Цель: Расширить и закрепить знания детей старшей речевой группы о диких животных наших лесов.
Задачи:
- Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.
- Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме.
- Упражнять в составлении рассказов о животных по опорным схемам.
- Закрепить умения подбирать признаки и действия к предметам.
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
- Развивать моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- Магнитофон с аудиозаписями: «Звуки леса».
- Аромамасла.
- Деревья. «Снежная поляна»,
- Набор игрушек животных.
- Дидактические игры: «Собери животного», «Где, чей дом?».
- Схема для составления рассказов.
- Цветные карандаши, мелки, клей, салфетки, силуэты животных, флажок, лесные знаки.
- Лесные дары Феи.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций животных, чтение сказок и рассказов о животных. Разучивание физ. минуток, изготовление лесных знаков.
Ход занятия
I. Игровой момент
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие (дети садятся на ковер, звучит музыка).
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем
В страну сказок улетаем,
Раз, два, три, четыре, пять
Смотрим глазками опять.
II. Дыхательная гимнастика (применение аромамасел)
Логопед: Куда мы с вами попали?
Дети: В лес.
– Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. Произнесем: «АУ».
III. Встреча с лесной феей
Фея:
Изо всех земных чудес
Всем милей нам русский лес.
– Здравствуйте ребята. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Отгадайте мои загадки (отгадки ищут глазами в лесу и собирают игрушки животных):
Я, сознаюсь, виновата:
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лиса)
Под соснами, под елками
Живет клубок с иголками. (Еж)
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок да скок. (Белка)
Серый байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
И морковку ему дай. (Заяц)
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный. (Волк)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
IV. Припоминание сказок
Фея: А в каких сказках встречаются эти животные. Дети вспоминают и называют сказки.
V. Имитация животных
Физ.минутка. Дети хором повторяют слова, идут по кругу, выполняя движения.
У нас славная осанка, мы ребятки
Мы походим на носках, а потом на пятках
Пойдем мягко как лисята и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся, и он нежно потянулся.
VI. Составление рассказа о животных по опорной схеме.
Дети садятся за столы и составляют рассказ (работа в группах). Озвучивают рассказы.
VII. Подвижная игра
Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей топал лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой косые зайчата, Волчица вела за собою волчат Все мамы и дети напиться хотят. |
Дети идут по кругу Идут, громко топая Крадутся на носочках Передвигаются вприсядку Идут вперевалку Скачут вприсядку Скачут на прямых ногах Крадутся Лицо в круг, лакательные движения языком |
VIII. Образование притяжательных прилагательных
Дети собирают части животных в целое.
Отвечают на вопросы феи: чья голова, чьи лапы, чей хвост?
IX. Игра с шишкой
Дети по кругу передают шишку, отвечая на вопросы:
- Животные какие?
- Животные что делают?
X. Беседа Феи с детьми
Фея: Не все животные приготовились к зиме. Расскажите мне, как мы можем помочь животным.
Дети рассказывают какая помощь оказывается животным людьми.
XI. Развитие мелкой моторики
Фея предлагает раскрасить животных.
Дети разукрашивают силуэты животных.
XII. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть Вот в комочке спит наш еж На кого же он похож? Вот наш ежик встрепенулся, Развернулся, потянулся. Ежик утром просыпается, Всем он мило улыбается. Умылся лапкой, а потом Угостился молочком. Вот они какие – ежики лесные. |
Кулачки сжаты Вращение кулачками Вытянуть руки вперед Потрясти кистями Потянулись Улыбнулись Имитация умывания Облизать губки Руки вверх в кулачках |
XIII. Проблемная ситуация «Как помочь животным в лесу зимой».
Изготовление проекта. На ватмане нарисован зимний лес. Дети размещают раскрашенных ими животных в жилища. Предлагают, ранее нарисованные лесные знаки расположить в лесу.
Фея благодарит детей и дарит подарки: «Лесные дары».
XIV. Дети возвращаются в детский сад.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем
Снова в садик улетаем,
Раз, два, три, четыре, пять
Смотрим глазками опять.
Проект «Поможем животным в лесу зимой» размещаем в приемную для родителей и гостей.
XV. Рефлексия:
Логопед: Где мы путешествовали? Что нового узнали?
Дети рассказывают.