Последовательность работы по формированию представлений о себе и развитие речи ребенка раннего возраста

Разделы: Логопедия


Формирование сомато-пространственного гнозиса

Дети проявляют интерес к картинкам уже с конца первого – начала второго года жизни.

Переворачивать страницы дети научаются лишь к концу второго года жизни, поэтому до полутора лет им нужны картинки, наклеенные на фанеру или картон.

При несистематической педагогической работе интерес к картинкам в самостоятельной деятельности детей долгое время бывает неустойчив; часто наблюдается неправильное их использование: назвав одну-две знакомые картинки, дети начинают их мять, надрывать, разбрасывать. (Г.М. Лямина)

Картина – это лишь “знак” самого предмета, его плоскостное изображение. Сам предмет отсутствует, есть лишь его изображение. Да и оно не всегда совпадает с тем, с чем малыш встречался в реальной жизни. Например, его чашечка или чашка его мамы не похожи на ту чашку, что нарисована на картинке, но ребенок узнает предмет и называет его, вытягивая губы трубочкой (имитирует процесс питья).

О чем это говорит? У ребенка сформировались обобщенный образ предмета и обобщенное представление о его назначении и способе использования. Это сложный мыслительный процесс, включающий сенсорную память, т.е. представление об особенностях внешнего вида предмета и его функциональном назначении. (Вспомним: представление – это возникающие в мозгу наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений.) Итак, у ребенка должно возникнуть представление о предметах, что делает возможным их узнавание на картинке.

Следует учитывать, что восприятие предметов на 2-3 году жизни еще очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнает его на картинке. Это неслучайно: будучи во многом сходными с образами восприятия, представления все-таки существенно от них отличаются, так как представления о хорошо известных предметах и явлениях возникают в результате многочисленных восприятий этих предметов и явлений в различных условиях и в разное время.

По сравнению с образами восприятия представления являются более обобщенными. Это значит: чтобы ребенок узнал предмет на картинке, у него вначале должен возникнуть образ восприятия предмета, а затем и представление о нем. Только после этого возможно узнавание предмета на картинке.

Как уже говорилось, необходима предметная деятельность, при этом детей следует учить ориентировочно-исследовательским действиям с целью выявления свойств и особенностей предметов. Например, предмет следует повернуть разными сторонами, постучать им, обвести пальцем по контуру, приложить к уху – послушать и т.д.

До этого шла подготовительная работа: “Найди себя в зеркале” (перед зеркалом стоят 2-3 ребенка, каждому предлагается показать себя), найди свою одежду, покажи, где ты спишь – приемы, направленные на формирование личной идентификации.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картину, картинку, фотографию), т.е. понимать особенности плоскостного изображения. Установлено, что маленькие дети еще не умеют последовательно “изучать” изображения предметов по контуру взглядом. Они “выхватывают” наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, “не видя” изображение в целом.

Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объемного предмета (ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что “глаз учит руку, а рука учит глаз” (И.П. Павлов).

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме (легко “обтекаемых” взглядом), без лишних отвлекающих внимание деталей (н-р, мяч, яблоко, огурец, матрешка, лопата, ведро и т.п.).

При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребенка изображение по контуру, называя изображенный предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходит зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т.е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

Изображение, используемое в качестве дидактического материала по развитию речи и мышления, поистине уникально, так как является если можно так выразиться двойной знаковой системой: с точки зрения зрительного восприятия, изображение – знак предмета (при его отсутствии как такового); с точки зрения слова, изображение – “сигнал сигналов” (И.П. Павлов). А это способствует развитию символической функции мышления, формирования интеллекта, так как информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме (замещение, свертывание, унификация значений). На этом основаны все компьютерные системы и современные способы кодирования и обобщения информации. Мозг ребенка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности. Этому и способствуют занятия с картинками и картинами.

Следует подчеркнуть: набор картинок и картин, подобранных в определенной последовательности, представляет модульную (целостную) систему знаков – реалистических рисунков для развития речи и мышления детей. Это важно, так как изображения должны быть узнаваемыми детьми раннего возраста, не имеющими достаточных знаний об окружающем и развитого воображения.

Работ с картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего, изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. Далее изображения подбираются как серии обобщений.

В начале 2 года жизни к детям приходит понимание того, что каждый предмет имеет свое название. Это что? Замечено, что ребенок еще в младенчестве способен “рассматривать”, например, рисунок на обоях, но по-настоящему он начинает осваивать изображение с начала 2 года жизни, вначале воспринимая его, как обыкновенный предмет, обладающий комплексом физических свойств: цветом, формой, величиной, массой, фактурой, расположением в пространстве и пр. Начинать следует с одновременного рассматривания предмета и его изображения, что и “открывает” ребенку функциональное назначение картинки, как предмета для рассматривания. Ребенка следует неоднократно привлекать к рассматриванию картинки, называя то, что на ней изображено.

Детей до полутора лет учат находить изображения предметов или объектов по вопросам (Где кошка? Собака? Петушок?”), по просьбе (“Найди куклу. Найди собаку. Дай мишку. Дай кошку”). На одном занятии используется до 8 картинок.

После 1 года 6 месяцев внимание детей обращают не только на объект, но и – в основном – на изображение действий

О самом себе: (Л.Н. Павлова)

  • О своем имени (“Кто у нас Вася?”), “Ты кто, как тебя зовут?”, “Да, ты – Вася!”.
  • О внешнем виде (“Где у Васи руки? Где глаза? Где нос?” и т.п.
  • О действиях в окружающем (“Что Вася делает? моет руки, ест, играет, одевается”),
  • О самочувствии (“Вася хочет есть”, “Вася устал, хочет спать” и т.п.),
  • О желаниях (“Пойдем гулять”, “Буду играть”).

Нужно помочь ребенку “открыть себя”, привлекая внимание к себе самому (напрмер, “Где у Саши глаза? Уши? Нос? Кто у нас Саша? Кого зовут Саша?). Особое внимание надо обращать на лицо человека (А где у меня глаза, уши, нос?) и вести к первым элементарным обобщениям: у всех людей есть лицо, глаза, рот, нос и т.п. (дети 1 года – 1,5 лет) и более детально: губы, зубы, брови, щеки и т.д. (дети 1,5 – 3 лет) позднее дети узнают и запоминают названия частей тела: голова, руки, ноги (1,5 – 2 года); живот спина, шея, пальцы, ногти и т.д. (2-3 года). Дети постепенно начинают понимать, что части тела имеют свое назначение (функции): уши слушают, глаза смотрят, ноги ходят и т.п. Эти знания по-новому определяют отношение ребенка к кукле как живому существу (имитация человека) и игрушкам-животным, стилизованным под человека (слон в фартуке, мишка в штанишках и т.д.)

Далее необходимо расширять знания детей о человеке:

  • Его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, нос, рот и т.д.;
  • Его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся и т.д.);
  • Деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету и т.д.).

Взрослый может использовать конкретные ситуации для раскрытия ребенку его собственных физических (проголодался, устал, заболел и пр.) состояний и эмоциональных (обрадовался, испугался, засмеялся, заплакал, обиделся и пр.) переживаний (дети 1 года – 2 лет). учит замечать и соответствующим образом реагировать на физические и душевные состояния других людей – взрослых и детей (например, пожалей маму – она устала или дай Оле игрушку, видишь, она плачет и т.п.), сочувствовать им (дети 1,5 – 2 лет).

Упражнения на расширение пространственных представлений:

  • С зеркалом: посмотри, потрогай глаза, лоб, нос…” Затем эти действия переносятся на взрослого: “Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши”.
  • Те же упражнения проводятся на кукле.
  • Упражнения на картинке или на фотографии.
  • Упражнения на рисунке. (Е.Ф. Архипова)

В работе с детьми до 1,5 лет на первый план выступает развитие понимания речи взрослого.

Литература:

  • Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста, М., Астрель, 2006.
  • Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления, М., Мозаика-Синтез, 2005.