Логопедические игры. В помощь практикующему логопеду

Разделы: Логопедия


В настоящее время вопросы организации логопедической работы по предупреждению и устранению дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения носят приоритетный характер. Принципиально важным становится работа по созданию условий логопедического сопровождения, где используются не только традиционные методы коррекционного обучения школьников с нарушениями письма и чтения, но и включаются новые формы. К одним из важных приемов работы можно отнести логопедические игры. Логопедические занятия, проводимые в игровой форме, носят коррекционно-развивающий характер.

Большое значение имеют игры, развивающие правильное дыхание, помогающие совершенствованию произношения звуков. Игры для развития речевого и физиологического дыхания способствуют развитию глубокого вдоха, сильного дифференцированного выдоха, активизации мышц губ, языка, процессу начала автоматизации звуков гласных и согласных изолированно и в слогах, развитию фразовой речи на плавном выдохе.

При работе используются игры на формирование фонематического слуха в непринужденной форме, которые способствуют повышению уровня произношения. Совершенствуют способность воспринимать изучаемый звук, запомнить его место в слове, точно воспроизводить. Следить за правильностью речи других учащихся.

В целом, игры побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия. Для того, чтобы они не были однотипными и поддерживали постоянно внимание детей, применяются различные логопедические игры, пособия и оборудование, которое учитель – логопед может не только приобрести, но и изготовить самостоятельно или с помощью родителей учащихся. Ниже приведены варианты игр, используемых на логопедических занятиях и способы их изготовления.

Игра “Бабочки” (стрекозы, птички и т.д.)

Для игры “Бабочки” нужно взять пластмассовый круг, подвесить его за шнур к потолку на удобном для учащихся расстоянии, убрав прицепки и поместив разные по величине яркие бабочки на пластмассовые цепочки. Они располагаются на различной высоте. Данная игра может быть использована при выполнении глазодвигательных упражнений, упражнений на дыхание и отработке слоговой структуры слова.

Для изготовления игры “Бабочки” понадобится:

  • сушилка для одежды (пластмассовый круг или квадрат с прицепками);
  • яркие бабочки;
  • шнур и крючок металлический.
  1. Глазодвигательные упражнения: данное упражнение хорошо расслабляет глазные мышцы у учащихся.
  2. Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя. Необходимо следить, чтобы дети держали спину прямо. По заданию учителя – логопеда школьники выбирают две бабочки и начинают описывать “восьмерку”. Сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

  3. Упражнение на дыхание: для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка.
  4. При выполнении данного упражнения, учащиеся встают лицом к “бабочкам” на расстоянии 20 – 30 см. Сначала делают вдох через нос и начинают дуть через “Желобок” [1. – с. 33] на “бабочку”, не допуская надувания щёк во время выдоха. При этом у школьников должна быть прямая спина, плечи не напряжены и не подняты. Это упражнение проводится как индивидуально, так и в группе. Если проводится групповое занятие, то дети могут посоревноваться: чья бабочка лучше летает.

  5. Отработка слоговой структуры слова

Для этого задания определяют, что самая большая “бабочка” – это четырехсложное слово; чуть меньше – это трёхсложное слово; ещё меньше – это двухсложное слово; самая маленькая “бабочка” – это односложное слово.

По заданию, учащиеся по очереди, по цепочке говорят по слогам слова. Первую “бабочку” учащимся показывает учитель – логопед, дальше по часовой стрелке дети сами продолжают говорить слова различной слоговой структуры, в том порядке как размещены “бабочки”. Проговорив слово, каждый ребенок записывает на доске свой вариант ответа. По окончании работы, все дети к себе в тетради переписывают с доски все варианты ответов.

Игра на дыхание “Аэробол”

Данная игра будет полезна для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка. Упражнение тренирующее выдох для звука [Р].

Для изготовления игры “Аэробол” понадобится:

  • детская погремушка;
  • соломки питьевые гибкие (трубочка);
  • шарик из пенопласта для детского творчества.

Понадобится для изготовления игры “Аэробол”

Фотография 1

Фотография 2

Игру “Аэробол” можно изготовить из детской погремушки. Убрав ручку и разрезав погремушку пополам, получим две части для двух участников игры. Подойдут только те погремушки, где на месте прикрепления ручки есть утолщение, которое в дальнейшем будет фиксировать трубочку. На трубочку с коротким загнутым концом прикрепляется одна часть от погремушки – “чашечка”, другая часть трубочки берется в рот. В “чашечку” помещаем шарик из пенопласта, его можно приобрести в магазине, он называется “Шарик из пенопласта для детского творчества”, если нет такой возможности, можно изготовить самим, вырезав его из пенопласта диаметром 20 мм. Шарик должен быть очень легким, для тенниса и т.д. не годятся.

Помещённый в “чашечку” шарик не виден детям. Когда мы первый раз начинаем заниматься игрой “Аэробол”, можно сказать учащимся: “Сейчас я вам покажу фокус!” Берется трубочка в рот и плавно и длительно дуется воздух, из “чашечки” поднимается шарик и парит, делая на месте круговые движения. Учащимся очень нравится это упражнение, и они с удовольствием его выполняют.

Фотография 3.

Игра “Аэробол”

При выполнении данного упражнения нужно следить, чтобы школьники не задвигали слишком далеко в рот трубочку, а держали её за край. “Чашечку” и трубочку придерживали обеими руками и не закусывали трубочку зубами.

Важно объяснить ребенку, что выдох должен быть равномерным, чтобы шарик держался на одном уровне. Если дуть через трубочку слишком сильно, то шарик будет постоянно улетать и падать на пол. А если дуть слишком слабо, то шарик практически не будет подниматься из “чашечки”. В обоих случаях не будет направленной воздушной струи. Когда учащиеся научатся правильно и равномерно дуть, то шарик будет удерживаться в воздухе, плавно вращаясь. Игра вызывает эмоциональный отклик у детей.

Игра “Разноцветные крышки”

Будет эффективна при развитии фонематического восприятия; слогового анализа – синтеза; способствует формированию мелкой моторики рук; отработке слоговой структуры слова; лексико – грамматического строя речи; развивает внимание, наблюдательность и зрительную память; способствует автоматизации и дифференциации изучаемого звука.

Фотография 4.

Игра “Разноцветные крышки”

Для изготовления игры “Разноцветные крышки” понадобится:

  • изготовленный деревянный пенал;
  • верхняя часть от пластмассовой бутылки;
  • набор цветных крышек.

Для данной игры изготавливается деревянный пенал, в который помещается “крышка”. В крышку вставляются срезанные от пластмассовой бутылки горлышки с завинчивающимися крышками.

Понадобится для изготовления игры “Разноцветные крышки”

Фотография 5

Фотография 6

Фотография 7.

Понадобится для изготовления игры “Разноцветные крышки”

  1. Отработка слоговой структуры слова: Учащемуся предлагается разделить слово на слоги.
  2. По заданию учителя – логопеда школьник должен выбрать слово с любым количеством слогов, произнести его по слогам, на каждый произнесенный слог он откручивает крышку. Сколько в слове слогов, столько должно быть открученных крышек. Следующий учащийся должен выйти и подобрать слово только с тем количеством слогов, которое будет равно количеству уже открученных крышек. Учащийся произносит свое слово по слогам и закручивает крышки обратно на место.

  3. Отработка лексико-грамматического строя речи: Школьникам предлагается составить предложение.
  4. Для выполнения этого задания дети по очереди составляют целое предложение. Первый учащийся говорит слово и откручивает крышку, следующий произносит слово первого учащегося и продолжает составлять предложение, произнося свое и откручивая крышку.

Например:

Дети

Дети пошли

Дети пошли гулять

Дети пошли гулять в

Дети пошли гулять в парк

Дети пошли гулять в парк отдыха

И так до конца предложения. Нужно добиваться того, чтобы количество слов соответствовало количеству крышек на пенале. Затем повторить задание снова, составить новое предложение, но уже крышки нужно прикрутить на место.

  1. Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков в слове.
  2. Для этого задания на пенале накручены крышки двух цветов: зеленого и синего цвета.

    Учащимся дано задание слушать слова. Если они услышат в слове согласный мягкий звук, то должны откручивать зелёную крышку, а если согласный твердый, то откручивать синюю крышку. После этого каждый учащийся выходит и выполняет задание, записывая слова на доске и подчеркивая буквы. Когда все дети выполнят данное задание, то все записывают в тетради.

  3. Автоматизация звука
  4. Для этого задания в пенал разложены маленькие картинки на изучаемый звук. Сверху закручиваются крышки. Учащемуся, чтобы узнать какое слово ему досталось, нужно открутить крышку и произнести это слово, сначала выделив и повторив 3 раза первый слог из слова, а затем и само слово, назвав данную картинку.

Например:

ра – ра – ра рак

ру – ру – ру рука

ры – ры – ры рыба

ар – ар – ар шар

Игра “Домик гласных звуков”

В игре используется отраженная в работе [2] идея Л.П. Уфимцевой и А.А. Самодуровой. Авторы используют рисунок “домика”, где с двух сторон приведены гласные звуки а, о, у, ы.

Фотография 8.

Игра “Домик гласных звуков”

Для изготовления игры “Домик гласных звуков” понадобится:

  • макет “домика”;
  • разрезная азбука.

В середине макета “домика” закреплен кармашек – “окошечко” для согласной изучаемой буквы, которая берется из разрезной азбуки. Учитель – логопед помещает изучаемую букву в кармашек – “окошечко”. Детям предлагается читать слоги с данным звуком в прямом и обратном порядке. Учащиеся читают слоги.

Сначала в прямом порядке: ам, ом, ум, ым. Потом в обратном порядке: ма, мо, му, мы. После этого полностью: ама, омо, уму, ымы.

Затем выкладывают эти слоги из разрезной азбуки, после чего записывают задание у себя в тетради.

Для следующего задания учащиеся должны, взяв слог из “Домика гласных звуков”, записать на доске с заданным слогом слова, после чего переписать себя в тетради.

Например:

ма – мама, Маша, мак.
мо – море, мох.
ам – сам.
ом – сом и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб, 2006. – 64с.
  2. Уфимцева Л.П., Самодурова А.А. Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – Красноярск, 1998. – 123с.

Приложение