладони
стучать кулаком по ладони
растирание подушечек пальцев


загибаем пальцы

"очки" подносим к глазам
"Пальчики шагают", указательный палец поднести к губам.

Логопед: Кто прилетел к нашей кормушке?

Ребенок: К нашей кормушке прилетел воробей.

Логопед: Понаблюдаем за воробьем и расскажем о его действиях.

Упражнение "Наблюдай за воробьем"

Воробей по небу (летает).
Над елками (пролетает).
К кормушке (подлетает).
Вокруг дерева (облетает).
Вниз на снег (слетает).
На скамейку (перелетает).
Далеко (улетает).
А потом обратно (прилетает).

Логопед: Кто же еще к нам прилетел?

Ребенок: К нам прилетел дятел.

Ритмическая игра "Дятел"

Дятел сел на толстый сук
Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
Дятел ищет, где же жук?
Ту-ки-ту-ки-тук. Ту-ки-ту-ки-тук.

Дятел лечит старый дуб
Тук-да-тук. Тук-да-тук.
Он деревьям лучший друг.
Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.

Логопед: Приглядись внимательно, кто еще прилетел к кормушке?

Дети: К кормушке прилетела синичка.

Воспитатель:

Синичка скачет по дорожке
У нее замерзли ножки.
Но синица не скучает,
Ее движенье выручает.

Двигательная пауза "Синичкина зарядка"

проводится со слайдовым сопровождением

Вот синичка прилетела.
Лапку правую погрела.
Поклевала зернышки,
Распушила перышки.
Лапку левую погрела.
Вверх на небо посмотрела.
Наклонилась вправо, влево
И обратно улетела.

Логопед: Отгадай загадку.

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды.
Ест полынь, рябину, клен,
Подорожник, вкусный лен.
К нам зимой летит на пир,
Как зовут его?

Ребенок: Снегирь.

Логопед: Совершенно верно, это снегирь. Величиной он немного больше воробья. У снегиря-папы яркое оперение: грудка красная, голова, хвост и крылья - черные, спинка серо-голубая, над хвостом немного белого оперения. Снегирь-мама не такая нарядная, ее перья темно-серого цвета. Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины и бузины, семена деревьев. Ну, а если он прилетит на поле, то полакомится семенами сорных трав. Часто снегири навещают кормушки, развешанные людьми в парках и садах. Сидящие на ветках они похожи на красные фонарики. Снегирь - птица доверчивая и добродушная, если ты будешь внимательным, то в зимнем парке сможешь услышать негромкое посвистывание снегиря.

Логопед: Посмотри, какие птицы собрались около нашей кормушки. Давай назовем каждую.

Ребенок: У кормушки красногрудый снегирь.

У кормушки проворный воробей. (веселая синичка, трудолюбивый дятел)

Логопед: Молодец, ты справился со всеми заданиями. О ком мы говорили на нашем занятии? (Мы говорили о зимующих птицах).