В настоящее время вопросы организации логопедической работы по предупреждению и устранению дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения носят приоритетный характер. Принципиально важным становится работа по созданию условий логопедического сопровождения, где используются не только традиционные методы коррекционного обучения школьников с нарушениями письма и чтения, но и включаются новые формы. К одним из важных приемов работы можно отнести логопедические игры. Логопедические занятия, проводимые в игровой форме, носят коррекционно-развивающий характер.
Большое значение имеют игры, развивающие правильное дыхание, помогающие совершенствованию произношения звуков. Игры для развития речевого и физиологического дыхания способствуют развитию глубокого вдоха, сильного дифференцированного выдоха, активизации мышц губ, языка, процессу начала автоматизации звуков гласных и согласных изолированно и в слогах, развитию фразовой речи на плавном выдохе.
При работе используются игры на формирование фонематического слуха в непринужденной форме, которые способствуют повышению уровня произношения. Совершенствуют способность воспринимать изучаемый звук, запомнить его место в слове, точно воспроизводить. Следить за правильностью речи других учащихся.
В целом, игры побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия. Для того, чтобы они не были однотипными и поддерживали постоянно внимание детей, применяются различные логопедические игры, пособия и оборудование, которое учитель – логопед может не только приобрести, но и изготовить самостоятельно или с помощью родителей учащихся. Ниже приведены варианты игр, используемых на логопедических занятиях и способы их изготовления.
Игра “Бабочки” (стрекозы, птички и т.д.)
Для игры “Бабочки” нужно взять пластмассовый круг, подвесить его за шнур к потолку на удобном для учащихся расстоянии, убрав прицепки и поместив разные по величине яркие бабочки на пластмассовые цепочки. Они располагаются на различной высоте. Данная игра может быть использована при выполнении глазодвигательных упражнений, упражнений на дыхание и отработке слоговой структуры слова.
Для изготовления игры “Бабочки” понадобится:
- сушилка для одежды (пластмассовый круг или квадрат с прицепками);
- яркие бабочки;
- шнур и крючок металлический.
- Глазодвигательные упражнения : данное упражнение хорошо расслабляет глазные мышцы у учащихся.
- Упражнение на дыхание : для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка.
- Отработка слоговой структуры слова
Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя. Необходимо следить, чтобы дети держали спину прямо. По заданию учителя – логопеда школьники выбирают две бабочки и начинают описывать “восьмерку”. Сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
При выполнении данного упражнения, учащиеся встают лицом к “бабочкам” на расстоянии 20 – 30 см. Сначала делают вдох через нос и начинают дуть через “Желобок” [1. – с. 33] на “бабочку”, не допуская надувания щёк во время выдоха. При этом у школьников должна быть прямая спина, плечи не напряжены и не подняты. Это упражнение проводится как индивидуально, так и в группе. Если проводится групповое занятие, то дети могут посоревноваться: чья бабочка лучше летает.
Для этого задания определяют, что самая большая “бабочка” – это четырехсложное слово; чуть меньше – это трёхсложное слово; ещё меньше – это двухсложное слово; самая маленькая “бабочка” – это односложное слово.
По заданию, учащиеся по очереди, по цепочке говорят по слогам слова. Первую “бабочку” учащимся показывает учитель – логопед, дальше по часовой стрелке дети сами продолжают говорить слова различной слоговой структуры, в том порядке как размещены “бабочки”. Проговорив слово, каждый ребенок записывает на доске свой вариант ответа. По окончании работы, все дети к себе в тетради переписывают с доски все варианты ответов.
Игра на дыхание “Аэробол”
Данная игра будет полезна для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка. Упражнение тренирующее выдох для звука [Р].
Для изготовления игры “Аэробол” понадобится:
- детская погремушка;
- соломки питьевые гибкие (трубочка);
- шарик из пенопласта для детского творчества.
Понадобится для изготовления игры “Аэробол”
Фотография 1
Фотография 2
Игру “Аэробол” можно изготовить из детской погремушки. Убрав ручку и разрезав погремушку пополам, получим две части для двух участников игры. Подойдут только те погремушки, где на месте прикрепления ручки есть утолщение, которое в дальнейшем будет фиксировать трубочку. На трубочку с коротким загнутым концом прикрепляется одна часть от погремушки – “чашечка”, другая часть трубочки берется в рот. В “чашечку” помещаем шарик из пенопласта, его можно приобрести в магазине, он называется “Шарик из пенопласта для детского творчества”, если нет такой возможности, можно изготовить самим, вырезав его из пенопласта диаметром 20 мм. Шарик должен быть очень легким, для тенниса и т.д. не годятся.
Помещённый в “чашечку” шарик не виден детям. Когда мы первый раз начинаем заниматься игрой “Аэробол”, можно сказать учащимся: “Сейчас я вам покажу фокус!” Берется трубочка в рот и плавно и длительно дуется воздух, из “чашечки” поднимается шарик и парит, делая на месте круговые движения. Учащимся очень нравится это упражнение, и они с удовольствием его выполняют.
Фотография 3.
Игра “Аэробол”
При выполнении данного упражнения нужно следить, чтобы школьники не задвигали слишком далеко в рот трубочку, а держали её за край. “Чашечку” и трубочку придерживали обеими руками и не закусывали трубочку зубами.
Важно объяснить ребенку, что выдох должен быть равномерным, чтобы шарик держался на одном уровне. Если дуть через трубочку слишком сильно, то шарик будет постоянно улетать и падать на пол. А если дуть слишком слабо, то шарик практически не будет подниматься из “чашечки”. В обоих случаях не будет направленной воздушной струи. Когда учащиеся научатся правильно и равномерно дуть, то шарик будет удерживаться в воздухе, плавно вращаясь. Игра вызывает эмоциональный отклик у детей.
Игра “Разноцветные крышки”
Будет эффективна при развитии фонематического восприятия; слогового анализа – синтеза; способствует формированию мелкой моторики рук; отработке слоговой структуры слова; лексико – грамматического строя речи; развивает внимание, наблюдательность и зрительную память; способствует автоматизации и дифференциации изучаемого звука.
Фотография 4.
Игра “Разноцветные крышки”
Для изготовления игры “Разноцветные крышки” понадобится:
- изготовленный деревянный пенал;
- верхняя часть от пластмассовой бутылки;
- набор цветных крышек.
Для данной игры изготавливается деревянный пенал, в который помещается “крышка”. В крышку вставляются срезанные от пластмассовой бутылки горлышки с завинчивающимися крышками.
Понадобится для изготовления игры
“Разноцветные крышки”Фотография 5
Фотография 6
Фотография 7.
Понадобится для изготовления игры “Разноцветные крышки”
- Отработка слоговой структуры слова: Учащемуся предлагается разделить слово на слоги.
- Отработка лексико-грамматического строя речи: Школьникам предлагается составить предложение.
По заданию учителя – логопеда школьник должен выбрать слово с любым количеством слогов, произнести его по слогам, на каждый произнесенный слог он откручивает крышку. Сколько в слове слогов, столько должно быть открученных крышек. Следующий учащийся должен выйти и подобрать слово только с тем количеством слогов, которое будет равно количеству уже открученных крышек. Учащийся произносит свое слово по слогам и закручивает крышки обратно на место.
Для выполнения этого задания дети по очереди составляют целое предложение. Первый учащийся говорит слово и откручивает крышку, следующий произносит слово первого учащегося и продолжает составлять предложение, произнося свое и откручивая крышку.
Например:
Дети
Дети пошли
Дети пошли гулять
Дети пошли гулять в
Дети пошли гулять в парк
Дети пошли гулять в парк отдыха
И так до конца предложения. Нужно добиваться того, чтобы количество слов соответствовало количеству крышек на пенале. Затем повторить задание снова, составить новое предложение, но уже крышки нужно прикрутить на место.
- Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков в слове.
- Автоматизация звука
Для этого задания на пенале накручены крышки двух цветов: зеленого и синего цвета.
Учащимся дано задание слушать слова. Если они услышат в слове согласный мягкий звук, то должны откручивать зелёную крышку, а если согласный твердый, то откручивать синюю крышку. После этого каждый учащийся выходит и выполняет задание, записывая слова на доске и подчеркивая буквы. Когда все дети выполнят данное задание, то все записывают в тетради.
Для этого задания в пенал разложены маленькие картинки на изучаемый звук. Сверху закручиваются крышки. Учащемуся, чтобы узнать какое слово ему досталось, нужно открутить крышку и произнести это слово, сначала выделив и повторив 3 раза первый слог из слова, а затем и само слово, назвав данную картинку.
Например:
ра – ра – ра рак
ру – ру – ру рука
ры – ры – ры рыба
ар – ар – ар шар
Игра “Домик гласных звуков”
В игре используется отраженная в работе [2] идея Л.П. Уфимцевой и А.А. Самодуровой. Авторы используют рисунок “домика”, где с двух сторон приведены гласные звуки а, о, у, ы.
Фотография 8.
Игра “Домик гласных звуков”
Для изготовления игры “Домик гласных звуков” понадобится:
- макет “домика”;
- разрезная азбука.
В середине макета “домика” закреплен кармашек – “окошечко” для согласной изучаемой буквы, которая берется из разрезной азбуки. Учитель – логопед помещает изучаемую букву в кармашек – “окошечко”. Детям предлагается читать слоги с данным звуком в прямом и обратном порядке. Учащиеся читают слоги.
Сначала в прямом порядке: ам, ом, ум, ым. Потом в обратном порядке: ма, мо, му, мы. После этого полностью: ама, омо, уму, ымы.
Затем выкладывают эти слоги из разрезной азбуки, после чего записывают задание у себя в тетради.
Для следующего задания учащиеся должны, взяв слог из “Домика гласных звуков”, записать на доске с заданным слогом слова, после чего переписать себя в тетради.
Например:
ма – мама, Маша, мак.
мо – море, мох.
ам – сам.
ом – сом и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб, 2006. – 64с.
- Уфимцева Л.П., Самодурова А.А. Организация логопедических занятий в школе для детей с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – Красноярск, 1998. – 123с.