Интегрированное логопедическое занятие по теме "Систематизация знаний о правописании безударных гласных в корне слова" для учащихся с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных на основе знаний формы слова и состава слова.
  • Тренировать в умении находить и проверять безударные гласные;
  • Воспитывать интерес к предмету логопедия, самостоятельность, сознательную дисциплину.

Задачи:

  • Закрепить алгоритм (план) проверки безударных гласных;
  • Формировать умение анализировать текст;
  • Развивать связную речь, моторику, мыслительные операции.

Оборудование: программно-методический комплекс «Семейный наставник». 4 класс; диск «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс; ноутбук; диапроектор; презентационные слайды; диагностический материал по словарным словам текста упражнения №6.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Начнём занятие с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу. Для этого войдите в «Начальную школу», выберите урок 6, задание №17.

Учитель-логопед по проектору показывает только объяснение задания, а учащиеся выполняют задание на своих компьютерах.

– Ура! Ура! Мы своими знаниями победили злого Малограма и правильно расколдовали все волшебные слова.

– Хотите стать такими же грамотными как Шибкограм и Тожеграм?

– Тогда садитесь поудобней и начнем логопедическое занятие.

II. Сообщение темы и цели занятия

Учитель показывает презентационные слайды. Приложение 1

Вчера вечером, пока вас не было в школе, третий класс принес вам задание. На проекторе написаны орфограммы а, и, е, о, я, изучаемые в начальной школе.

– Как вы думаете о чем хотели вас спросить третьеклассники?

– Они хотели спросить об безударных гласных.

– Нам нужно им помочь составить план (алгоритм) работы с безударными гласными. Исходя из этого сегодня тема нашего занятия «Правописание безударных гласных в корне слова».

III. Воспроизведение знаний, полученных на предыдущих занятиях

Учитель: Чтобы оказать помощь, нам надо самим вспомнить какие знания мы получили на предыдущих занятиях, о способах работы с безударными гласными в корне.

Задание 1
Возьмем словосочетание: На песчаной отм...ли. Здесь пропущена безударная гласная. Нужно ее подобрать. Что для этого делаем?

Сначала для себя объяснить слово отмели. Разобрать слово по составу. От – это приставка, корень слова мел, и окончание. Ударение стоит над о.

– Что поможет выбрать букву, которую надо написать? (Проверочное слово.)

– Какое проверочное слово можно подобрать? (Показ слайда.)

– Подбираем проверочное слово мелко. Назовите способ проверки, применяемый в этом словосочетании? (Изменить слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.)

– Что означает слово мелко? Неглубоко.

Получается. На песчаной отмели. Неглубоко на песке.

Задание 2
Откройте на рабочем столе компьютера программно – методический комплекс «Семейный наставник». 4 класс, упражнение № 6:

На песчаной отм. ли с .дит од. нокий рыбак с удочкой. Кл. вало не часто. Рыба вовсе не тор.пилась попасть на крючок. Л.вил рыбак рыбку целый день, в. дра так и не наполнил.

Комментированное выполнение упражнения.

– Юра, прочитай первое предложение: К слову сидит нет проверочного слова это непроверяемое слово, которое пишется через и, к слову одинокий подобрал проверочное слово один и получается следующее предложение: На песчаной отмели сидит одинокий рыбак с удочкой.

– Все с этим согласны? Тогда впишите предложение в упражнение как сказал Юра.

Второе предложение комментирует Лида: К слову клевало подбираю проверочное слово клев получается предложение «Клевало не часто». Вписали на компьютере предложение в упражнение.

– Юра, прочитай третье предложение: К слову не торопилась подбираю проверочное слово торопиться, ставлю букву о под ударение. Тогда предложение получается: «Рыба вовсе не торопилась попасть на крючок».

– Напишите на компьютере третье предложение.

– Коля, прочитай четвертое предложение. Как выполним? К слову ловил подбираю проверочное слово ловит, к слову ведра подбираю проверочное слово ведра и получается предложение: Ловил рыбак рыбку целый день, а ведра так и не наполнил.

– Напишите на компьютере четвертое предложение. Сколько проверочных слов получилось?

мелко, один, клев, торопится, ловит, ведра

– Всего шесть проверочных слов. Теперь нажмите на проверку упражнения. Ответ оповещает о том, что текст состоит из 29 слов и выполнили мы его за ... минут.

Прочитайте текст еще раз и ответьте на вопросы:

– О ком говорится в тексте?– В тексте говорится о рыбаке.

– Что делает рыбак?

– Ловит рыбу.

– Много рыб наловил?

– Наловил мало рыб потому что ведра не наполнил (показ слайда о рыбаке).

Задание 3
Интерактивная диагностика словарных слов из текста: ОТМЕЛИ, СИДИТ, ОДИНОКИЙ, КЛЕВАЛО, ТОРОПИЛАСЬ, ЛОВИЛ, ВЕДРА.

Приложение 2

Диапроектором на экране показываем вопросы диагностики и учащиеся самостоятельно отвечают с объяснением своего ответа.

1. Найдите существительное мужского рода

Ловит ведра рыба крючок

2.Есть ли среди слов ведра, отмели, одинокий, сидит глагол?

Да Нет

3.Найдите глагол в предложении Л.вил рыбак рыбку целый день

Рыбак день рыбку целый ловил

4.Какой схеме соответствует состав слова наполнил?

5.Найдите окончание в существительном с удочкой

ой

6. Какой схеме соответствует состав слова клевало?

Физкультминутка

Упражнения мозговой гимнастики:

  • «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь). «Надеть шапку» – дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.
  • «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении). Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, опять разводя плечо. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держась за плечо другой рукой.
  • «Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны.
  • «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

IV. Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова

Написать проверочный диктант упражнения №6

На песчаной отмели сидит одинокий рыбак с удочкой. Клевало не часто. Рыба вовсе не торопилась попасть на крючок. Ловил рыбак рыбку целый день, ведра так и не наполнил.

– О ком мы написали в диктанте?
– Об одиноком рыбаке. (Демонстрация слайда с изображением одиноко сидящего рыбака.)
– Где сидит рыбак?
– На песчаной отмели.
– Много рыб он поймал?
– Нет. Рыба вовсе не торопилась попасть на крючок.
– Что нужно знать и помнить, чтобы написать без ошибок? Проверка безударного гласного имеет свой чёткий, план, алгоритм. Мы составим его вместе для третьеклассников.

Алгоритм

  • Прочитать слово, текст, найти безударную гласную;
  • Выделить корень, поставить ударение. Объяснить смысл слова;
  • Подобрать проверочное слово: однокоренное слово или изменить форму этого слова;
  • Написать гласную букву, вспомнить правописание.

V. Итог занятия

Мы выполнили просьбу третьеклассников и составили алгоритм проверки безударных гласных. Если вам понравилось занятие, если вы получили знания, прикрепите к дереву зелёный листик. Если же занятие не понравилось прикрепите желтый листок.

Это занятие было важно и для меня. Он сказал мне: “Верь в своих учеников, каждый из них станет обязательно успешным! Спасибо за сотрудничество!