Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее обследование детей с нарушениями речи.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.
Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста.
Не всегда этот важный документ составляется полно и грамотно, а так же специалистом тратится много дополнительного времени на заполнение его разделов.
Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов:
– бланк “Карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи”
(Приложение 1);
– “Ключ к карте обследования ребенка с общим недоразвитием речи ”
(Приложение 2).
Их основное назначение – облегчить работу логопеда по заполнению речевых карт на детей, прошедших обследование на ПМПК, рационально используя свое рабочее время.
Использование “Ключа к написанию речевой карты”, в котором даны варианты ответов (речевые клише), значительно упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность, помогает педагогу более грамотно заполнить речевую карту и эффективно организовать свою работу.
Литература.
- Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Москва. Изд.Дом “Образование плюс”, 2009.
- Грибова О.Е. “Технология организации логопедического обследования” Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008.
- Злобенко М.П., Ерофеева О.Н., Морозова И.В., Мишуткина Э.П. “Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста” Г. Волгоград. Изд. “Учитель”, 2010.
- Козырь Т.В. “Педагогическая диагностика в коррекционном дошкольном учреждении” Ж “Дошкольная педагогика № 4 (июль, август), 2003.
- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников Ж “Ребенок в детском саду” № 3,2005 г, № 4, 2005.
- Логинова В.И и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду Санкт-Петербург, 1997.
- Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика Москва. “Просвещение”, 1988.
- Микляева Н.В. “Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста”. Москва. АЙРС ПРЕСС, 2007.
- Никитина Е.Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик. Ж. “ Логопед” № 2, 2010.
- Поваляева М. А. “Справочник логопеда” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008.
- Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Минск , 2005.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. “Творческий центр”, 2004.
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва. “Академ А” , 1996.
- Фотекова Т.А. “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” Москва .Аркти, 2000.