Открытое логопедическое занятие "Урок для рыбки о весне"

Разделы: Логопедия


Цель: развитие связной монологической речи.

Задачи:

  • обобщать представления о весне, типичных весенних явлениях живой и неживой природы;
  • обогащать лексику прилагательными, глаголами.
  • следить за грамматически правильной речью;
  • учить составлению распространенных предложений с помощью упражнения «По цепочке»;
  • упражнять в составлении связных рассказов по серии сюжетных картинок и сюжетной картине, мнемотаблице и схеме-модели;
  • развивать диалогическую речь и ее интонационную выразительность;
  • развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать мимическую мускулатуру лица, фонетико-фонематическое восприятие, воображение, фантазию, память, логическое мышление через отгадывание загадок и решение поставленных проблем;
  • снятие мышечного напряжения с использованием психомоторной коррекции, корригирующих упражнений для глаз, упражнений на дыхание;
  • воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: фонограммы «Звуки леса», «Звуки моря», предметные картинки с изображением солнца, ручья, птицы; картинки перелетных птиц, набор картинок «Дикие животные», карточки схемы-модели, игрушки-насекомые для игры «Узнай на ощупь»; емкости на каждого ребенка с песком, сюжетные картинки по теме «Весна»; цветы-первоцветы (подснежник, мать – и мачеха, ландыш), слоговая таблица-схема (буква В).

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Логопед: Ребята, чтобы нас не покидало хорошее настроение, давайте подарим друг другу свои улыбки. Настя приготовила для вас стихотворение, послушаем ее.

Настя:

Уставшие метели
Уснули под кустом.
Сугробы похудели,
Проталинки кругом.
Резвятся шумно птицы,
Ручей заговорил,
И синие ресницы
Подснежник приоткрыл.

Л.: Ребята, о чем это стихотворение? (О весне.) Правильно, о долгожданной весне. С весной все пробуждается и оживает (живая и неживая природа, звери, насекомые, птицы, водоемы – реки, моря, озера и т.д.).

А что происходит в подводном мире, мы с вами сейчас и посмотрим.

Дети подходят к импровизированному морю и наблюдают сценку «Морской царь и золотая рыбка».

Царь:

Скажи А, скажи Е,
Видно рыбка не в себе.
Что же делать, как учить,
Не умеет говорить.
Владыка я морей и океанов,
Русалок, осьминогов, рыб, кальмаров.
Умею всех я удивить:
Водою сушу затопить,
Устраивать крушенье кораблей,
Пугать и взрослых и детей.
А рыбку не могу я научить
Всего лишь навсего заговорить.
Ко мне, Квакуля, поспеши,
Как быть? Скорее подскажи.
Квакуля: Эх, видел я в какой-то сказке:
Три раза невод дед кидал,
И чтоб добыть корыто бабке
Золотую рыбку он поймал.
А рыбка та злата на диво,
Ох, как красиво говорила,
На солнце чешуя блистала,
Она желанье исполняла.

Царь:

С тем дедом познакомиться я был бы рад,
Неси, Квакуля, мой подзорный аппарат.
Трубу три раза поверну, и дед окажется в плену.

(Поворачивает, появляется дед)

Дед:

Что за злой, ужасный рок!
Водоросли, осьминог.
Или это снится мне,
Что оказался я на дне?

Царь:

Нет, это все не сон.
Ты пленник мой – такой закон!

Дед: Надо бежать скорей.

Царь:

Стоять, приказы мои будешь выполнять,
Златую рыбку говорить учи!

Дед: Я не умею.

Царь:

Помолчи! Научишь – отпущу домой,
Еще корыто дам с собой.

Царь обращается к Золотой рыбке.

Вокруг себя три раза повернись
И в девочку скорее превратись.
Все, оставляю вас вдвоем,
А мы с Квакулею пойдем.
Дед: Ох, я бедный, старый дед.
Ей же нужен логопед!
Где его возьму я, где?
На морском песчаном дне?
Что ж, пойдем искать сад.

(Идут, видят вывеску, дед читает «Для ребяток и ребят». Подходят к детям.)

Дед:

Рыбку царь заколдовал,
С нею к вам меня послал.
Я вас прошу:
Ее вы на урок возьмите
И говорить скорее научите.

Л.: Хорошо. Зазвенит сейчас звонок и начнется наш урок.

Логопед (обращается к деду):

Услышишь снова ты звонок,
То знай – закончился урок.

Ну что ж, давайте будем начинать учить. Рыбка, мы люди земные, и к нам пришла долгожданная весна. Сегодня на нашем уроке мы говорим о ней. Весна пробуждает все, может она поможет и тебе, рыбка, заговорить.
Вот у меня цветок, отрываем лепесток. Читаем.

1. Звук – чтоб все могло вокруг звучать, нам нужно звуки различать.

Игра «Кто такие звуки издает?» (по картинкам)

а) комар звенит – з-з-з
б) змея шипит – ш-ш-ш
в) жук жужжит – ж-ж-ж
г) кузнечик – ч-ч-ч
д) белка – ц-ц-ц
е) ежик – ф-ф-ф
ж) волк – р-р-р

Дети выбирают картинку и звукоподражают.

2. Слог – слышать можем, слог писать и, конечно же, читать.

Дети читают слоги по слоговой таблице со звуком [В].

3. Слово – чтоб друг друга понимать, нужно слов нам много знать.

Л.: Назовите слова, относящиеся к весне. (Звери, птицы, солнце, насекомое, дерево, ручей, трава)

Слово скажи, и кубик другу предложи.

4. Предложение – чтобы речью овладеть, предложение нужно составлять уметь.

Игра «По цепочке»

Логопед показывает картинку (солнце). Первый ребенок говорит: «Солнце светит». Второй ребенок говорит: «Солнце ярко светит». Третий ребенок говорит: «Весеннее солнце ярко светит».

Предложение скажи, и кубик другу предложи.

Л.: Рыбка узнала, что такое звук, слог, слово, предложение. Я приглашаю вас на прогулку с Рыбкой в весенний лес. Расскажем Рыбке о его обитателях. Посмотрите вокруг, как красив весенний лес. В любом лесу есть эхо, и мы сейчас его позовем, сначала тихо, затем громко. Громко мы кричать не будем, потому что это дом зверей, птиц, насекомых.

Ну-ка с эхом поиграйте,
Я скажу – вы повторяйте.

Л.: Ребята, давайте потихоньку подойдем к дереву и посмотрим, кто нас встречает? (Птицы.) Какие это птицы? (Перелетные.) Назовите их. (Грач, трясогузка, скворец, пеночка, чиж, ласточка, кукушка и т.д.)

Кто вспомнит загадку о какой-нибудь птице.

1) На шесте дворец,
    Во дворце певец,
    А зовут его… (скворец).

2) Черный, проворный,
    Кричит «Крак!»
    Червякам враг. (Грач)

3) Кто по тропочке идет
    Быстрыми шажками,
    Длинным хвостиком трясет?
    Догадайтесь сами! (Трясогузка)

Л.: Поиграем с птичками, потренируем свои глазки. Найдем глазками трясогузку, скворца и т.д. (глазодвигательная гимнастика).

Л.: Посмотрите внимательно, кто на дереве соседствует с птицами? (Насекомые: бабочка, жук, комар, муравей, стрекоза и т.д.)

Игра «Угадай на ощупь» (игра на тактильные ощущения, дети достают из мешочка насекомых и называют их).

Л.: Дальше пойдем и первоцветы найдем. Что такое первоцветы? (Это цветы, которые цветут первыми: ландыш, мать-и-мачеха, подснежник.) Наклонитесь, вдохните аромат весенних цветов.

Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Носом воздух набираем,
Через ротик выпускаем!

(Дыхательная гимнастика)

Л.: Только первые цветы видны на проталинках, да песок проглядывает, который необходим цветам для роста. Хотите порисовать на песочке пальчиками? Наша Рыбка соскучилась, наверное, по своему месту обитания, где песок и вода.

Дети подходят к емкости с песком.

Л.: Нарисуйте лучистое солнце, дерево, на котором распускаются почки под яркими весенними лучами. Но вот пошел мелкий теплый дождик, и рисунок размыло. Но несмотря на все весенние явления нас весна не огорчает – мы ее любим. Нарисуйте сердечко указательными пальчиками одновременно.

Л.: Пойдемте на полянку, сядем и отдохнем. Поделитесь с Рыбкой, почему вы любите весну?

Рассказ из личного опыта.

Л.: Рыбке понравились ваши рассказы, и она тоже составила свой рассказ о весне. О ком же мы еще не рассказали Рыбке? (О животных.)

Рассказ-описание дикого животного по схеме-модели.
(Индивидуальная работа по карточкам)

Л.: О ком еще мы не рассказали Рыбке? (О труде людей весной.)

Составление рассказа по сюжетной картинке «Труд людей весной».
Дети называют по предложению, чем люди занимаются в это время года, глядя на сюжет картины.

Л.: Как известно, любое время спорится, если его делать вместе. Предлагаю вам в паре составить интересный занимательный рассказ по серии сюжетных картинок и поочереди рассказать составленный рассказ.

Дети делятся на пары и, сидя за столами, составляют рассказ. Рыбка вам поможет.

Л.: Наша Рыбка живет в воде, она любит прыгать, играть, танцевать. Хочет вам что-то предложить.

Рыбка:

Полукругом вы вставайте
И за мною повторяйте.

Логоритмические упражнения под музыку «Рыбка», гр. «Фабрика».

Л.: Теперь нам нужно успокоить свое дыхание, расслабиться, чтобы продолжать работу. Ложитесь на спину. Вытянитесь, как струночка, а теперь расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте меня. Представьте, что вы лежите возле прекрасного, тихого моря. Слышны лишь дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и солнечные лучи согревают вас. Вы ощущаете тепло. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вы отдыхаете. А теперь открываем глаза: у вас бодрое настроение и приятные ощущения.

Л.: Ребята, я думаю нам пора возвращаться в детский сад. Много ты сегодня, Рыбка, узнала, увидела, услышала. Расскажи нам, что ты знаешь теперь о весне.

Рассказ Рыбки по мнемотаблице.
Логопед звонит в колокольчик.

Л.: Звенит звонок, наш закончился урок.

Рыбка:

Я рыбка золотая,
Желанье исполняю.
За ваше ученье
Дарю угощенье.
Прошу вас всех покушать
Эти морские суши.

Дед ведет рыбку к «морю»

Царь: Вокруг себя три раза повернись и в рыбку скорее превратись.

Тысячу лет живу я здесь,
Но не знал, что садик есть,
Где рыбок учат говорить.
Придется деда отпустить.
Спасибо, дед тебе, прощай!
Бабке корыто передай!
До свидания!

Персонажи все уходят.

Л.: Есть у меня к вам одна просьба. Вот вам лучики солнца (воздушные шары желтого цвета), дорисуйте этому лучику ротик. Передайте ему свое настроение, которое осталось после нашего урока: радость или грусть. Подарите свои лучики радости гостям. У кого плохое настроение, пусть станет хорошим. А гости ваши лучики подарят прохожим, у кого тоже плохое настроение, чтобы оно поменялось на хорошее.