Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- преодоление нарушений слоговой структуры слова;
- обогащение словарного запаса;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование грамматического строя речи и связной речи;
- обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартрическими расстройствами. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителей-логопедов и воспитателей. В детском саду работают две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии.
Коллектив коррекционных групп имеет богатый педагогический опыт. Мы работаем сплочённой командой единомышленников. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает.
- Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
- Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
- Коррекцию звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха.
- Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
- Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
- Коррекцию нарушений слоговой структуры.
- Развитие просодической стороны речи.
- Профилактику нарушений письма и чтения.
- Формирование навыков послогового чтения.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
Перед воспитателями стоят следующие задачи.
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
- Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
- Взаимопосещения занятий.
- Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
- Заседания “Логопедической гостиной”.
- Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
- Совместный выпуск журнала для родителей о детях “АБВГдейка”.
Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей (Приложение 1). Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В рамках “Логопедической гостиной” были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий, разработанные учителем-логопедом Лесиной Н.А.
Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой Н.В., проф. Ауглиным Ф.Р.позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс звукопостановки, улучшает интеллектуальную сферу. На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы. После дневного сна применяется плантарный самомассаж.
В нашем дошкольном учреждении разработаны и используются воспитателями групп комплексы самомассажных мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата и развития интеллектуального потенциала детей.
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
Одной из форм взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ (Приложение 2).
Следующей формой взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей МДОУ № 33 можно назвать совместный выпуск журнала для родителей “АБВГдейка”.
Выпуск журнала для родителей о детях “АБВГдейка” учителями-логопедами и воспитателями коррекционных групп нацелен на то, чтобы донести до родителей определённые проблемы, решаемые в процессе коррекции речи детей.
Этот журнал выпускается каждый квартал. В нём мы рассказываем родителям некоторые теоретические аспекты развития и воспитания ребёнка в группах компенсирующей направленности, помещаем интересные высказывания детей, заметки родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей о жизни детей в группе. Журнал с интересом воспринимается родителями, они охотно делятся опытом семейного воспитания, зачастую предлагают тематику новых номеров.
В целях наиболее полной логопедизации жизни в наших группах планируем взаимодействие логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями О.Гомзяк. В её разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений. В “Тетради преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя” подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально. Например, отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т.д., включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков. Главное условие применения рекомендаций О.Гомзяк заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю учителем-логопедом. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителя-логопеда. Воспитатели после проведённого занятия графически отмечают результативность усвоения предложенного материала, что позволяет логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.