Профилактика оптической дисграфии и дислексии в старшем дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Требования к поступающим в первый класс детям на сегодняшний день возросли. Программа обучения, которая должна быть усвоена через чтение и письмо, усложнена и насыщена разнообразным материалом. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения и письма. Практика сотрудничества с учителями начальных классов и школьными учителями-логопедами показывает, что особенно сложно приходится младшим школьникам, которые в дошкольном возрасте посещали группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Овладение письмом является напряженной и не всегда успешной работой, которая часто требует коррекции. Наличие стойких ошибок на письме и при чтении, обусловленных разными причинами, позволяет говорить о дисграфии и дислексии. В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей с началом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Можно говорить о следующих предпосылках дисграфии у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: твердых - мягких; звонких - глухих, свистящих - шипящих, а также звуков [р], [й], [л]. Это явная предпосылка акустической дисграфии.
  2. Наличие полных звуковых замен в устной речи (в основном вышеперечисленных групп фонем), неправильное проговаривание слов в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам на письме.
  3. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов: трудности в узнавании звука на фоне слова, выделении ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова, определение позиции звука в слове.
  4. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: твердых - мягких; звонких - глухих, свистящих - шипящих, а также звуков [р], [й], [л]. Это явная предпосылка акустической дисграфии.
  5. Наличие полных звуковых замен в устной речи (в основном вышеперечисленных групп фонем), неправильное проговаривание слов в период обучения грамоте неизбежно приводит к соответствующим буквенным заменам на письме.
  6. Несформированность простейших видов фонематического анализа слов: трудности в узнавании звука на фоне слова, выделении ударного гласного из начала слова и конечного согласного из конца слова, определение позиции звука в слове.

Однако в процессе письма лежат 3 действия:

- обозначение звука буквой и ее написание;

- кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии;

- запись готового предложения.

Ошибки на письме могут быть обусловлены и несформированностью зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Это затрудняет ребенку дифференциацию сходных по начертанию букв в процессе овладения грамотой, что приводит к оптической дисграфии и дислексии.

Таким образом, неизбежность появления у детей всех основных видов дисграфии можно безошибочно предсказать уже в старшем дошкольном возрасте, а значит, что нужно сделать все возможное для того, чтобы ликвидировать ее предпосылки еще до начала обучения в школе.

Нарушениям акустического восприятия звуков и их коррекции учителями-логопедами образовательных учреждений всех видов уделяется достаточное внимание. Хотелось бы коснуться случаев, когда ребенок актуализирует звук и не может полноценно его обозначить, т.е. испытывает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения. Речь пойдет о предупреждении оптических видов дисграфии и дислексии уже в старшем дошкольном возрасте.

Механизмом  оптической дисграфии является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа  и синтеза, пространственных представлений. Данный вид дисграфии проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы); в заменах и смешениях графически сходных букв (по одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С).

При оптической дислексии отмечается неустойчивость зрительного восприятия и представлений. В процессе чтения дети плохо усваивают отдельные буквы, не устанавливают связь между зрительным образом буквы и звуком, у них нет четкого зрительного образа буквы, поэтому одну и ту же букву они воспринимают по-разному. Дети часто смешивают буквы, сходные по начертанию (П - Н, Н - И, Щ - Ц, Ш - Щ, С - О).

Пропедевтическая работа в детском саду сводится к развитию зрительно-пространственных функций и формированию зрительного анализа и синтеза. При знакомстве с печатными буквами старшим дошкольникам необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита, так как они состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

Состояние у ребенка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза можно проверить при обследовании, используя задания:

- понимание пространственных предлогов;

- самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов;

- ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу;

- представление о форме и величине предметов;

- узнавание предметов в усложненных условиях;

- состояние зрительного анализа и синтеза;

- знание букв и узнавание их в усложненных условиях.

Именно поэтому, в ходе коррекционной работы с детьми совместно с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, мы решаем коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает:

- развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;

- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

- развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;

- развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету.

Практика и поиски путей повышения результативности логопедической работы показали, что достигать положительного результата в коррекционной работе можно, если на занятиях использовать дидактические игры, цель которых – развитие и совершенствование сенсорных функций.

В данной статье представлены подборки игр для предупреждения возникновения оптической дисграфии и оптической дислексии на занятиях по обучению грамоте. Эти игры используются с начала второго года обучения детей.

1.“Узнай букву” (дермолексия).

Цель: развитие осязательного восприятия, запоминание букв.

2 варианта проведения игры: буква на ладошке печатается пальцем или с помощью мокрой кисточки. При этом учитель-логопед стоит за спиной ребенка и у ребенка глаза закрыты. Ребенок должен назвать букву.

2. Сенсорная азбука.

Цель: развитие зрительного восприятия, фонематических процессов, слуховой памяти, тактильной памяти.

На выходных дети вместе с родителями должны были сделать изученную букву из подходящего материала: так из макарон появилась в азбуке буква М, из железных кнопок – буква Ж, из ваты – В, из хвои ели – буква Е, из бусин - Б , из пластилина буква П…. . Такая работа помогает детям запоминать образ буквы, а первый звук в названии используемого материала помогает запомнить название. Дети проводят пальчиком по букве и так запоминают правильное написание.

3. “Буквенный конструктор”.

Цель: развитие пространственной ориентации, соотнесения формы, размера, цвета, зрительного восприятия.

На начальном этапе детям предлагается собрать буквы из нескольких частей. В дальнейшем – побыть волшебниками и превратить в другую заданную букву.

4. “Жук – буквоед”.

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти.

Детям предлагается восстановить (допечатать) букву, которую почти всю съел жук – буквоед.

5. “Живое предложение”.

Цель: формирование у детей представлений об общих правилах грамматики путем совершенствования пространственных отношений.

Дети придумывают или слушают предложение, составленное учителем – логопедом. Затем проводится его анализ (количество слов, вычленение слов по порядку). Перед записью его в тетрадь дети составляют его “живую” схему:

- в ряд выстраивается столько детей, сколько слов в предложении;

- дети выстраиваются на некотором расстоянии друг о друга (слова в предложении пишутся отдельно);

- первый ребенок поднимает руки вверх (первое слово пишем с большой буквы);

- если в предложении есть имена собственные, то – дети тоже поднимают руки;

- последний ребенок присаживается на корточки – он “точка” (в конце предложения ставим точку).

6.“Умники и умницы”.

Цель: развитие умения выделять фонему из слова и соотносить ее с определенной буквой; совершенствование избирательности восприятия, слухового внимания и памяти, повышение уровня развития пространственной ориентации.

Детям предлагается лист бумаги, на котором изображены пересекающиеся геометрические фигуры. Дается задание, например:

- только в треугольнике напечатайте букву, обозначающую последний звук в слове “сок”;

- в общей части треугольника и круга гласную букву из последнего слога слова “молоко”;

- в общей части треугольника и квадрата напечатайте первый слог из слова “макароны”;

- справа от рисунка напечатайте букву, обозначающую согласный звук в середине слова “цирк”. Прочитайте полученное слово (“комар”).

Следует отметить, что данная игра используется во второй половине года. На этом этапе у детей уже достаточно хорошо сформировано фонематическое восприятие, усвоено значительное количество букв, развита пространственная ориентация, что определяет сложность предлагаемого задания.

7. “Волшебный сундучок”.

Цель: развитие зрительного осязания формы, совершенствование зрительной памяти.

2 варианта проведения игры: в одном случае детям предлагается опустить руку в сундучок и на ощупь определить, какая буква ему досталась (буквы могут быть использованы из магнитной азбуки или из мягкого конструктора), а во втором – назвать букву и напечатать ее на доске.

8. “Пуговицы”.

Цель: закрепление зрительного образа букв, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление основных цветов и оттенков, форм.

Оборудование: набор пуговиц разных цветов и форм.

Дошкольникам в виде соревнования предлагается выложить буквы из пуговиц только определенного цвета или только определенной формы. Более сложный вариант, когда детям предлагается выложить буквы из пуговиц определенной формы заданного цвета.

9. “Зеркало”.

Цель: назвать буквы наложенные друг на друга.

Детям рассказывается история о том, что буквы становятся друг перед другом и смотрятся в зеркало. Узнайте, какие буквы смотрятся в зеркало.

10. “Художник”.

Цель: развитие зрительной памяти, пространственных отношений.

Учитель-логопед на маркерной или меловой доске рисует в рамке цветными мелками или маркерами буквы, а потом стирает их. Дать детям установку: “Смотрите, что я рисую, потом сотру, будете рисовать самостоятельно то, что запомнили ваши глазки”.

11 “Сыщики”.

Цель: развитие зрительного внимания и избирательности восприятия, пространственных отношений, слуховой памяти.

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги формата А4, поделенный на квадраты 6 на 6, в верхнем ряду квадратов приклеены предметные картинки; фишка, касса букв.

Учитель-логопед предлагает детям пройти по его заданию по квадратам и найти нужную картинку. Дети следуют многоступенчатой инструкции: 2 квадратика вправо, 1 - вверх, 2 – влево наискосок, 1 – вправо и т.д. Таким образом, находят нужную картинку и на нее кладут букву, которая обозначает первый звук в названии этой картинки.

12. “Подзорная труба”.

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, создание устойчивого образа буквы.

Оборудование: “подзорная труба” из картона.

Учитель-логопед предлагает детям посмотреть в подзорную трубу и узнать буквы. Это могут быть недописанные буквы, буквы, изображенные пунктиром, стилизованные буквы. Как вариант можно попросить определить, какие из букв написаны неправильно и исправить их, а также назвать неправильно расположенные буквы.

13. “Рукодельники”.

Цель: развитие целостности зрительного восприятия, зрительной памяти.

Оборудование: в зависимости от варианта игры могут быть использованы шерстяные нитки и бархатная бумага; цепочки; веревочки; счетные палочки.

Детям предлагается выложить заданную букву.

Если ребенок в дошкольном возрасте будет выполнять подобные игровые задания, то пространственные представления, зрительный анализ и синтез к началу школьного обучения окажутся у него сформированными и различение похожих по начертанию букв не будет вызывать трудностей и, следовательно, возможность возникновения оптических форм дисграфии и дислексии будет сведена к минимуму.