Цели:
- Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных на основе знаний формы слова и состава слова.
- Тренировать в умении находить и проверять безударные гласные;
- Воспитывать интерес к предмету логопедия, самостоятельность, сознательную дисциплину.
Задачи:
- Закрепить алгоритм (план) проверки безударных гласных;
- Формировать умение анализировать текст;
- Развивать связную речь, моторику, мыслительные операции.
Оборудование: программно-методический комплекс «Семейный наставник». 4 класс; диск «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс; ноутбук; диапроектор; презентационные слайды; диагностический материал по словарным словам текста упражнения №6.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Начнём занятие с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу. Для этого войдите в «Начальную школу», выберите урок 6, задание №17.
Учитель-логопед по проектору показывает только объяснение задания, а учащиеся выполняют задание на своих компьютерах.
– Ура! Ура! Мы своими знаниями победили злого Малограма и правильно расколдовали все волшебные слова.
– Хотите стать такими же грамотными как Шибкограм и Тожеграм?
– Тогда садитесь поудобней и начнем логопедическое занятие.
II. Сообщение темы и цели занятия
Учитель показывает презентационные слайды. Приложение 1
Вчера вечером, пока вас не было в школе, третий класс принес вам задание. На проекторе написаны орфограммы а, и, е, о, я, изучаемые в начальной школе.
– Как вы думаете о чем хотели вас спросить третьеклассники?
– Они хотели спросить об безударных гласных.
– Нам нужно им помочь составить план (алгоритм) работы с безударными гласными. Исходя из этого сегодня тема нашего занятия «Правописание безударных гласных в корне слова».
III. Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих занятиях
Учитель: Чтобы оказать помощь, нам надо самим вспомнить какие знания мы получили на предыдущих занятиях, о способах работы с безударными гласными в корне.
Задание 1
Возьмем словосочетание: На песчаной отм...ли. Здесь пропущена безударная
гласная. Нужно ее подобрать. Что для этого делаем?
Сначала для себя объяснить слово отмели. Разобрать слово по составу. От – это приставка, корень слова мел, и окончание. Ударение стоит над о.
– Что поможет выбрать букву, которую надо написать? (Проверочное слово.)
– Какое проверочное слово можно подобрать? (Показ слайда.)
– Подбираем проверочное слово мелко. Назовите способ проверки, применяемый в этом словосочетании? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.)
– Что означает слово мелко? Неглубоко.
Получается. На песчаной отмели. Неглубоко на песке.
Задание 2
Откройте на рабочем столе компьютера программно – методический комплекс «Семейный
наставник». 4 класс, упражнение № 6:
На песчаной отм. ли с .дит од. нокий рыбак с удочкой. Кл. вало не часто. Рыба вовсе не тор.пилась попасть на крючок. Л.вил рыбак рыбку целый день, в. дра так и не наполнил.
Комментированное выполнение упражнения.
– Юра, прочитай первое предложение: К слову сидит нет проверочного слова это непроверяемое слово, которое пишется через и, к слову одинокий подобрал проверочное слово один и получается следующее предложение: На песчаной отмели сидит одинокий рыбак с удочкой.
– Все с этим согласны? Тогда впишите предложение в упражнение как сказал Юра.
Второе предложение комментирует Лида: К слову клевало подбираю проверочное слово клев получается предложение «Клевало не часто». Вписали на компьютере предложение в упражнение.
– Юра, прочитай третье предложение: К слову не торопилась подбираю проверочное слово торопиться, ставлю букву о под ударение. Тогда предложение получается: «Рыба вовсе не торопилась попасть на крючок».
– Напишите на компьютере третье предложение.
– Коля, прочитай четвертое предложение. Как выполним? К слову ловил подбираю проверочное слово ловит, к слову ведра подбираю проверочное слово ведра и получается предложение: Ловил рыбак рыбку целый день, а ведра так и не наполнил.
– Напишите на компьютере четвертое предложение. Сколько проверочных слов получилось?
мелко, один, клев, торопится, ловит, ведра
– Всего шесть проверочных слов. Теперь нажмите на проверку упражнения. Ответ оповещает о том, что текст состоит из 29 слов и выполнили мы его за ... минут.
Прочитайте текст еще раз и ответьте на вопросы:
– О ком говорится в тексте?– В тексте говорится о рыбаке.
– Что делает рыбак?
– Ловит рыбу.
– Много рыб наловил?
– Наловил мало рыб потому что ведра не наполнил (показ слайда о рыбаке).
Задание 3
Интерактивная диагностика словарных слов из текста: ОТМЕЛИ, СИДИТ, ОДИНОКИЙ,
КЛЕВАЛО, ТОРОПИЛАСЬ, ЛОВИЛ, ВЕДРА.
Диапроектором на экране показываем вопросы диагностики и учащиеся самостоятельно отвечают с объяснением своего ответа.
1. Найдите существительное мужского рода
Ловит ведра рыба крючок
2.Есть ли среди слов ведра, отмели, одинокий, сидит глагол?
Да Нет
3.Найдите глагол в предложении Л.вил рыбак рыбку целый день
Рыбак день рыбку целый ловил
4.Какой схеме соответствует состав слова наполнил?
5.Найдите окончание в существительном с удочкой
ой
6. Какой схеме соответствует состав слова клевало?
Физкультминутка
Упражнения мозговой гимнастики:
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь). «Надеть шапку» – дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.
- «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении). Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, опять разводя плечо. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держась за плечо другой рукой.
- «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны.
- «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
IV. Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова
Написать проверочный диктант упражнения №6
На песчаной отмели сидит одинокий рыбак с удочкой. Клевало не часто. Рыба вовсе не торопилась попасть на крючок. Ловил рыбак рыбку целый день, ведра так и не наполнил.
– О ком мы написали в диктанте?
– Об одиноком рыбаке. (Демонстрация слайда с изображением одиноко сидящего
рыбака.)
– Где сидит рыбак?
– На песчаной отмели.
– Много рыб он поймал?
– Нет. Рыба вовсе не торопилась попасть на крючок.
– Что нужно знать и помнить, чтобы написать без ошибок? Проверка безударного
гласного имеет свой чёткий, план, алгоритм. Мы составим его вместе для
третьеклассников.
Алгоритм
- Прочитать слово, текст, найти безударную гласную;
- Выделить корень, поставить ударение. Объяснить смысл слова;
- Подобрать проверочное слово: однокоренное слово или изменить форму этого слова;
- Написать гласную букву, вспомнить правописание.
V. Итог занятия
Мы выполнили просьбу третьеклассников и составили алгоритм проверки безударных гласных. Если вам понравилось занятие, если вы получили знания, прикрепите к дереву зелёный листик. Если же занятие не понравилось прикрепите желтый листок.
Это занятие было важно и для меня. Он сказал мне: “Верь в своих учеников, каждый из них станет обязательно успешным! Спасибо за сотрудничество!